ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-222/2017 от 12.10.2017 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2а-222/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2017 года г.п. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Евлановой А.В.,

при секретаре Горниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-222/2017 по административному исковому заявлению ГУП ЧАО «Чукотснаб» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу №02-008/2017 от 01.06.2017г.,

у с т а н о в и л:

ГУП ЧАО «Чукотснаб» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу №02-008/2017 от 01.06.2017г., указав в обоснование заявленных требований, что Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО проведена проверка по соблюдению ГУП ЧАО «Чукотснаб» законодательства в области охраны окружающей среды на территории участка Усть-Белая, расположенного в с.Усть-Белая Анадырского района Чукотского автономного округа. По результатам проведённой проверки выдано предписание от 01.06.2017г. №02-008/2017, которым на ГУП ЧАО «Чукотснаб» возложена обязанность в срок до 31.10.2017г. произвести демонтаж движимого имущества РГС-25, РГС-25, КАЗС-10 (ёмкостей ГСМ с.Усть-Белая) из водоохранной зоны реки Анадырь, а также произвести рекультивацию земельного участка в установленном порядке.

Вышеуказанное предписание административный истец считает незаконным ввиду того, что ГУП ЧАО «Чукотснаб» является собственником контейнерной автозаправочной станции – 10 куб.м. (далее – КАЗС-10), на основании договора поставки от 20.06.2007г. №24/07-МТР, заключенного между ООО «ХСМ Сервис» и ГУП ЧАО «Чукотснаб», и двух ёмкостей под ГСМ объёмом 25 куб.м., расположенных в с.Усть-Белая, на основании счёта-фактуры от 15.05.2003г. №85, которые были введены в эксплуатацию 18.12.2007г. и 26.06.2003г., то есть до 2013 года, когда вступил в законную силу п.5 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ. В связи с этим, административный истец считает, что на основании п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006г. №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», он может эксплуатировать КАЗС-10 в границах водоохраной зоны реки Анадырь. Также административный истец указал, что 14.06.2012г. ГУП ЧАО «Чукотснаб» получено согласование Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу на размещение в водоохранной зоне склада нефтебазы участка с.Усть-Белая, в состав которого входят КАЗС-10 и две ёмкости по 25 куб.м., что подтверждается паспортом нефтебазы ГУП ЧАО «Чукотснаб». По мнению истца, исполнение указанного предписания фактически приостановит деятельность предприятия в с.Усть-Белая, и, как следствие, приведёт к прекращению поставок нефтепродуктов в этот населённый пункт, так как ГУП ЧАО «Чукотснаб» является единственным поставщиком нефтепродуктов.

Просит суд признать предписание Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО №02-008/2017 от 01.06.2017г. незаконным и отменить его.

В дополнении к административному исковому заявлению административный истец ГУП ЧАО «Чукотснаб» указал, что постановлением Правительства РФ от 29.04.2016г. №377 в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №17, введен пункт 5.1, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 11.09.2017 №09-15/301 подтверждается отсутствие информации в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации водоохраной зоны и границ прибрежных защитных полос водных объектов в границах с.Усть-Белая. Таким образом, доказательства того, что контейнерная автозаправочная станция – 10 куб.м. и две ёмкости под ГСМ объёмом 25 куб.м., расположены в границах водоохранных зон, установленных и обозначенных в установленном законом порядке, отсутствуют (л.д.114-115).

В отзыве на иск административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу указал, что отсутствие установленных границ водоохраной зоны в с.Усть-Белая не исключает нахождение объекта ГУП ЧАО «Чукотснаб» в водоохраной зоне реки Анадырь в соответствии с Водным кодексом РФ, так как для установления водоохраной зоны не требуется издания акта органа государственной власти или местного самоуправления. Водоохранные зоны являются установленными в силу ст.65 Водного кодекса РФ на основании самого факта примыкания территории к соответствующему водному объекту. Согласно выписке из государственного водного реестра по речному бассейну реки Анадырь (письмо Амурского БВУ от 05.10.2017 №574), водоохранная зона и прибрежная защитная полоса реки Анадырь определена в границах населенных пунктов с.Усть-Белая, с.Краснено, с.Снежное, с.Марково, с.Ламутское. Решение о государственном учете водных объектов реки Анадырь в границах населенного пункта с.Усть-Белая никем не оспорено. Таким образом, границы водоохраной зоны в с.Усть-Белая, установлены в законном порядке.

В судебное заседание административный истец ГУП ЧАО «Чукотснаб» не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.

Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает административные исковые требования ГУП ЧАО «Чукотснаб» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно акту проверки Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу юридического лица от 01.06.2017г. (дата указана неверно – 01.06.2016г.) №02-010/2017-ВН, выявлены нарушения в ходе проведенной в период с 04.05.2017г. по 01.06.2017г. проверки ГУП ЧАО «Чукотснаб» в сфере водопользования, которые заключаются в том, что установлен факт невыполнения предписания от 28.12.2016г. №02-006/2016 «Об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований» в части непроведения демонтажа движимого имущества РГС-25, РГС-25, КАЗС-10 (ёмкости ГСМ с.п.Усть-Белая) из водоохраной зоны реки Анадырь, а также рекультивация земельного участка (л.д.175-178).

