ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2231/18 от 20.09.2018 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-2231/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 20 сентября 2018 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,

при секретаре: Андрющенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Величко И.Ф. к Администрации Первомайского района Алтайского края об оспаривании бездействия и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Величко И.Ф., Абрамов В.В. обратились в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Администрации Первомайского района Алтайского края об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, наделенных отдельными государственными и иными полномочиями. Просили признать незаконным бездействие Администрации Первомайского района Алтайского края, выразившееся в отсутствии организации на территории района в месте расположения домов Абрамов В.В. и Величко И.Ф. тепло-, газо-, водоснабжения, неучастии Первомайского района в дорожной деятельности по ремонту и эксплуатации дороги, отсутствии организации сбора и вывоза отходов, отсутствии организации транспортного обслуживания, непринятии мер по включению принадлежащих им домов и земельных участков в состав поселения и непринятии процессуального решения по данному вопросу. Также просили обязать Администрацию Первомайского района Алтайского края: организовать тепло-, водо-, газоснабжение индивидуальных жилых домов на территории ООО «Гренада»; осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 до санатория «Гренада», обеспечить безопасность дорожного движения; создать условия для предоставления транспортных услуг населению, проживающему на территории санатория «Гренада» и организовать транспортное обслуживание населения между поселениями муниципального образования; организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов; выполнить мероприятия по включению принадлежащих Абрамов В.В. и Величко И.Ф. домов и земельных участков в границы поселения, принять процессуальное решение по обращению от 12.12.2016 года. В обоснование административного иска указывают на факт своего обращения в Администрацию Первомайского района по вопросу включения своих домов и земельных участков в границы села Боровиха Первомайского района Алтайского края, однако, какого-либо процессуального решения по данному вопросу указанным органом местного самоуправления не принято. Как следствие, указывают административные истцы, они дискриминированы в своих правах в ранее указанных сферах жизнедеятельности.

В связи с поступившим от Абрамов В.В. заявлением об отказе от административного иска, производство по настоящему административному делу применительно к Абрамов В.В. прекращено.

Стороной административного истца Величко И.Ф. административные исковые требования неоднократно уточнялись. С учетом заявления от 12.09.2018 года исключены административные исковые требования в части признания незаконным бездействия административного ответчика и возложения на него обязанности применительно к организации транспортного обслуживания населения. Величко И.Ф. просит: признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Первомайского района Алтайского края – Администрации Первомайского района Алтайского края, выразившееся в отсутствии организации на территории района в месте расположения дома Величко И.Ф. тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; неучастии муниципального района в дорожной деятельности по ремонту и эксплуатации дороги, неорганизации сбора и вывоза отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности; непринятии мер по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий Величко И.Ф., в границы поселения Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края и непринятии процессуального решения по данному вопросу. Одновременно просит обязать административного ответчика организовать тепло-, водо-, газоснабжение, водоотведение индивидуальных жилых домов на территории ООО «Гренада»; осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 до санатория ООО «Гренада», обеспечить безопасность движения на дороге путем осуществления полномочий по содержанию дороги и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; проводить оценку технического состояния дороги, мероприятия по текущему, капитальному ремонту и содержанию дороги в зимний и летний периоды в соответствии с установленными нормами и правилами; организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; выполнить мероприятия по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий Величко И.Ф., в границы поселения Боровихинский сельский совет Первомайского района Алтайского края, принять процессуальное решение по обращению истца.

К участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Боровихинскиого сельсовета Первомайского района Алтайского края, ООО «Санаторий-профилакторий Гренада», министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Административный истец Величко И.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель административного истца Волков А.А. в судебном заседании на административном иске настаивал по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснил, что административный спор связан, в том числе, с неосуществлением Администрацией Первомайского района Алтайского края предусмотренных законом полномочий в области тепо-, газо-, водоснабжения, водоотведения, сбора и вывоза ТКО в отношении населения (в том числе Величко И.Ф.), проживающего в жилых домах на территории ООО «Гренада». Как следствие, просил суд обязать административного ответчика осуществлять данные полномочия. Применительно к административному исковому требованию по признанию незаконным бездействия ответчика в части неосуществления дорожной деятельности по ремонту и эксплуатации дороги указал, что речь идет о дороге, ведущей с трассы Р-256 (современное название вместо М-52) к ООО «Гренада». Также пояснил, что оспаривается бездействие административного ответчика и заявляется требование о возложении на него обязанности по осуществлению дорожной деятельности в целом, иные же позиции иска в этой части (касающиеся обеспечения безопасности движения на дороге путем осуществления полномочий по содержанию дороги и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; проведения оценки технического состояния дороги, мероприятий по текущему, капитальному ремонту и содержанию дороги в зимний и летний периоды в соответствии с установленными нормами и правилами) просил рассматривать как конкретизирующие ранее указанные административные исковые требования, на удовлетворении которых и настаивает административный истец. Просил признать незаконным бездействие административного ответчика именно в части неосуществления дорожной деятельности в целом и возложить на него обязанность осуществлять такую деятельность применительно к ранее указанной дороге.

Представитель Администрации Первомайского района Алтайского края Дорохова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в отзывах административного ответчика и его представителей. Акцентировала внимание суда на отсутствии у Администрации Первомайского района Алтайского края обязанности по осуществлению в рассматриваемом случае полномочий по тепло-, газо-, водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу ТКО в связи с нахождением жилого дома истицы за пределами какого-либо населенного пункта. Также пояснила, что осуществление дорожной деятельности в отношении обозначенной в административном иске дороги повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств.

Представитель заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Первомайского района Алтайского края Дорохова Е.А. в судебном заседании просила отказать в административном иске по ранее изложенным доводам.

Представитель заинтересованного лица - администрации Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края Спыну О.П. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, поддержав доводы административного ответчика. Дополнительно пояснила, что земельный участок, на котором расположен дом административного истца, находится в границах территории Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края, но не входит в какой-либо населенный пункт, близлежащим из которых является поселок Казачий. Также указала, что генеральным планом Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края не предусмотрено включение упомянутого земельного участка в состав какого-либо населенного пункта по причине его нахождения в составе земель особо охраняемых территорий.

Представители заинтересованного лица – ООО «Санаторий-профилакторий Гренада» в судебное заседание не явились, извещены.

Представители заинтересованного лица – министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены.

С учетом мнения лиц, участвующих в административном деле, суд считает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, выслушав позиции лиц, участвующих в административном деле, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поскольку Величко И.Ф. оспаривается бездействие Администрации Первомайского района Алтайского края, связанное с публичными функциями и полномочиями органа местного самоуправления, суд полагает необходимым рассмотрение данного дела в порядке административного судопроизводства.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, Величко И.Ф. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/8 жилого помещения – здания (общежития №1), кадастровый НОМЕР, площадью 311,6 кв.м по адресу (местоположению): Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий «Гренада», примерно в 250 м от восточной части п.Казачий по направлению на север (свидетельство о государственной регистрации права НОМЕР, выписка из ЕГРН от ДАТАНОМЕР). По запросу суда от ДАТА о предоставлении сведений о земельном участке, находящемся под сооружением с кадастровым номером НОМЕР, в материалы административного дела представлена выписка из ЕГРН от ДАТАНОМЕР на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, располагающийся по адресу: Алтайский край, Первомайский район, примерно в 250 м от восточной части п.Казачий в северном направлении. При этом, как следует из выписки, кадастровым номером объекта недвижимости, из которого образован данный объект недвижимости, является НОМЕР. Из договора аренды земельного участка НОМЕР от ДАТА (заключенного между Администрацией Первомайского района и ООО «Санаторий-профилакторий «Гренада») следует, что договор аренды заключен в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР. В соглашении о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДАТА указан новый кадастровый номер земельного участка – НОМЕР. Таким образом, земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером НОМЕР, находится в долгосрочной аренде ООО «Санаторий-профилакторий «Гренада». В свою очередь, в соответствии с соглашением о присоединении к договору аренды земельного участка НОМЕР от ДАТА, заключенным ДАТА между ООО «Санаторий-профилакторий «Гренада» и рядом граждан (в том числе Величко И.Ф.), к данным гражданам (в том числе Величко И.Ф.) в полном объеме переходят права и обязанности арендатора на тот же срок и на тех же условиях, которые предусмотрены договором аренды. С учетом данного соглашения в выписке из ЕГРН от ДАТАНОМЕР отражены сведения о лицах, в пользу которых установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости (земельный участок с кадастровым номером НОМЕР), в число которых входит административный истец. Таким образом, в судебном заседании установлено и материалами административного дела подтверждается, что Величко И.Ф. является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 22:33:033001:1228, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, примерно в 250 м от восточной части п.Казачий в северном направлении, и собственником 1/8 расположенного на указанном земельном участке жилого помещения – здания (общежития №1), кадастровый НОМЕР, площадью 311,6 кв.м по адресу (местоположению): Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий «Гренада», примерно в 250 м от восточной части п.Казачий по направлению на север. При этом Величко И.Ф. фактически проживает по указанному адресу, что никем из участвующих в административном деле лиц не оспаривается.

