Дело №2а-2230/2020 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 июня 2020 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой, при секретаре В.О. Конновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Адамовской Л.В. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения от 12.03.2020 года У С Т А Н О В И Л : Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав, что письмом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 205 от 12.03.2020 Адамовской Л.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 688 кв.м, с условным кадастровым номером № в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - "Склады", на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.3 п. 16 ст. 11.10 и пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ ввиду того, что испрашиваемый земельный участок явно не соразмерен расположенному на нем зданию склада. Однако следует отметить, что на испрашиваемом земельном участке площадью 688 кв.м с условным номером № расположено нежилое здание склада непродовольственных товаров, имеющее кадастровый номер: №, площадью 155,7 кв.м (с площадью застройки 238 кв.м), принадлежащее административному истцу на праве собственности. В соответствии с заключением общества с ограниченной ответственностью "Гео плюс" от 18.02.2020, ранее приложенному к заявлению о предварительном согласовании предоставления спорного участка, для склада непродовольственных товаров площадью 238 кв.м. рекомендуется земельный участок площадью 784 кв.м. Данный земельный участок расположен в территориальной зоне "ЦЗ", на которой размещаются объекты социального и коммунально-бытового назначения, что соответствует основному виду разрешенного использования в этой зоне - склады. Довод административного ответчика о "явной несоразмерности" испрашиваемого земельного участка расположенного на нем здания склада не соответствует действительности ввиду следующего. Согласно ст. 21.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, основным видом разрешенного использования зоны "ЦЗ", в которой размещен испрашиваемый участок, являются "склады" (пп. 23 п. 2 ст. 21.2 Правил). Максимальная площадь земельного участка не устанавливается (пп. "д" п. 3 ст. 21.2 Правил). В соответствии с п. 3 ст. 21.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства следующие: - минимальная площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, - 300 квадратных метров, блокированной жилой застройки не менее - 150 квадратных метров, малоэтажной многоквартирной жилой застройки - 500 квадратных метров; - минимальная площадь земельного участка, предназначенного для среднеэтажной жилой застройки, - 800 квадратных метров; - минимальная площадь земельного участка, предназначенного для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки), - 1000 квадратных метров; - минимальная площадь земельного участка, предназначенного для размещения культовых или иных объектов религиозного назначения, - 300 квадратных метров; - минимальная площадь земельного участка для иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - 500 квадратных метров. Таким образом, отсутствуют основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 688 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и утверждении схемы его расположения. Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует его назначению, нормам действующего законодательства, а также обоснована заключением специализированной организации и кадастрового инженера. Просил суд признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка № 205 от 12.03.2020 Адамовской Л.В. и обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 688 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> условным кадастровым номером № в кадастровом квартале № также предварительно согласовать предоставление вышеуказанного земельного участка Адамовской ФИО2 на праве собственности. В судебном заседании административный истец не присутствовал, его представитель поддержал административный иск и доводы, изложенные в нем в полном объеме, дополнительно пояснив, что Адамовской соблюдены все необходимые условия для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 688 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> условным кадастровым номером № и для предварительно согласования предоставления ей вышеуказанного земельного участка, при этом, из ответа административного ответчика не следует какого же размера должен быть, по его мнению, земельный участок. Представитель административного ответчика с доводами, изложенными в административном исковом заявлении не согласился, указав, что на земельном участке с условным номером № площадью 688 кв. м расположен объект недвижимости, имеющий кадастровый номер: №, площадью 155,7 кв. м, принадлежащий истцу на праве собственности. В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка должна быть достаточной для эксплуатации соответствующего здания, строения или сооружения. Собственник здания, строения или сооружения, реализуя свое право на приобретение земельного участка в собственность, должен доказать, что для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости необходим земельный участок именно истребуемой площади. Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно под объектом. Размер испрашиваемого истцом земельного участка с условным кадастровым номером № площадью 688 кв. м несоразмерен площади размещенного на нём объекта площадью 155,7 кв. м. Ввиду того, что земельный участок несоразмерен расположенному на нем объекту капитального строительства, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области правомерно отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного согласовании предоставления земельного участка на основании пп.3 п.16 ст. 11.10, пп. