ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2230/20 от 02.02.2021 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2021 года г. Братск

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Мартыновской Е.О.,

с участием представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, действующего по доверенности,

представителя административного ответчика администрации города Братска, Комитета по градостроительству администрации города Братска – ФИО4, действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-41/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации г.Братска, Комитету по градостроительству администрации города Братска о признании незаконным постановления, отказа в удовлетворении заявления, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Братска, Комитету по градостроительству администрации города Братска, в котором просит:

признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования города Братска от (дата) «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым отказано в удовлетворении заявления ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес)

обязать администрацию муниципального образования города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес)

признать незаконным отказ в удовлетворении заявления ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:032501:25, расположенного по адресу: (адрес), изложенный в письме комитета по градостроительству администрации города Братска от (дата)

обязать комитет по градостроительству администрации города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес)

В обоснование требований указано, что ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , вид разрешенного использования - (данные изъяты) по адресу: (адрес)". Данный факт подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от (дата).

Указанное здание, принадлежащее административному истцу, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером , с уточненной площадью (данные изъяты) кв. м, разрешенное использование - для размещения производственной базы, по адресу: (адрес) Сведения о правах и обременениях на данный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

(дата)ФИО2 обратился в комитет по градостроительству администрации города Братска с заявлением вх. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) (далее — заявление от (дата)).

Постановлением администрации муниципального образования города Братска от (дата) «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение нежилого здания с кадастровым номером — отказано.

Дополнительно, основания отказа разъяснены в письме комитета по градостроительству администрации города Братска от (дата)

При этом, земельный участок с кадастровым номером имеет избыточную площадь для обслуживания нежилого здания ФИО2, на таком земельном участке расположены объекты капитального строительства, принадлежащие иным лицам.

Административные ответчики в обоснование оспариваемого решения ссылаются на договор аренды от (дата) является договором аренды (имущественного найма), по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ч. 1 ст. 606 ГК РФ).

Единый государственный реестр недвижимости записи о праве аренды компании с ограниченной ответственностью «Истгалф Шиппинг энд Трейдинг ЛЛС» на земельный участок с кадастровым номером 38:34:032501:25 не содержит.

С учетом изложенного, договор от (дата), возобновленный сторонами с (дата), при отсутствии государственной регистрации, с (дата) по (дата), является незаключенным, в силу закона. Договор (дата), возобновленный (дата), до момента государственной регистрации, не считается заключенным и не создает обязанностей для ФИО2, не являющегося стороной такого договора.

На момент обращения ФИО2 к административным ответчикам с заявлением от (дата) земельный участок с кадастровым номером фактически прекратил свое существование, как объект земельных отношений.

Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером - для размещения производственной базы.

Согласно фототаблице земельного участка с кадастровым номером , по адресу: (адрес) по состоянию на (дата), 15 часов 00 минут, на земельном участке с кадастровым номером расположены следующие объекты капитального строительства:

нежилое здание - гараж на 20 автомобилей с кадастровым номером , по адресу: (адрес)

нежилое здание — погонажный цех, с кадастровым номером по адресу: (адрес)

нежилое здание — столярный цех, с кадастровым номером по адресу: (адрес)

нежилое здание — бытовой корпус, с кадастровым номером по адресу: (адрес)

нежилое здание — заготовительный цех, с кадастровым номером по адресу: (адрес)

нежилое здание - окорочной цех, с кадастровым номером по адресу: (адрес)

сооружение — бассейн, нежилое здание — лесоцех, нежилое здание — сушильный цех, сооружение - галерея, в составе объекта капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером по адресу: (адрес) Сведения о собственнике объекта в ЕГРН отсутствуют;

нежилое здание — древесная котельная с кадастровым номером , по адресу: (адрес)

нежилое здание - склад красок с кадастровым номером по адресу: (адрес)

Вышеперечисленные объекты капитального строительства являются обособленными друг от друга. При этом, технологическая подготовка производства на них не проводилась поскольку такие объекты находятся во владении различных лиц, которые пользуются ими по собственному усмотрению.