В соответствии со статьей 2 закона Алтайского края от 27.12.2008 года №145-ЗС (в редакции от 31.12.2013 года) «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Первомайского района Алтайского края» статусом сельских поселений с установлением границ (согласно приложениям 2-19 к данному закону) наделены 18 сельсоветов, включая Боровихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края. При этом сопоставление данных границ указывает на отсутствие в Первомайском районе Алтайского края межселенных территорий. Другими словами, территорию Первомайского района Алтайского края образуют территории входящих в его состав сельских поселений. На отсутствие в составе Первомайского района Алтайского края межселенных территорий указано и в ответе департамента Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики от 04.09.2018 №15-1467.

С учетом изложенного и с учетом выкопировки из генерального плана муниципального образования Боровихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края, ответа министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДАТАНОМЕР суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР (включая его часть, на которой находится жилое помещение Величко И.Ф.) расположен в границах муниципального образования Боровихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края. Следовательно, административное исковое требование о признании незаконным бездействия административного ответчика в части непринятия мер по включению земельного участка, на котором расположен дом Величко И.Ф., в границы указанного муниципального образования и возложении на административного ответчика обязанности выполнить мероприятия по такому включению с принятием необходимых процессуальных решений является необоснованным. При этом в судебном заседании судом неоднократно обращалось внимание стороны административного истца на соотношение понятий «муниципальное образование» и «населенный пункт», однако, уточнения административного иска в данной части не последовало. Между тем, в соответствии со статьей 4 закона Алтайского края от 27.12.2008 года №145-ЗС утвержден реестр населенных пунктов, расположенных на территории муниципальных образований Первомайского района Алтайского края. В частности, к сельским населенным пунктам Боровихинского сельсовета отнесены село Боровиха, поселок Казачий, поселок Лесной. При этом из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР находится в 250 м от восточной части п.Казачий в северном направлении.

С учетом изложенного, принимая во внимание возможность заблуждения административного истца и фактического оспаривания им невключения земельного участка в границы населенного пункта, суд считает необходимым обратить внимание и на следующие юридически значимые обстоятельства. Общественные отношения, связанные с включением земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключением из границ населенных пунктов, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В соответствии с частью 4 статьи 4.1 данного Закона орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. В целом, процедура включения земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключения из границ населенных пунктов представляет собой многосложный процесс и включает в себя несколько этапов (включая этап проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по данному вопросу) (части 5-22 статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ). Однако, начало реализации данной процедуры связано с представлением уполномоченным субъектом, в том числе физическим лицом, пакета документов, предусмотренных частью 4 статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ.

Из материалов административного дела следует, что ранее указанные требования Закона административным истцом не соблюдены: обращение (без приложения предусмотренного законом пакета документов) было направлено рядом жителей Первомайского района, в том числе административным истцом, в адрес главы Администрации Первомайского района Алтайского края, т.е. в неуполномоченный на решение поставленного вопроса орган местного самоуправления. Поскольку земельный участок находится в границах Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края, постольку мотивированное заявление о его включении в состав какого-либо населенного пункта Боровихинского сельсовета подлежало направлению в органы местного самоуправления данного сельского поселения. При изложенных обстоятельствах у Администрации Первомайского района не возникло обязанностей, вытекающих из статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ.

