ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2230/202116МА от 16.03.2021 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2230/2021 16 марта 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,

при секретаре Федосеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шашило Елены Валерьевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурниковой Наталье Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищевой Е.А., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Уваровой Т.В. о признании незаконными решений,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Шашило Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурниковой Н.А., в котором, уточнив требования административного иска в порядке ст. 46 КАС РФ, просила признать незаконными:

- решение № 90/021/150/2020-680 от 11.02.2020 года Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации права собственности Шашило Елены Валерьевны на двухкомнатную квартиру № 11 площадью 45,4 кв.м, расположенную на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;

- решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 90/001/2020-16619 от 11.02.2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета вышеуказанной квартиры по заявлению № 91-0-1-33/3173/2020-9;

- решение № 90/021/150/2020-680 от 22.06.2020 года Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности Шашило Елены Валерьевны на двухкомнатную квартиру № 11 площадью 45,4 кв.м, расположенную на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;

- решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 90/001/2020-61437 от 15.06.2020 года об отказе в государственном кадастровом учете вышеуказанной квартиры по заявлению № 91-0-1-33/3173/2020-9.

В качестве меры по восстановлению нарушенных прав административный истец просила обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - двухкомнатную квартиру № 11 площадью 45,4 кв.м, расположенную на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на основании заявления Шашило Елены Валерьевны № 90/021/150/2020-680 от 27.01.2020 года и представленных документов, осуществить государственный кадастровый учет двухкомнатной квартиры № 11 площадью 45,4 кв.м, расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на основании заявления Шашило Елены Валерьевны № 91-0-1-33/3173/2020-9 от 27.01.2020 года и представленных документов (т. 3, л.д. 11 с оборотом).

В обоснование административного иска указано, что Шашило Е.В. 12.05.2015 года заключила договор № 108/2015 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с застройщиком - ООО «Ялтатранссервис».

Согласно п. 1.5, п. 2.1 данного договора его объектом является жилое помещение (квартира) № 10 в корпусе № 6 на 1-м этаже многоквартирного дома, проектной площадью 42,81 кв.м, согласно приложению № 1 и приложению № 2 к договору.

В соответствии с п. 1.4 договора многоквартирным домом является жилой комплекс, расположенный по адресу: <адрес>.

Цена договора уплачена административным истцом.

Согласно декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации строительство многоквартирного дома завершено.

Квартира передана застройщиком административному истцу по акту от 01.02.2019 года.

27.01.2020 года Шашило Е.В. через ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права на квартиру и постановке ее на кадастровый учет.

К заявлению, помимо прочего, были приложены договор с дополнениями и приложениями; кадастровая выписка о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом; декларация о готовности объекта к эксплуатации № РК 14318017814 от 22.03.2018; акт от 01.02.2019 приема-передачи квартиры; заявление о государственном кадастровом учете квартиры.

В установленные сроки выдачи документов по результатам оказания государственной услуги - 12.02.2020 года документов о государственной регистрации права Шашило Е.В. на квартиру выдано не было, решения по заявлениям Шашило Е.В. не предоставлено, в адрес Шашило Е.В. таких документов также не направлялось.

С марта 2020 года как на территории Санкт-Петербурга, так и на территории Республики Крым действовали ограничения в связи с принятием мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно: прием граждан многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг не производился.

05.08.2020 года после отмены вышеуказанных ограничений Шашило Е.В. обратилась в ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» за получением решения по ее заявлениям. Из ответа специалиста Шашило Е.В. стало известно об отказе в регистрации права на квартиру.

13.08.2020 года Шашило Е.В. было выдано сообщение № 90/021/150/2020-680 от 22.06.2020 года, вынесенное государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурниковой Н.А.

Из указанного решения Шашило Е.В. стало известно о том, что уведомлением № 90/021/150/2020-680 от 11.02.2020 года принято решение о приостановлении государственной регистрации и постановки квартиры на кадастровый учет по заявлению Шашило Е.В., 22.06.2020 года Шашило Е.В. отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру и постановке квартиры на кадастровый учет решением № 90/021/150/2020-680 от 22.06.2020 года.