Территория земельного участка с кадастровым номером в натуре не является единой - она поделена на части путем установки ограждений владельцами обособленных объектов капитального строительства.

Обширные площади в юго-восточной части земельного участка, вдоль (адрес) в (адрес) могут считаться нарушенными землями: поверхность участка изрыта, размещены отвалы грунта, раскопаны ямы.

Взаимосвязанная производственная инфраструктура предприятия на земельном участке с кадастровым номером не организована.

В связи с принадлежностью вышеперечисленных объектов капитального строительства различным лицам, материальная производственная база по обработке древесины в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером отсутствует.

Таким образом, технологическая подготовка производства и организация производственного процесса по обработке древесины либо иного процесса на земельном участке с кадастровым номером , невозможны.

Производственный процесс - совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции. Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции. Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки, цехи. Технологическая подготовка производства - совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства, т. е. наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для выпуска заданного объема продукции с установленными технико-экономическими показателями. Материальной базой для них служат инструментальный и модельный цехи, технологические лаборатории, опытное производство. Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива.

В соответствии с п. 1 ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) «Земли. Термины и определения» земля - важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами» являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером не выполняет свою функцию, как пространственный базис для размещения предприятия. С учетом изложенного, на данный момент использование земельного участка с кадастровым номером в соответствии с разрешенным использованием - производственная база, не осуществляется.

В соответствии с п. 12 ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) «Земли. Термины и определения» государственный земельный кадастр — совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.

Таким образом, сведения государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости) о земельном участке с кадастровым номером утратили свою актуальность и достоверность. Само по себе существование земельного участка с кадастровым номером не соответствует принципам земельного законодательства: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Правильность указанного толкования закона следует из сложившейся судебной практики — п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 г.

В результате допущенных, предположительно, кадастровых ошибок, образование земельного участка с кадастровым номером привело к пересечению с границами других земельных участков, входящих в состав кадастрового квартала 38:34:032501.

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты Росреестра в пределах территории земельного участка с кадастровым номером находятся иные земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: (адрес)

- земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: (адрес)

- земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: (адрес)

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске и отзыве на возражения ответчика по административному делу.

Представитель административных ответчиков: Администрации муниципального образования г. Братска, Комитета по градостроительству администрации города Братска – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что административный ответчик считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Истгалф Шиппинг энд Трэйдинг ЛЛС», привлеченного к участию в деле определением Падунского районного суда г. Братска от (дата), в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представитель по доверенности ФИО5, в представленном суд письменном ходатайстве просила рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимости от (дата), заключенного между поверенным Российским фондом федерального имущества по Иркутской области ООО (данные изъяты) «продавец» и ФИО2 «покупатель», продавец обязуется передать в собственность покупателя здание принадлежащее (данные изъяты) а покупатель обязуется принять объект и заплатить за него денежную сумму (цену) указанную в настоящем договоре. Адрес Объекта: (адрес)

Заочным решением мирового судьи по судебному участку (адрес) от (дата) за ФИО2 признано право собственности на нежилое отдельно стоящее строение – склад красок, изготовленный из кирпича, расположенный по адресу: (адрес) приобретенное по договору купли-продажи от (дата).

Согласно копии выписки из ЕГРН право собственности ФИО2 на нежилое здание - склад красок, изготовленный из кирпича, расположенный по адресу: (адрес) зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (дата) за номером

Согласно п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу подп.6 п.2 ст.39.3 и п.1 ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа определены ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе бесплатное предоставление земельного участка допускается, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (п.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из содержания пунктов 14 и 16 Статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

В соответствии с ч.7 ст.11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить, копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее – административный регламент), утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 20.02.2016 № 276, настоящий административный регламент определяет процедуру утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п.1). Заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги, являются физические и юридические лица (п.3).

Главой 9 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, способы их получения заявителем. Для получения муниципальной услуги заявитель оформляет заявление (п.27). К заявлению прилагаются следующие документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги: 1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2. Согласие заявителя на обработку персональных данных при предоставлении муниципальной услуги в соответствии с ч.3 ст.7 Федерального Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; 3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя; 4. Копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при разделе земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования); 5. Подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить в случае, если подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков обеспечивается заявителем в силу закона; 6. Согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, в случае образования земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения и выдела.

Судом установлено, что ФИО2 обратился в Комитет по градостроительству Администрации г.Братска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером

Постановлением Администрации муниципального образования города Братска от (дата) «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» ФИО2 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.п. 3, п. 16, ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно – образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами, в частности ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Основания отказа разъяснены в письме Комитета по градостроительству администрации города Братска на имя ФИО2 от (дата). В письме указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером принято решение о предоставлении в аренду (данные изъяты), в связи с чем был заключен договор аренды земельного участка. Для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Иркутская (данные изъяты) необходимо предоставить в письменной форме согласие арендатора исходного земельного участка.

Стороной административного истца в материалы дела представлена копия заявления ФИО2 от (дата) на имя руководителя (данные изъяты) без адреса, и копия кассового чека от (дата) с копией описи вложения о направлении письма ФИО

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росимущества по Иркутской области подтверждаются права хозяйствующих субъектов на объекты недвижимого имущества, расположенного на земельном участке по адресу: (адрес)

По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от (дата) торги по продаже арестованного имущества, принадлежащего должнику (данные изъяты) были назначены, и проведены Территориальным управлением (дата). Аукционы по продаже имущества: гараж (данные изъяты) заготовительный цех (данные изъяты); сушильный цех (данные изъяты), признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах, документы на реализуемое имущество возвращены судебному приставу-исполнителю Падунского ОСП г.Братска УФССП России по Иркутской области. По результатам торгов по продаже арестованного имущества: погонажный цех общей площадью (данные изъяты) кв.м, по адресу: (адрес) покупателем был признан (данные изъяты) Между Территориальным управлением и ИП ФИО1), был заключен (дата) договор купли-продажи арестованного имущества .

Копиями свидетельств о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росимущества по Иркутской области подтверждается право собственности (данные изъяты) на объекты недвижимого имущества на территории г.Братска.

Постановлением мэра города Братска от (дата) «О предоставлении компании (данные изъяты)» в аренду земельного участка», рассмотрев заявление компании (данные изъяты) о предоставлении в аренду земельных участков, постановлено: предоставить (данные изъяты) в аренду с (дата) сроком до одного года земельные участки. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска поручено заключить договор аренды земельных участков.

На основании указанного постановления, между комитетом по управлению Муниципальным имуществом администрации города Братска и компанией (данные изъяты)», заключен договор аренды земельных участков от (дата).

Согласно копии договора аренды земельных участков от (дата) арендодатель - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО г.Братска с одной стороны, и арендатор – компания (данные изъяты) с другой стороны заключили договор о нижеследующем: арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду за арендную плату земельные участки на основании постановления мэра г.Братска от (дата), имеющие следующие характеристики: общая площадь – (данные изъяты) га, адрес расположения: земельный участок (адрес), земельный участок (адрес), юго-восточнее здания по (адрес), земельный участок (адрес), юго-восточнее здания по (адрес), земельный участок (адрес), юго-восточнее здания по (адрес) срок аренды с (дата) по (дата).

Согласно пункту 1.2 договора аренды земельных участков от (дата), срок аренды земельных участков устанавливается с (дата) по (дата). Указанные в договоре земельные участки, переданы, арендатору по акту приема-передачи без замечаний.

Доводы стороны административного истца о незаключенности договора аренды, в связи с отсутствием государственной регистрации, являются необоснованными.

Пунктом 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды недвижимого имущества, к которому относится земельный участок, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, договор аренды земли со сроком аренды год и более считается заключенным с момента его государственной регистрации.

В связи с тем, что договор аренды земельных участков от (дата) заключен на срок менее одного года, он не подлежит государственной регистрации.