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ. Представитель заинтересованного лица, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, о дате. Времени и месте рассмотрения дела извещен. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В судебном заседании установлено, что административный истец обратился Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением (вх. № 4582 от 20.02.2020) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 688 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «Склады». Письмом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 205 от 12.03.2020 Адамовской Л.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 688 кв.м, с условным кадастровым номером № в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: г<адрес>, с видом разрешенного использования - "Склады", на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.3 п. 16 ст. 11.10 и пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ ввиду того, что испрашиваемый земельный участок явно не соразмерен расположенному на нем зданию склада. В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требования к образуемым и измененным земельным участкам следующие: 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. 4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. 5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. 6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42). Сторонами не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке площадью 688 кв.м с условным номером № расположено нежилое здание склада непродовольственных товаров, имеющее кадастровый номер: №, площадью 155,7 кв.м (с площадью застройки 238 кв.м), принадлежащее административному истцу на праве собственности. Год постройки 1976. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» испрашиваемый замельный участок расположен в зоне "ЦЗ", на которой размещаются объекты социального и коммунально-бытового назначения, что соответствует основному виду разрешенного использования в этой зоне - склады. Административный ответчик так же ссылается на подпункт 1 пункт 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, который указывает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующего основания: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка должна быть достаточной для эксплуатации соответствующего здания, строения или сооружения. Собственник здания, строения или сооружения, реализуя свое право на приобретение земельного участка в собственность, должен доказать, что для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости необходим земельный участок именно истребуемой площади. Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно под объектом. Как следует из пункта 2 части 1 статьи 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. В силу части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания. Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (подзоне) является дискрецией представительных органов местного самоуправления. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (ред. от 30.10.2019) Зона Ц3 выделена: для развития существующей и вновь строящейся комфортной застройки зон и территорий районного значения; для повышения деловой активности центров районного значения; для объектов общественно-делового назначения в сочетании с жилой застройкой, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду и объекты культурного наследия; для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей зон и территорий районного значения; для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: п. 23-Склады. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: а) минимальная площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, - 300 квадратных метров, блокированной жилой застройки не менее - 150 квадратных метров, малоэтажной многоквартирной жилой застройки - 500 квадратных метров; б) минимальная площадь земельного участка, предназначенного для среднеэтажной жилой застройки, - 800 квадратных метров; в) минимальная площадь земельного участка, предназначенного для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки), - 1000 квадратных метров; б) минимальная площадь земельного участка, предназначенного для размещения культовых или иных объектов религиозного назначения, - 300 квадратных метров; в) минимальная площадь земельного участка для иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - 500 квадратных метров; г) значение параметра минимальной площади земельных участков не применяется к видам разрешенного использования земельных участков "коммунальное обслуживание", "земельные участки (территории) общего пользования", размещению защитных сооружений (объекты и сооружения инженерной защиты); д) максимальная площадь земельного участка не устанавливается; е) минимальные отступы от границ красных линий и границ земельного участка - 3 метра, при отсутствии смежных земельных участков минимальный отступ от границ земельного участка - 1 метр; ж) в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства минимальные отступы от границ земельного участка и (или) границ красных линий могут быть уточнены в соответствии с линией регулирования застройки, экологическими, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными и иными нормами и правилами; з) при реконструкции объектов капитального строительства, отступы от границ смежных земельных участков и красных линий могут не применяться, в отношении существующего контура здания, подтвержденного правоустанавливающими документами и при условии соответствия реконструируемого здания требованиям технических регламентов, пожарных и иных норм (указанная