Дело № 2а-2230/2016
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2016 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2016 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего Зараевой Н.В.,
с участием административного истца Ш.,
представителя административного ответчика Б.,
при секретаре Безбородовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. к Администрации Новоуральского городского округа об оспаривании действий Администрации Новоуральского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Ш. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными совершенные в период с 01.03.2005 года по 08.10.2007 года действия Администрации Новоуральского городского округа по формированию земельного участка с кадастровым номером 66:57:01020396:75, расположенного под многоквартирным домом по ул.ХХ, в частности по его постановке на государственный кадастровый учет. В обоснование иска указал, что не ранее 19 августа 2016 года ему стало известно, что Администрацией Новоуральского городского округа после 28.02.2005 года, в нарушение положений ч.3 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» в период с 01.03.2005 года по 08.10.2007 года был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом по ул.ХХ в г.Новоуральске без соответствующего обращения собственников помещений в многоквартирном доме. Этими действиями нарушены его права и законные интересы, поскольку Администрацией Новоуральского городского округа без согласования с собственниками помещений, в том числе с истцом произведено определение границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что привело к возложению налогового бремени, а также возложению на него как на собственника дополнительных обязанностей, например по ремонту проходящих возле дома дорог. Просил также взыскать с административного ответчика судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере ХХ рублей.
Представитель административного ответчика Б. исковые требования не признала, указав, что земельный участок под многоквартирным домом по ул. ХХ был сформирован на основании постановления Главы города Новоуральска № 2524 от 22.09.2003 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса. Поскольку в соответствии с действующим на тот период законодательством обязанность органов местного самоуправления привлекать собственников многоквартирного дома для формирования земельного участка не была установлена, соответственно собственники многоквартирного дома к формированию земельного участка не привлекались. Федеральным законом от 29.12.2004 года № 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено право собственников помещений в многоквартирном доме на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы, приведённые административным истцом в обоснование своих требований и возражения представителя административного ответчика, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (пункт 4 части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Указанная норма устанавливает порядок утверждения границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, при отсутствии технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки. Данный порядок состоит в том, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, утверждаемые главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель Ш. является собственником 1/2 доли в общей долевой собственности на квартиру по адресу: <...>.
В соответствии с кадастровым паспортом от 29.07.2016 года кадастровый номер земельного участка 66:570102039:75 по адресу: <...> внесен в государственный кадастр недвижимости 08.10.2007 года, разрешенное использование – эксплуатация жилого дома и придомовой территории. При этом предыдущим кадастровым номером данного участка является 66:57:0102039:34, который был сформирован и внесен в кадастровый учет на основании Постановления Главы Администрации Новоуральского городского округа № 2524 от 22.09.2003 года «Об утверждении материалов инвентаризации земель кадастрового квартала № 039 г.Новоуральска», из этого же постановления следует, что земельный участок под многоквартирным домом по ул.ХХ площадью ХХ кв.м был предоставлен МУП «Служба заказчика» в аренду для эксплуатации жилого дома и придомовой территории.
19.01.2007 года постановлением Главы Новоуральского городского округа № 37 на основании заявления индивидуального предпринимателя Б. из земельного участка с кадастровым номером 66:57:0102039:34 площадью ХХ кв.м сформировано два участка: площадью ХХ кв.м (для установки торгового киоска) и площадью ХХ кв.м (для эксплуатации жилого дома и придомовой территории). На основании данного правового акта 08.10.2007 года новый кадастровый номер участка под многоквартирным домом по ул. ХХ - 66:57:0102039:75, внесен в государственный кадастр недвижимости, статус записи о земельном участке: ранее учтенные.
Таким образом, суд на основании исследованных доказательств приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102039:75 был сформирован Администрацией Новоуральского городского округа до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку присвоение нового кадастрового номера ранее учтенному в кадастре объекту - земельному участку под многоквартирным домом не указывает на формирование нового объекта с иными техническими характеристиками.
Учитывая, что до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации статус земельных участков под многоквартирными домами определен не был, в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 17.07.2001 года № 101 –ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация Новоуральского городского органа как орган местного самоуправления до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации обладала правом распоряжения земельными участками под многоквартирными домами, в том числе правом по их формированию, без заявления собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.
При этом суд не принимает доводы административного истца о том, что Администрация Новоуральского городского округа сформировала земельный участок под многоквартирным домом по ул.ХХ в г.Новоуральске после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, так как они не подтверждены представленными доказательствами. Истцом не представлено доказательств тому, что ответчик после 28.02.2005 года осуществлял какие-либо действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом по ул.ХХ, так как присвоение нового кадастрового номера 08.10.2007 года ранее учтенному в кадастре объекту недвижимости не является действиями по формированию нового земельного участка.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного искового заявления Ш. у суда не имеется, а в связи с отказом в удовлетворении требований административного иска следует отказать и во взыскании судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ш. к Администрации Новоуральского городского округа об оспаривании действий Администрации Новоуральского городского округа, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Новоуральский городской суд.
Председательствующий: Н.В.Зараева СОГЛАСОВАНО:Судья Н.В.Зараева