Шашило Е.В. считает оспариваемые решения незаконными.

Обязательства по договору выполнены Шашило Е.В. в полном объеме, что подтверждается квитанциями об оплате и актом от 01.02.2019 года приема-передачи квартиры.

Правоустанавливающие документы на земельный участок на дату обращения за государственной регистрацией права на квартиру у Шашило Е.В. отсутствовали, как отсутствовала и установленная законом обязанность представить такие документы административному ответчику.

Получив решение № 90/021/150/2020-680 от 22.06.2020 года об отказе в государственной регистрации Шашило Е.В. получила 14.08.2020 года у застройщика договор от 04.12.2006 года аренды земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно договору аренды земельного участка от 04 декабря 2006 года, заключенному между Ливадийским поселковым советом и ООО «Ялтатранссервис», земельный участок общей площадью 0,7394 га, расположенный по адресу: <адрес>, где располагается многоквартирный дом, в котором Шашило Е.В. приобретена квартира, предоставлялся для строительства и обслуживания жилого комплекса.

Данный многоквартирный жилой дом был введен в эксплуатацию 22.03.2018 года, Службой государственного строительного надзора Республики Крым была зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года.

Государственный регистратор не вправе был требовать от Шашило Е.В. правоустанавливающие документы на земельный участок, где расположен многоквартирный дом, в котором Шашило Е.В. должна получить объект недвижимости в виде квартиры.

Отсутствует установленная законом обязанность участника долевого строительства представить для регистрации права собственности на квартиру и постановки квартиры на кадастровый учет технический план здания, в котором находится приобретенная истцом квартира. Государственный регистратор не вправе был требовать от Шашило Е.В. представления технического плана здания.

Кроме того, технический план здания ранее неоднократно представлялся административному ответчику иными заявителями - участниками долевого строительства многоквартирного дома, а также застройщиком, что свидетельствует о том, что технический план многоквартирного дома на дату вынесения оспариваемых решений административного ответчика имелся в распоряжении административного ответчика.

Согласно декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации застройщиком производилось строительство жилого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>

Работы выполнялись на основании следующих разрешительных документов: декларации № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ (отменена приказом № 4-од от 25.01.2018 года Службы государственного строительного надзора республики Крым), декларации № РК 08318017487 от 27.02.2018 года о начале выполнения строительных работ.

Утвержденная и зарегистрированная Службой государственного строительного надзора Республики Крым декларация о начале выполнения строительных работ является единственным подтверждением положительного заключения государственного строительного надзора проектной и иной документации в отношении объекта, соответствия проекта реконструкции объекта разрешительной, правоустанавливающей и иной документации, требованиям действующего законодательства, градостроительных норм и регламентов, является основанием для выполнения работ по реконструкции объекта.

Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации в отношении многоквартирного дома, которая является единственным подтверждением положительного заключения государственного строительного надзора, соответствия объекта разрешительной, правоустанавливающей и иной документации, требованиям действующего законодательства, градостроительных норм и регламентов, является основанием для регистрации права собственности на созданный объект, постановки его на кадастровый учет.

Административный ответчик не наделен функциями государственного строительного надзора, не наделен полномочиями на осуществление проверки правильности заполнения зарегистрированных уполномоченным органом деклараций застройщика, на проверку достоверности сведений, содержащихся в зарегистрированных уполномоченным органом декларациях застройщика, поскольку такие функции и полномочия отнесены к компетенции Службы государственного строительного надзора Республики Крым.

В любом случае, сомнения государственного регистратора могли быть устранены путем получения в порядке, установленном действующим законодательством, полной информации о разрешительной и иной документации в отношении реконструкции (с переоборудованием), выполнявшихся застройщиком, из Службы государственного строительного надзора Республики Крым.

В связи с изложенным государственный регистратор не вправе был требовать от Шашило Е.В. представления каких-либо сведений о разрешительной документации на осуществление строительных работ, а факт отмены декларации № РК 083140002528 от 08.09.2014 года при наличии документа о вводе объекта в эксплуатацию - декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации, выданного после указанного события, не является основанием как для приостановления государственной регистрации права на квартиру и постановки квартиры на кадастровый учет, так и для отказа в совершении таких действий.