На основании указанного акта выдано Предписание от 01.06.2017г. №02-008/2017, согласно которому административному истцу предписано в срок до 31.10.2017г. произвести демонтаж движимого имущества РГС-25, РГС-25, КАЗС-10 (ёмкости ГСМ с.Усть-Белая) из водоохранной зоны реки Анадырь, а также произвести рекультивацию земельного участка в установленном порядке (л.д.9-10).

В соответствии с п.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Анадырского районного суда от 14.06.2017г. предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, предписывающее ГУП ЧАО «Чукотснаб» в срок до 28.04.2017 произвести демонтаж движимого имущества РГС – 25, РГС – 25, КАЗС – 10 (ёмкостей ГСМ с.Усть-Белая) из водоохраной зоны реки Анадырь, а также произвести рекультивацию земельного участка в установленном порядке, признано незаконным и отменено.

Апелляционным определением суда Чукотского АО от 14.09.2017г. решение Анадырского районного суда от 14.06.2017г. в части признания предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016г. незаконным, оставлено без изменения.

Таким образом, предписание №02-008/2017 от 01.06.2017г. является незаконным в силу того, что вынесено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу в связи с неисполнением ГУП ЧАО «Чукотснаб» предписания №02-006/2016 от 28.12.2016г., признанного судом незаконным.

Кроме того, в силу п.5.1.6. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года, данная служба осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Согласно ч.1 ст.66 ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.4 ч.5 ст.36 Водного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них.

При осуществлении контрольно-надзорных полномочий должностные лица органов Росприроднадзора руководствуются п.71 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению государственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012г. №191, согласно которому предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды выдается отдельно на каждое нарушение.

Как следует из содержания оспариваемого Предписания от 01.06.2017г. №02-008/2017, административному истцу предписано в срок до 31.10.2017г. произвести демонтаж движимого имущества РГС-25, РГС-25, КАЗС-10 (ёмкости ГСМ с.Усть-Белая) из водоохранной зоны реки Анадырь, а также произвести рекультивацию земельного участка в установленном порядке.

Согласно акту проверки Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу юридического лица от 01.06.2017г. (дата указана неверно 01.06.2016г.) №02-010/2017-ВН, в ходе проведенной в период с 04.05.2017г. по 01.06.2017г. проверки ГУП ЧАО «Чукотснаб» выявлены нарушения в сфере водопользования, которые заключаются в том, что установлен факт невыполнения предписания от 28.12.2016г. №02-006/2016 «Об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований» в части не произведения демонтажа движимого имущества РГС-25, РГС-25, КАЗС-10 (ёмкости ГСМ с.Усть-Белая) из водоохраной зоны реки Анадырь, а также рекультивация земельного участка.

Таким образом, из обстоятельств настоящего дела следует, что содержащееся в оспариваемом предписании требование о демонтаже ёмкостей ГСМ связано с тем, что они установлены непосредственно в водоохранной зоне реки Анадырь.

Как следует из п.5 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.

В силу ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №17, утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила).

Согласно пункту 5(1) Правил, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Административным истцом в суд предоставлена информация Чукотского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 11.09.2017г., согласно которой в базе данного Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в границах, в том числе, села Усть-Белая отсутствуют.

Таким образом, на момент вынесения административным ответчиком оспариваемого предписания, границы водоохранных зон в селе Усть-Белая Анадырского района Чукотского автономного округа в порядке, определённом приведенным выше постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №17, не установлены.

При таких обстоятельствах содержащееся в оспариваемом предписании требование административного ответчика о демонтаже ёмкостей ГСМ: РГС-25, РГС-25, КАЗС-10, расположенных на берегу реки Анадырь в с.Усть-Белая, в связи с тем, что они расположены в водоохранной зоне реки Анадырь, а также требование о рекультивации земельного участка, суд полагает признать незаконным и обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу и отменить данное предписание.

С учетом требований подп.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд полагает возможным обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу ГУП ЧАО «Чукотснаб», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины для подачи юридическим лицом административного иска об оспаривании решения, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления составляет 2 000 рублей.

В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса.

При подаче административного искового заявления административным истцом ГУП ЧАО «Чукотснаб» уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, что подтверждается платёжным поручением №4156 от 14.07.2017 (л.д.107), которая подлежит взысканию с административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск ГУП ЧАО «Чукотснаб» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу №02-008/2017 от 01.06.2017г. удовлетворить.

Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу №02-008/2017 от 01.06.2017г. незаконным.

Обязать административного ответчика Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу отменить предписание №02-008/2017 от 01.06.2017г.

Обязать административного ответчика Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу ГУП ЧАО «Чукотснаб», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу в пользу ГУП ЧАО «Чукотснаб» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2017 года.

Председательствующий А.В.Евланова