В целом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Администрации Первомайского района Алтайского края по непринятию мер, связанных с включением земельного участка, на котором находится дом административного истца, в границы Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края и возложения соответствующих обязанностей.

В части разрешения административных исковых требований о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в отсутствии организации тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в месте расположения дома Величко И.Ф., неучастии в дорожной деятельности применительно к дороге, ведущей от автодороги Р-256 к ООО «Гренада» и возложении на Администрацию Первомайского района Алтайского края соответствующих обязанностей суд приходит к следующему.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) организация в границах поселения тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО являются вопросами местного значения муниципального района (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункты 4, 5, 14 части 1 статьи 15). При этом органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения (часть 4 статьи 15).

В статье 17 Федерального закона №131-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения. Кроме этого, соответствующие полномочия закреплены и в специальных федеральных законах. Так, в силу статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ (пункт 1 части 1, часть 1.1 статьи 6).

В силу статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ (пункт 1 части 1, часть 1.1 статьи 6).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

Таким образом, специальными федеральными законами предусмотрен единый подход к решению вопроса о принадлежности полномочий в области тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, сбора и вывоза ТКО применительно к сельским поселениям: данные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не предусмотрено в региональном законе. Иные правила законами Алтайского края не предусмотрены. Кроме этого, заключенным между Администрацией Первомайского района Алтайского края и Администрацией Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края Соглашением, утвержденным решением Первомайского районного Собрания депутатов от 28.11.2017 №103, предусмотрена передача от района поселению части полномочий по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения со сроком их реализации поселением до 01.05.2018 года. Какие-либо иные соглашения по изложенным вопросам отсутствуют.

Таким образом, полномочия в обозначенных областях применительно к Боровихинскому сельсовету Первомайского района Алтайского края реализуются органами местного самоуправления Первомайского района. При этом ни в Федеральном законе №131-ФЗ, ни в ранее приведенных специальных федеральных законах осуществление полномочий по организации тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов не ставится в зависимость от такого критерия, как необходимость нахождения территории и проживания населения именно в границах населенных пунктов. Данные полномочия реализуются по отношению к населению, проживающему в сельском поселении (т.е. не только в населенных пунктах сельского поселения). Доводы административного ответчика об обратном не основаны на законе. При этом из имеющихся в материалах административного дела отзывов административного ответчика, из пояснений в судебном заседании его представителя Дорохова Е.А. следует, что Администрация Первомайского района не реализует полномочия по организации тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения в месте расположения дома Величко И.Ф., поскольку данное место находится за пределами территории населенного пункта. Такого рода правоприменение и модель поведения административного ответчика не могут быть признаны законными, нарушают права и законные интересы административного истца.

Далее, согласно отзывам административного ответчика, пояснениям в судебном заседании его представителя Дорохова Е.А. организация сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в обозначенном месте осуществляется Администрацией Первомайского района путем информирования жителей о возможности заключения соответствующих договоров с ООО «Коммунальное хозяйство». Вместе с тем, как следует из ответа ООО «Коммунальное хозяйство» (том 2, л.д. 74) сбор ТКО в районе ООО «Гренада» данной организацией не осуществляется. Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца Волков А.А. , ООО «Коммунальное хозяйство» экономически не выгодно заключение договоров по вывозу ТКО с жителями на территории ООО «Гренада». Данный довод согласуется с ранее указанным ответом ООО «Коммунальное хозяйство», из которого следует, что Общество не осуществляет сбор ТКО на межселенных территориях, к которым оно относит и район санатория-профилактория «Гренада». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо конкретных действий административного ответчика в целях организации сбора и вывоза ТКО в месте проживания административного истца и иных жителей-владельцев жилых помещений на территории ООО «Санаторий-профилакторий «Гренада». Между тем закрепление рассматриваемого полномочия (и фактически одновременно обязанности) предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления системы мер в целях обеспечения своевременного оказания населению услуг по приему и вывозу ТКО.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения является полномочием органов местного самоуправления муниципальных районов (пункт 6 части 1 статьи 13 закона), и лишь осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений может возлагаться законом субъекта РФ на органы местного самоуправления сельского поселения.