Как усматривается из деклараций № РК 083140002528 от 08.09.2014 года, № РК 08318017487 от 27.02.2018 года и № РК 14318017814 от 22.03.2018 года застройщиком осуществлялось строительство жилого комплекса по адресу: <адрес>.

Из условий договора участия в долевом строительстве (с учетом дополнений), заключенного с Шашило Е.В., следует, что застройщик обязался построить на земельном участке площадью 7367 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес> и передать Шашило Е.В. квартиру с проектным номером 10 площадью 45,4 кв.м. в корпусе № 6 данного жилого комплекса (объект долевого строительства).

Из указанных документов следует, что застройщик осуществлял строительство (создание) многоквартирного дома путем реконструкции с переоборудованием принадлежащего ему нежилого здания - производственного корпуса бывшего царского гаража по адресу: <адрес> существование которого прекращено в связи с созданием нового объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Договор долевого участия является основанием возникновения права собственности у его участника (в данном случае административного истца) в случае выполнения обязательств по оплате. Оплата по договору Шашило Е.В. произведена в полном объеме, акт приема-передачи квартиры подписан, объект договора передан Шашило Е.В., что само по себе является основанием для возникновения права Шашило Е.В. на квартиру и прекращения права застройщика на соответствующую часть вновь созданного многоквартирного жилого дома, государственной регистрации права с постановкой созданной квартиры на кадастровый учет.

В связи с изложенным у государственного регистратора отсутствовали основания для вывода о наличии противоречий между зарегистрированными правами и поданным заявлением Шашило Е.В., отсутствовали основания как для приостановления государственной регистрации и постановки квартиры на кадастровый учет, так и для отказа в них.

Приостанавливая государственную регистрацию права Шашило Е.В. на квартиру и отказывая в ней, государственный регистратор сослался на положения ст. 56 Закона Республики Крым от 07.07.2017 №409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» как на основание своего решения.

Указанное административным ответчиком в оспариваемых решениях законоположение, якобы обременяющее земельный участок, отсутствует, а оспариваемые решения не могут быть признаны законными.

Статьей 4 Закона Республики Крым от 07.07.2017 года № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» установлено, что режим архитектурно-планировочной зоны устанавливается до утверждения правил землепользования и застройки.

Обратная сила Закона Республики Крым от 07.07.2017 года № 409-ЗРК/2017 не установлена (ст. 11).

Однако строительство многоквартирного дома начато ранее вступления в силу Закона Республики Крым от 07.07.2017 года № 409-ЗРК/2017 на основании разрешительного документа - декларации № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ, что указывает на невозможность распространения указанного закона на строительство многоквартирного дома.

Кроме того, решением 85-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва № 16 от 19.07.2019 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в границах которого расположен земельный участок и находящийся на нем многоквартирный дом.

Данное обстоятельство также указывает на неприменимость к строительству многоквартирного дома положений Закона Республики Крым от 07.07.2017 года № 409-ЗРК/2017, регулировавших специальный правовой режим зон городского округа Ялта с особой архитектурно-планировочной организацией территории до 19.07.2019 года.

Все работы, связанные со строительством многоквартирного дома прошли государственный строительный надзор, в том числе и на предмет соблюдения правил землепользования и застройки, иных нормативных актов, регламентирующих градостроительную деятельность.

Решение уполномоченного государственного органа, осуществляющего строительный надзор, - Службы государственного строительного надзора Республики Крым как о разрешении строительства многоквартирного дома, так и о его вводе в эксплуатацию не оспорено, незаконным не признано и не отменено, имеется в распоряжении административного ответчика.

Законодательством установлен перечень документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства.

Законом не установлено такое основание для отказа участнику долевого строительства в регистрации его права на объект долевого строительства или для приостановления такой регистрации, при наличии всех необходимых для этого документов, как обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, каким-либо специальным режимом.

В связи с изложенным у государственного регистратора отсутствовали основания для вывода о наличии основания как для приостановления государственной регистрации и постановки квартиры на кадастровый учет, так и для отказа в них.

