Дело № 2а-222/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Захаровой Я.И.,
с участием истца Филонова Б.А., его представителя Хорошевой А.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Матвиенко Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филонова Б. А. к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании отсутствующей информации в градостроительном плане земельного участка, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес) о границах зон с особыми условиями использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Филонов Б.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решение администрации (адрес) об отказе в исключении информации о зоне с особыми условиями использования территории из градостроительного плана, возложить обязанность внести изменения в градостроительный план, указывая на то что, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес), с кадастровым номером (№). При покупке земельного участка, в выписке из государственного кадастрового реестра было указано, что разрешенным использованием земельного участка является размещение дома индивидуальной жилой застройки. Ранее на данном земельном участке находился жилой дом, который был снесен истцом в связи с ветхостью и право собственности на жилой дом было прекращено по его заявлению. При обращении к ответчику за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома, истцу решением от (дата) отказано в выдаче разрешения по причине того, что земельный участок расположен в границах зоны подлета аэродрома, в которой реконструкция и новое строительство жилого дома запрещено. Вместе с тем, в выписке из ЕГРПН не содержатся какие-либо сведения о том, что земельный участок по (адрес) находится в границах с особыми условиями использования. Согласно градостроительному плану от (дата) спорный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4). Полагает, что оспариваемым отказом нарушены его права, истец обратилась в суд.
В судебное заседание истец уточнил исковые требования, просил суд признать отсутствующей информации в градостроительном плане земельного участка, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес) о границах зон с особыми условиями использования земельного участка. По обстоятельствам дела дополнил, что он не сносил бы ветхий дом, если знал о том, что у него не будет возможности построить новый. Информация о санитарной зоне отсутствует, ее нет в официальных документах.
Представитель административного истца Хорошева А.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении уточненного иска, подтвердила обстоятельства, изложенные выше и дополнила, что в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона о государственной регистрации недвижимости Администрация города была обязана направить в Росреестр сведения об установлении зоны с особыми климатическими условиями. Информация о соответствующих зонах, необходимая для ведения ЕГРПН должна включать ее наименование, объект, в отношении которого она установлена, номера и перечень координат характерных точек такой зоны в границах земельного участка, территория зоны должна быть описана. В то же время градостроительный план, имеющийся на руках у истца, подобной информации не содержит, разделы 5,6 не содержат сведения о санитарно-защитной зоне. Кроме того, ответчиком не указаны нормативные акты, установившие подобные ограничения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Матвиенко Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с градостроительным планом, земельный участок истца находится в зоне воздушных полетов, что отражено в градостроительном плане, который истец заказал в 2018 году. Указанная зона была установлена заводом, на основании заключения Роспотребнадзора, администрация не принимала решение о создании зоны подлета и не уполномочена принимать решение об ее исключении. Представленная со стороны истца схема земельного участка изготовлена кадастровым инженером, который мог запросить информацию о санитарно-защитной зоне.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Киркова К.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и суду пояснила, что санитарно-защитная зона, это подвижная система, которая постоянно меняется и зависит от ряда факторов. Ставить зоны на кадастровый учет нет смысла. Роспотребнадзор определяет только ориентиры зоны, конкретных точек никто не устанавливает. Зона была установлена ОАО «КнААПО», которые направили информацию в администрацию города.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа указанной нормы права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела установлено, что Филонов Б.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером (№), расположенном по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).
При обращении в администрацию (адрес) с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, истцу ответом (№) от (дата) в удовлетворении заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке отказано на основании ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку земельный участок расположен в границе зоны подлета аэродрома, в которой реконструкция и новое строительство объектов для проживания людей запрещено.
Далее установлено, что истец 09.08.2018 обратился в администрацию города с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка путем исключения информации о зоне с особыми условиями использования территории, в связи с отсутствием в ЕГРПН сведений об описании зоны.
Письменным ответом от 10.09.2018 истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку в генеральном плане города, утвержденном в 1987 году, а также в Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» отображена спорная зона подлета. Решение вопроса о внесении сведений в ЕГРН запланировано на декабрь 2018 год.
Рассматривая законность действий административного ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 260, п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное указанной правовой нормой право собственника земельного участка возводить жилые строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями п. 2, п. 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. При подготовке разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, приаэродромная территория отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Частью 3 ст. 4 указанного Кодекса предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
В соответствии с подпунктом 6 ст. 37 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденных решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы (№) от (дата), для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в зонах подлета аэродрома, устанавливаются виды запрещенного использования в соответствии с СНИП (№) «Аэродромы», Постановлением Правительства РФ от (дата)(№) «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства РФ», Нормами технологического проектирования аэродромов гражданской авиации (№)., М., 1973, в частности запрещено использование земельных участков под индивидуальное строительство в зонах подлета аэродрома; реконструкция и новое строительство объектов для проживания людей.
Как следует из градостроительного плана земельного участка по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, указанный земельный участок полностью расположен в зоне подлета (стр. 2,7).
Вышеуказанный факт также подтверждается представленной выпиской из карты зон с особыми условиями, выпиской из градостроительного плана города.
Согласно пункту 5.1 СанПиН (№) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно- защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Согласно сведениям, предоставленным ПАО «Компания «Сухой», зона подлета аэродрома «(иные данные)» г. Комсомольска-на-Амуре является частью санитарно-защитной зоны ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина». Указанная санитарно-защитная зона установлена на основании ст. 12 Закона РФ от 30.03.199 № 52-ФЗ, СанПиН (№) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от (дата), выданным на основании проекта «Единая санитарно-защитная зона ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина».
Из указанного санитарно-эпидемиологического заключения следует, что границы единой санитарно-защитная зоны ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина проходят: от границы предприятия Север – 12700 м.; северо-восток – 1200м.; восток – 2000м., юго-восток 900м., юг-11600 м.; юго-запад – 1200м., запад - 0 м., северо-запад 1120 м..
Принимая во внимание, что земельный участок, принадлежащий истцу, находится в зоне с особыми условиями использования территории, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для удовлетворения заявления.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ в исключении информации о зоне с особыми условиями использования территории из градостроительного плана земельного участка является законным и не нарушает права административного истца как собственника земельного участка.
Доводы истца и его представителя о том, что точные границы зоны не определены, сведения о зоне подлета отсутствуют в ЕГРП, не являются основанием для признания действий ответчика незаконными.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На данный момент Генеральный план города Комсомольска-на-Амуре и Правил землепользования и застройки, являются действующими нормативными правовыми актами, в связи с чем административный истец не лишен возможности оспорить их в судебном порядке в части отображения санитарно-защитной зоны. Порядок же внесения изменений в правила землепользования и застройки предусмотрен статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, отсутствие сведений в ЕГРП не лишало возможности истца ознакомиться с иными документами, поскольку зона подлета отображена в графических материалах Правил землепользования и застройки.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу требований п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку административным ответчиком принято законное решение, в установленные сроки, содержит обоснование на закон, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Филонова Б. А. к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании отсутствующей информации в градостроительном плане земельного участка, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес) о границах зон с особыми условиями использования земельного участка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.О. Жукова