В судебном заседании установлен, материалами административного дела (в том числе фотоматериалами) подтверждается и лицами, участвующими в административном деле не оспаривается факт существования автомобильной дороги, ведущей от федеральной автодороги Р-256 к территории санатория-профилактория «Гренада». Согласно ответу министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 05.09.2018 года НОМЕР данная дорога не входит в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 №928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и постановление Администрации Алтайского края от 27.04.2009 №188 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения»). Данная автомобильная дорога не является и частной дорогой (сведения об обратном в материалы административного дела не представлены). Судом установлено и из материалов административного дела следует, что рассматриваемая дорога находится в границах муниципального образования Боровихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края, за пределами границ какого-либо населенного пункта (в том числе поселка Казачий), предназначена для дорожного движения, используется неограниченным кругом лиц, следовательно, является дорогой общего пользования. Право собственности на указанный объект в установленном законом порядке за кем-либо не зарегистрировано. С учетом классификации автомобильных дорог (статья 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) данная дорога является автомобильной дорогой местного значения.

Из отзывов административного ответчика, пояснений его представителя Дорохова Е.А. следует, что дорожная деятельность в отношении указанной дороги Администрацией Первомайского района не осуществляется. При этом административный ответчик указывает, что осуществление такой деятельности приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. С такими доводами суд не может согласиться, принимая во внимание отсутствие собственника дороги, требования статьи 225 ГК РФ, пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, следующую из приведенных норм необходимость реализации органами местного самоуправления района комплекса мер по содержанию дороги в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Как следствие, суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия административного ответчика в виде непринятия мер в целях осуществления дорожной деятельности в отношении обозначенной дороги, что, в свою очередь, нарушает право административного истца на безопасное пользование дорогой. Указанные меры предполагают, по мнению суда, осуществление непосредственно самой дорожной деятельности и параллельную работу по оформлению права муниципальной собственности на дорогу. Отсутствие последнего не освобождает административного ответчика от обязанности осуществлять предусмотренное законом полномочие в виде дорожной деятельности.

С учетом изложенного, поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования Первомайский район Алтайского края (размещен на официальном сайте Администрации Первомайского района Алтайского края в сети Интернет) Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района (статья 42), осуществляющим соответствующие полномочия (статьи 46, 50 Устава), суд находит требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в отсутствии организации тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в месте расположения дома Величко И.Ф., неучастии в организации дорожной деятельности в отношении спорной дороги и возложении на Администрацию Первомайского района Алтайского края соответствующих обязанностей подлежащими удовлетворению.

Поскольку административным истцом оспаривается бездействие административного ответчика, т.е. длящаяся модель поведения, постольку предусмотренные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ сроки для обращения с административным исковым заявлением соблюдены. При этом административный иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Величко И.Ф. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Первомайского района Алтайского края, выразившееся в неосуществлении полномочий по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, неучастии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого помещения Величко И.Ф. по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий «Гренада», примерно в 250 метрах от восточной части поселка Казачий в направлении на север, непринятии мер в целях осуществления дорожной деятельности в отношении дороги, ведущей от федеральной дороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией до места с ранее указанным адресом.

Возложить на Администрацию Первомайского района Алтайского края обязанность осуществлять в установленном порядке полномочия по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию и иному обращению с твердыми коммунальными отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) в месте расположения жилого помещения Величко И.Ф. по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий «Гренада», примерно в 250 метрах от восточной части поселка Казачий в направлении на север, принять меры в целях осуществления дорожной деятельности в отношении дороги, ведущей от федеральной дороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией до места с ранее указанным адресом.

В остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Администрации Первомайского района Алтайского края в пользу Величко И.Ф. судебные расходы в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Н. Барышников

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2018.

Дело № 2а-2231/2018