О решении № 90/021/150/2020-680 от 11.02.2020 года о приостановлении государственной регистрации по заявлению Шашило Е.В. и решении № 90/021/150/2020-680 от 22.06.2020 года об отказе в государственной регистрации Шашило Е.В. стало известно лишь при их получении 13.08.2020 года.

Таким образом, на дату подачи административного иска срок на оспаривание решения № 90/021/150/2020-680 от 11.02.2020 года о приостановлении государственной регистрации и решения № 90/021/150/2020-680 от 22.06.2020 года об отказе в государственной регистрации не пропущен.

Административный истец Шашило Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (т. 3, л.д. 3), об отложении судебного заседания не просила.

Административный истец имеет представителя Шашило Д.А., действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного искового заявления в уточненной редакции поддержал.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 07.12.2020 года, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищева Е.А., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Уварова Т.В. (т. 2, л.д. 256-257).

Административные ответчики Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурникова Н.А., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищева Е.А., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Уварова Т.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (т. 3, л.д. 4-7), об отложении судебного заседания не просили.

Административный ответчик Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направил в суд письменные возражения на административный иск, согласно которым против удовлетворения иска возражал, указал, что 27.01.2020 года от Шашило Е.В. поступило заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения которого было выявлено, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме того, не были представлены технический план здания, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>

На государственную регистрацию представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации от 22.03.2018 года № РК 14318017814, согласно которой была произведена реконструкция с переоборудованием производственного корпуса лит. «З» под жилой блок № 6 с устройством мансардного этажа.

Вместе с тем по сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером 90:25:050101:729 числится как здание главного производственного корпуса (бывший царский гараж) по адресу: <адрес>», права на которое зарегистрированы за ООО «Ялтатранссервис».

Декларации № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ отменена приказом № 4-од от 25.01.2018 года Службы государственного строительного надзора республики Крым.

Вместе с тем в пункте 10 декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации в качестве разрешительных документов на право выполнения строительных работ указана декларация № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ.

Земельный участок обременен в соответствии со статьей 56 Закона Республики Крым от 07.07.2017 №409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», на территории которого запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов, 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Административный ответчик полагал оспариваемые решения законными и обоснованными (т. 2, л.д. 3-8).

Определением от 28.10.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Ялтатранссервис» (т. 2, л.д. 234-235).

Заинтересованное лицо ООО «Ялтатранссервис» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (т. 3, л.д. 8), об отложении судебного заседания не просило, направило в суд письменные пояснения, в соответствии с которыми поддержало позицию административного истца (т. 3, л.д. 14-24).

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между ООО "Ялтатранссервис" («Застройщик») и Шашило Е.В. («Участник») был заключен договор от 12.05.2015 № 108/2015 участия в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, общей площадью 7 394 кв. м с кадастровым номером , по адресу: <адрес> объектом договора является квартира № 10 в корпусе № 6 на 1-м этаже Многоквартирного дома, проектной площадью 42,81 кв.м (п. 2.1 Договора); цена договора – 2568 600 рублей (п. 3.1 Договора) (т. 1, л.д. 24-29).

По акту от 01.02.2019 года ООО «Ялтатранссервис» передало Шашило Е.В. квартиру по адресу: <адрес>, в котором указано на оплату участником долевого строительства цены договора в полном объеме (т. 1, л.д. 30).

27.01.2020 года Шашило Е.В. в лице представителя Гусейнова О.А. обратилась через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением № 90/021/150/2020-680 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, с приложением указанного выше договора от 12.05.2015 № 108/2015 с дополнительным соглашением от 09.07.2015 года, акта приема-передачи от 01.02.2019 года к Договору участия в долевом строительстве, кадастровой выписки о земельном участке от 16.02.2017 года, декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации, справки ООО «Ялтатранссервис» от 22.11.2019 года, квитанции об уплате госпошлины (т. 1, л.д. 20, т. 2, л.д. 12-14, 23-25).

Кроме того, Шашило Е.В. в лице представителя Гусейнова О.А. было подано заявление № 91-0-1-33/3173/2020-9 от 27.11.2020 года об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного объекта недвижимости (т. 2, л.д. 61-63).

