55RS0026-01-2022-002533-28
Дело № 2а-2229/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 23 августа 2022 года дело по административному исковому заявлению Мельниковой Т.Н. к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании предписания незаконны, о возложении обязанности принести письменные извинения,
УСТАНОВИЛ:
Мельникова Т.Н. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование заявленных требований указывает, что 24.06.2022 за № 02-15/525 Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области вынесла в адрес Мельниковой Т.Н. Предписание об уведомлении Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о ходе выполнения мероприятий по разработке проекта рекультивации земельного участка, со сроком исполнения - 10 дней с момента получения, под угрозой обращения в суд.
Требования о разработке проекта рекультивации земельного участка считаем незаконными, в силу отсутствия компетенции/полномочий у Ответчика для принятия такого решения в отношении Истца
Ответчик не может возлагать на Истца какие либо обязанности, без установленных законодательно полномочий и оснований, ссылки на которые Ответчик не делает в своем предписании.
На основании изложенного административный истец просит отменить приятое Администрацией Красноярского сельского поселения Омского области Предписание о рекультивации земельного участка с даты его издания. Письменно принести извинения Истцу за предъявление требований не правового характера. В порядке главы 7 КАС РФ возложить на административного ответчика обязанность воздержаться от совершения любых действий, тем или иным образом касающихся распоряжением участка с кадастровым номером № до разрешения заявления о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка в собственность Истца по существу и вступление в силу решения суда.
В судебном заседании административный истец Мельникова Т.Н. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца Мельниковой Т.Н. - Долгов И.П., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддерживал в полном объеме по основаниям в нем изложенным. Дополнительно пояснил, что у административного ответчика отсутствуют полномочия выдавать предписания о рекультивации земельного участка. Сам по себе факт направления в адрес истца письма об отзыве предписания, не свидетельствует о его отмене. Кроме того, указал, что в целях принятия мер предварительной защиты, считает необходимым запретить Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области совершать любые действия в отношении земельного участка с кадастровым номером № до разрешения заявления о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Просил удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Представители административных ответчиков Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проскуряков А.С., Филатова Н.Н., действующие на основании доверенностей и дипломов о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признавали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что указанное предписание было направлено в адрес Мельниковой Т.Н. ошибочно, оно отозвано. Требования о принятии мер предварительной защиты расценивали как не соотносящиеся с требованиями административного иска. Просили отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что между Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Мельниковой Т.Н. был заключен договор аренды земельного участка № 1-М 01.08.2016, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 68 851 кв.м. (кадастровый номером №), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 200 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира:
Согласно п. 2.1 указанного договора, срок аренды участка составляется три года с даты государственной регистрации договора.
Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 24.06.2022 вынесено предписание о рекультивации земельного участка № 02-15/525. Согласно указанного предписания следует, что в период срока действия Договора №-1М на земельном участке (кадастровый №, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под ведение сельскохозяйственного производства, вид сельскохозяйственных угодий: пастбище) Мельниковой Т.Н. незаконно установлен металлический забор и произведена укладка бетонных плит в количестве 105 штук размером 2х6 метров каждая, занимающие общую площадью более 1260 кв.м непосредственно на земельный участок, в результате чего нанесен ущерб землям, выразившийся в перекрытии плодородного слоя.
Какое-либо строительство на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения законодательством запрещено.
За допущенное нарушение на арендатора и иных лиц, допустивших нарушение, возлагается обязанность устранить нарушение путем проведения рекультивации нарушенного земельного участка и возместить причинённый вред почвам и землям сельскохозяйственного назначения.
Порядок проведения рекультивации определен Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила рекультивации).
На основании вышеизложенного и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» требую демонтировать металлический забор и бетонные плиты с земельного участка, разработать проект рекультивации земельного участка, предоставить проект рекультивации земельного участка Администрации Красноярского сельского поселения на согласование, произвести рекультивацию земельного участка, после рекультивации передать земельный участок Администрации Красноярского сельского поселения по акту приема-передачи.