Договор аренды земельных участков от (дата) считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта по правилам пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Из доводов административного ответчика следует, что в связи с продолжавшимся пользованием арендатором земельным участком и отсутствием возражений арендодателя на такое пользование, сторонами договора установлено, что договор считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях с (дата).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от (дата) по делу исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО г.Братска к компании с (данные изъяты) о взыскании основного долга по договору аренды земельных участков от (дата), неустойки за просрочку платежей удовлетворены частично, в удовлетворении встречного иска компании с (данные изъяты) о признании договора аренды земельных участков от (дата) незаключенным – отказано.

Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от (дата) решением Арбитражного суда Иркутской области от (дата) по делу оставлено без изменения, жалоба компании (данные изъяты) - без удовлетворения.

Таким образом, обстоятельства признания договора аренды земельных участков от (дата) заключенным в отсутствии обязанности сторон по государственной регистрации договора аренды земельных участков, установлены и получили правовую оценку в решении Арбитражного суда Иркутской области от (дата) по делу , которое оставлено без изменений Четвертым Арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа.

Поэтому довод стороны административного истца о незаключенности договора аренды отклоняется судом, как несостоятельный.

В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Административный истец указывает на незаконность постановления администрации муниципального образования города Братска от (дата) «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», однако указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения.

Анализируя представленные доказательства, суд установил, что у Администрации г.Братска имелись предусмотренные законом основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Остальные доводы стороны административного истца о том, что обширные площади земельного участка с кадастровым номером могут считаться нарушенными землями, сводятся к переоценке обстоятельств заключения и существа договора аренды земельных участков и его исполнения.

Судом установлено, что имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области, согласно которому в удовлетворении встречного иска компании с (данные изъяты) о признании договора договору аренды земельных участков от (дата) незаключенным отказано, суд пришел к выводу о том, что договор аренды земельных участков от (дата) является основанием возникновения у истца и ответчика прав и обязанностей и стороны не вправе оспаривать этот договор, ссылаясь на его незаключенность.

Части 9, 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 61 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

Сторона административного истца в письменных пояснениях заявила о недопустимости доказательства - договора аренды земельных участков от (дата) заключенный между КУМИ г. Братска (арендодатель) и компанией (данные изъяты) ответственностью «Истгалф Шиппинг энд Трейдинг ЛЛС» (арендатор) в том числе в отношении земельного участка имеющего следующие характеристики: (данные изъяты). Указанный договор аренды земельных участков от (дата), возобновленный (дата). не имеет отметки о государственной регистрации права, в связи с чем не соответствует требованиям: ст 8.1. ч 2 ст 609. ч 3 ст 433 ГК РФ: ч 1 ст 51 Федерального закона от (дата) № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Суд, проверив представленные доказательства в деле, в совокупности с обстоятельствами, имеющими отношения к рассматриваемым требованиям, с учетом мнения представителя административных ответчиков, считает, что оснований для признания договора аренды земельных участков от (дата) заключенного между КУМИ г. Братска и компанией с ограниченной ответственностью «Истгалф Шиппинг энд Трейдинг ЛЛС» недопустимым доказательством не имеется, удовлетворению данное требование в соответствии с п. 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежит.

Исходя из положений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для удовлетворения административных исковых требований необходимо установить, в том числе, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом бремя доказывания, в соответствии с распределением обязанности доказывания Кодексом административного судопроизводства, данных обстоятельств - возложено на административного истца.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении административными ответчиками прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО2 не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в рамках заявленных административных исковых требований ФИО2 к Администрации г.Братска, Комитету по градостроительству администрации города Братска о признании незаконным постановления, отказа в удовлетворении заявления, обязании повторно рассмотреть заявление, оснований для их удовлетворения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации г. Братска, Комитету по градостроительству администрации города Братска о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования города Братска от (дата) «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым отказано в удовлетворении заявления ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес)

обязании администрации муниципального образования города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес)

признании незаконным отказ в удовлетворении заявления ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:032501:25, расположенного по адресу: (адрес)), изложенный в письме комитета по градостроительству администрации города Братска от (дата)

обязании комитета по градостроительству администрации города Братска повторно рассмотреть заявление ФИО2 от (дата) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Иркутская область, г. (адрес) - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2021 года.

Судья О.Н. Ковалева