Уведомлением от 11.02.2020 года № 90/021/150/2020-680 за подписью государственного регистратора Уваровой Т.В. государственная регистрация приостановлена до 11.05.2020 года ввиду не представления правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, а также технического плана.

Кроме того указано, что на государственную регистрацию представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации от 22.03.2018 года № РК 14318017814, согласно которой была произведена реконструкция с переоборудованием производственного корпуса лит. «З» под жилой блок № 6 с устройством мансардного этажа.

Вместе с тем по сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером числится как здание главного производственного корпуса (бывший царский гараж) по адресу: <адрес> права на которое зарегистрированы за ООО «Ялтатранссервис».

Таким образом, имеются противоречия между зарегистрированными правами и поданными заявлениями.

От Службы государственного строительного надзора Республики Крым поступила информация, что декларация № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ отменена приказом № 4-од от 25.01.2018 года Службы государственного строительного надзора республики Крым.

Вместе с тем в пункте 10 декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации в качестве разрешительных документов на право выполнения строительных работ указана декларация № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ.

Земельный участок обременен в соответствии со статьей 56 Закона Республики Крым от 07.07.2017 №409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», на территории которого запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов, 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Указано на принятие решения о приостановлении государственной регистрации права собственности и кадастрового учета (т. 2, л.д. 19-21).

Уведомлением от 11.02.2020 года № 90/001/2020-16619 за подписью государственного регистратора Уваровой Т.В. осуществление государственного кадастрового учета приостановлено со ссылкой на вышеназванные основания (т. 2, л.д. 65-68).

Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сурниковой Н.А. от 22.06.2020 года № 90/021/150/2020-680 отказано в государственной регистрации права собственности Шашило Е.В. в отношении квартиры по адресу: <адрес>, с указанием на обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права (т. 2, л.д. 15-17).

Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищевой Е.А. от 15.06.2020 года № 90/001/2020-61437 отказано в осуществлении кадастрового учета в отношении квартиры по адресу: <адрес> с указанием на то, что причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не устранены в течение срока приостановления (т. 2, л.д. 22).

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).

Полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 года № 1335-р, осуществляет Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир

Согласно ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

Из содержания указанных норм следует, что осуществлению государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости предшествует осуществление в отношении него государственного кадастрового учета.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ.

Указанные сведения, как следует из ст. 24 названного закона, содержатся в техническом плане.

Таким образом, для осуществления кадастрового учета помещения государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2020 года по делу № А83-1500/2019 ООО «Ялтатранссервис» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 90/01/2018-186830 от 21.12.2018 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта «Строительство жилого комплекса по адресу: <адрес> (т. 3, л.д. 25-40).

Кроме того, решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19.06.2020 года № 90/001/2020-63621 ООО «Ялтатранссервис» отказано в осуществлении госдуарственного кадастрового учета в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес> помещений в нем, в том числе, 46 жилых и двух нежилых помещений (т. 2, л.д. 115-211).

В связи с изложенным судом отклоняется довод административного истца о том, что технический план на здание многоквартирного дома, в котором расположена квартира административного истца, был предоставлен в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, поскольку в осуществлении государственного кадастрового учета здания на основании данного технического плана было отказано.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Вместе с тем поскольку административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастром учете квартиры, то в силу вышеназванных положений закона необходимым являлось представление технического плата на данный объект недвижимости.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

Следовательно, государственный регистратор обоснованно приостановил, а затем отказал в осуществлении государственного кадастрового учета квартиры № 11 по адресу: <адрес> по заявлению Шашило Е.В. на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Поскольку административным истцом было подано заявление от 27.01.2020 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, а в отношении объекта, не прошедшего государственный кадастровый учет, невозможна государственная регистрация права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения являются законными.

В соответствии с частью 11 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными Законом N 218-ФЗ для государственной регистрации такого права, также необходимы: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения (п. 1);) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю) (п. 2); передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (п. 3).

Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов установлено, что с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1); со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

В этих целях развивающий положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установил особые сроки урегулирования отдельных вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации с учетом социальной, экономической, политической и правовой составляющих, а также предполагаемой динамики интеграции.