В течение 10 дней с момента получения настоящего предписания уведомить Администрацию Красноярского сельского поселения о ходе выполнения мероприятий по разработке проекта рекультивации земельного участка, рекультивации земельного участка в противном случае Администрация Красноярского сельского обратится с иском в суд с требованием об обязании ликвидации металлического забора и бетонных плит с земельного участка, произвести рекультивацию земельного участка.
В ходе судебного разбирательства, стороной ответчика в адрес истца направлено уведомление от 17.08.2022 № 02-13/669, в котором Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области указывает, что предписание от 24.06.2022 № 02-15/525 является претензий соблюдения досудебного порядка, предусмотренного ГК РФ, и названо предписанием ошибочно. У Администрации Краснояского сельского поселения Омского муниципального района Омской области отсутствуют полномочия на вынесение предписания о рекультивации земельного участка.
Указанный отзыв предписания в адрес Мельниковой Т.Н. был направлен 19.08.2022.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования под ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 1 и п. 6 ч. 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлении плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В силу положений статьи 42 Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 статьи 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 1, 5.1.1. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере в том числе обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и виноградопригодных земель).
Полномочия органов местного самоуправления перечислены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к числу которых государственный земельный надзор сельскохозяйственных земель не относится.
Таким образом, специально уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения органом является Россельхознадзор.
Таким образом, Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не вправе выдавать предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства, если нарушения связаны с невыполнением требований рекультивации земель. Контроль за соблюдением земельного законодательства по выполнению требований рекультивации земель относится к полномочиям Россельхознадзора.
Предписание - это документ, направляемый контрольным (надзорным) органом со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов, в котором надзорный орган констатирует выявленные нарушения, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к физическим или юридическим лицам, в случае неисполнения предписания.
Доводы представителей Администрации, что Мельниковой Т.Н. было направлено письмо претензионного характера, ошибочно названое предписанием несостоятельны, поскольку из наименования и содержания предписания явно усматривается превышение полномочий Администрации в области надзора сельскохозяйственных земель.
При этом, сам по себе факт направления в адрес административного истца письма в котором Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области указывается на отзыв письма от 24.06.2022 №02-15/525, как ошибочно названное предписанием, не свидетельствует об его отмене административным ответчиков.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного истца и подлежащими их удовлетворению в части признания незаконным предписания о рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, вынесенного Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 24 июня 2022 года в адрес Мельниковой Т.Н..
Мельниковой Т.Н. заявлено требование о принесении письменных извинений истцу за предъявление требования не правового характера.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом положения. 9 ст. 227 КАС РФ, принимая во внимание характер действий, в которых выразилось нарушение прав административного истца, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии данного нарушения на момент рассмотрения административного дела, суд не находит основания для возложения на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений прав административного истца в возложении обязанности по принесению ему извинений, поскольку указанные действия (извинения) не являются способом восстановления нарушенных прав по смыслу приведенной нормы закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.
Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.
Административным истцом заявлено требования о возложении обязанности воздержаться от совершения любых действий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером № до разрешения по существу заявления о предоставлении в собственность Мельниковой Т.Н. указанного земельного участка и вступления в законную силу решения суда.
Суд находит указанное требование несоразмерным заявленному административному исковому заявление, в связи, с чем не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мельниковой Т.Н. к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании предписания незаконны, о возложении обязанности принести письменные извинения удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание о рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:4619, вынесенное Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 24 июня 2022 года в адрес Мельниковой Т.Н..
В требованиях о возложении обязанности письменно принести извинения отказать.
В принятии мер предварительной защиты в виде возложении на Администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанности воздержаться от совершения любых действий по распоряжению земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:4619 до разрешения по существу заявления о предоставлении в собственность Мельниковой Т.Н. указанного земельного участка и вступления в законную силу решения суда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Степанова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2022 года.