норма применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства); и) при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке допускается уменьшение минимальных отступов от границ земельных участков до объектов капитального строительства или хозяйственных построек по соглашению сторон в виде согласия, оформленного в нотариальной форме при условии соблюдения требований законодательства, технических регламентов, санитарных норм и правил и иных нормативных технических документов. В случае уменьшения минимальных отступов следует ориентировать скаты кровли на свой земельный участок. Также данная норма применяется в отношении смежных земельных участков принадлежащих одному собственнику; к) максимальный процент застройки земельного участка - 60%; л) максимальный коэффициент плотности застройки применяется в случае разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории. Максимальный коэффициент плотности застройки: блокированной жилой застройки - 0,6; малоэтажной многоквартирной жилой застройки - 0,8; среднеэтажной жилой застройки - 0,8; многоэтажной жилой застройки (высотная застройка) - 1,2 (в случае реконструкции объектов капитального строительства - 1,6): для иных видов разрешенного использования коэффициент плотности застройки земельного участка не устанавливается; м) минимальная площадь озеленения земельного участка, предоставленного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого назначения, - 20%; н) максимальное количество надземных этажей многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) - 16 (отдельные доминанты до 24 этажей); о) максимальное количество надземных этажей среднеэтажной жилой застройки - 8; п) максимальное количество надземных этажей малоэтажной многоквартирной жилой застройки - 4; р) максимальное количество надземных этажей для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированной жилой застройки - 3; с) максимальное количество надземных этажей объектов капитального строительства нежилого назначения - 16; т) максимальная высота ограждений земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства и (или) для блокированной жилой застройки, - 2 метра; у) при проектировании зданий, строений, сооружений, размещаемых в границах данной территориальной зоны, должны выполняться требования сводов правил и нормы противопожарной безопасности. (п. 3 в ред. решения Ульяновской Городской Думы от 30.10.2019 N 114) Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения принимаются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования "город Ульяновск". По заказу истца ООО «ГЕО плюс» подготовлено заключение, согласно которому площадь нежилого здания- склада, принадлежащего истцу составляет 155,7 кв.м., площадь застройки 238 кв.м. Минимальная площадь земельного участка для складов непродовольственных товаров площадью 217 м2 составляет 740 м2 согласно таблице Г.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно этому нормативу для склада непродовольственных товаров площадью 238 м рекомендуется земельный участок площадью 784 м2, испрашиваемая площадь 688,00 м2, что не превышает площадь для складских объектов. Размещение объекта не противоречит ПЗЗ г. Ульяновска, СП 56.13330.2011 «Производственные здания» (с изменениями №1, 2) и СП 42.13330.2016 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», и согласно таблице Г.1 СП 42.13330.2016, испрашиваемая площадь 688,00 м2 также не превышает площадь для подобных объектов. Испрашиваемая площадь необходима для расположения здания склада непродовольственных товаров, а также для обеспечения пожарной безопасности и организации инженерной инфраструктуры, с учетом сохранения существующих зеленых насаждений. Рассматривая оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд приходит к выводу о том, что принятое административным ответчиком решение не соответствует требованиям закона, не является конкретным, не содержит ясности по возможности предоставлению земельного участка под принадлежащем истцу строением в каком-либо ином размере, фактически является формальным. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Одной из задач административного судопроизводства является судебная защита граждан от незаконных действий или бездействия органов публичной власти. Суд проверяет законность действий или бездействия органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, но не вправе подменять своими решениями их полномочия. Если органы, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, фактически не принимали решения в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решения, не относящиеся к его компетенции, но может возложить на данный орган публичной власти, обладающий соответствующими полномочиями, обязанность рассмотреть заявленное гражданином требование. Поскольку оспариваемый отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, изложенный в письме от 12.03.2020 года № 205 не отвечает требованиям закона, суд приходит к выводу о признании его незаконным и возложении на административного ответчика обязанности по восстановлению прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Адамовской Л.В. от 20.02.2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В связи с чем требования административного истца подлежат частичному удовлетворению. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административные требования Адамовской Л.В. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 12.03.2020 года № 205 по обращению Адамовской Л.В. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области рассмотреть заявление Адамовской Л.В. о предоставлении земельного участка от 20.02.2020 года в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Т.Л. Грачева |