Так, согласно части 1.1 его статьи 12.1, введенной Федеральным конституционным законом от 25.12.2018 года N 3-ФКЗ, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В пункте 8 статьи 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и иных отношений на территории Республики Крым" предусмотрено, что в случаях если декларация о начале выполнения строительных работ или разрешение на строительство объекта капитального строительства выданы после дня вступления в силу Федерального конституционного закона, но до 31 декабря 2015 года, договоры паевого (долевого), иного участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте соответствующего объекта недвижимости, заключенные до 31 декабря 2015 года с физическими и юридическими лицами, являются действительными при отсутствии их государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при условии, что правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту соответствующего объекта недвижимости были выданы до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Указанные в настоящей части договоры являются основанием для государственной регистрации права собственности физических и юридических лиц - участников строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости на соответствующий объект недвижимости или его часть при условии представления наряду с иными документами, необходимыми для государственной регистрации, правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) заключения о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту соответствующего объекта недвижимости, выданных до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта недвижимости могут быть представлены в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, техническим заказчиком строительства соответствующего объекта недвижимости или застройщиком, в том числе по запросу данного органа.

В соответствии с пунктом 4 постановления Государственного совета Республики Крым от 16 сентября 2015 года N 746-1/15 "О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым" положения договоров паевого (долевого) участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенных до 31 декабря 2016 года с физическими и юридическими лицами, в соответствии с которыми паевые (долевые) средства внесены полностью либо частично, являются действующими до ввода объекта в эксплуатацию и оформления прав собственности за физическими и юридическими лицами при условии исполнения обязательств по данным договорам в полном объеме.

Вышеуказанные договоры паевого (долевого) участия в строительстве являются основанием для регистрации прав собственности за физическими и юридическими лицами - участниками данных договоров и внесения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр недвижимости.

Из договора аренды земельного участка от 04.12.2006 года, заключенного между Ливадийским поселковым советом и ОАО "Ялтатранссервис" следует, что земельный участок площадью 0,7349 га, расположенный по адресу: <адрес>, на котором располагается многоквартирный дом, в котором административным истцом приобретена квартира, представлялся последнему для строительства и обслуживания жилого комплекса (т. 1, л.д. 163-170).

Указанный многоквартирный дом был введен в эксплуатацию 22.03.2018 года, Службой государственного строительного надзора Республики Крым была зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации РК N 14318017814 (т. 2, л.д. 91-99).

Исходя из положений ст. ст. 14, 18, 48 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и иных отношений на территории Республики Крым" заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что государственный регистратор не вправе был требовать от административного истца правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в котором административный истец должна получить объект недвижимости в виде квартиры.

Кроме того, суд находит не основанным на законе указание в оспариваемых решениях на то, что на государственную регистрацию представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации от 22.03.2018 года № РК 14318017814, согласно которой была произведена реконструкция с переоборудованием производственного корпуса лит. «З» под жилой блок № 6 с устройством мансардного этажа, а по сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером 90:25:050101:729 числится как здание главного производственного корпуса (бывший царский гараж) по адресу: <адрес> права на которое зарегистрированы за ООО «Ялтатранссервис»; декларация № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ отменена приказом № 4-од от 25.01.2018 года Службы государственного строительного надзора республики Крым, а в пункте 10 декларации № РК 14318017814 от 22.03.2018 года о готовности объекта к эксплуатации в качестве разрешительных документов на право выполнения строительных работ указана декларация № РК 083140002528 от 08.09.2014 года о начале выполнения строительных работ; обременение земельного участка в соответствии со статьей 56 Закона Республики Крым от 07.07.2017 № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Вместе с тем, поскольку при обращении с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета необходимо представление технического плана, технический план административным истцом представлен не был, в отсутствие технического плана невозможно осуществление государственного кадастрового учета квартиры административного истца, и как следствие, невозможно осуществление государственной регистрации права на квартиру административного истца, государственный кадастровый учет в отношении соответствующего многоквартирного дома осуществлен не был, то оспариваемые решения являются законными, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Шашило Елены Валерьевны отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение принято 19 мая 2021 г.

Судья Н.Ю.Петрова