ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2232/20 от 14.05.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2232/2020

УИД: 47RS0005-01-2020-001826-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года город Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 14 мая 2020 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2020 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Андреевой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании обеспечить доступ в здание администрации для маломобильных групп населения,

УСТАНОВИЛ:

Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании обеспечить доступ в здание администрации для маломобильных групп населения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Выборгской городской прокуратурой 09.12.2019 проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области были выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Надзорными мероприятиями установлено, что согласно реестру муниципального имущества МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (номер в реестре ) передано здание по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Гончаровское сельское поселение, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области не создано условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски, населения в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Гончаровское сельское поселение, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а.

Выявленные нарушения выразились в следующем: в здании отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; на прилегающей территории учреждения, а также внутри учреждения отсутствуют тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения; на входной двери отсутствует контрастная маркировка; на дверях кабинетов отсутствуют контрастные и рельефные (шрифт Брайля) таблички, краевые ступени лестничных маршей основного входа со стороны улицы, а также лестничных маршей внутри здания не выделены цветом или фактурой, отсутствует выделенное парковочное место для инвалидов.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски, в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а, незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски, путем установки элементов оборудования, обеспечивающего доступ инвалидов в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а.

Административный истец направил в суд ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие и удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик в лице представителя Яковлевой А.А. представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, мотивированных возражений не заявил, поскольку требования административного истца полагал законными.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела без явки участников процесса, не просивших об отложении разбирательства по делу.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выборгской городской прокуратурой 09.12.2019 была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области были выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Статьей 7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация –социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Аналогичные требования закреплены в ст. 12 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Пунктами 1.1, 1.2 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).

Требования СП распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В соответствии с требованиями п. п. 4.1.12, 5.1.1, 5.1.4, 5.1.5, 5.2.3, 5.2.4, 5.5.8, 7.1.8 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой; наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м; прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворот коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Рекомендуется предусматривать световые маяки; информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м; при входах в здания массового посещения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Кроме того, отдельные пункты СП 59.13330.2012 включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (пункт 41 перечня) и подлежит обязательному применению с 1 июля 2015 года.

Надзорными мероприятиями установлено, что согласно реестру муниципального имущества МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (номер в реестре ) передано здание по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Гончаровское сельское поселение, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области не создано условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски, населения в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Гончаровское сельское поселение, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а.

Выявленные нарушения выразились в следующем: в здании отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; на прилегающей территории учреждения, а также внутри учреждения отсутствуют тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения; на входной двери отсутствует контрастная маркировка; на дверях кабинетов отсутствуют контрастные и рельефные (шрифт Брайля) таблички, краевые ступени лестничных маршей основного входа со стороны улицы, а также лестничных маршей внутри здания не выделены цветом или фактурой, отсутствует выделенное парковочное место для инвалидов.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности и законности предъявленных исковых требований.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Административный истец просит суд установить срок исполнения решения суда в размере одного года с момента вступления решения в законную силу. С учетом характера требуемых действий ответчика суд полагает обоснованным и достаточным установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2021 года.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании обеспечить доступ в здание администрации для маломобильных групп населения удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски, в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски, путем установки элементов оборудования, обеспечивающего доступ инвалидов в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Гончарово, ул. Школьная, д. 4 а, в срок до 01 июня 2021 года.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин