ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2232/2021 от 08.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело №2а-2232/2021

УИД 61RS0002-01-2021-005612-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2021 года г.Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону, в составе: председательствующего судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,

при секретаре судебного заседания КАН В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным уведомления, обязании рассмотреть уведомление,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Администрации Железнодорожного района г. Ростова- на-Дону о признании незаконным уведомления, обязании рассмотреть уведомление, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 было подано Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с К.Н. , расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было вынесено Уведомление №162 о соответствии указанных параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке , расположенном по адресу: <адрес>

ФИО2 в соответствии с поданным уведомлением о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта ИЖС был построен жилой дом.

Административным истцом ФИО2 в Администрацию Железнодорожного района города Ростова-на-Дону было направлено Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома вход. ЖР - 2113 от 03.08 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 в Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону было получено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ было мотивировано тем, что на смежном земельном участке по адресу: <адрес> расположен многоквартирный жилой дом, в связи с чем было нарушено противопожарное расстояние между домами.

В письме за исх. от ДД.ММ.ГГГГ сообщалось, что Администрации Железнодорожною района города Ростова-на-Дону не было известно о наличии многоквартирного жилого дома по адресу Круглая 9а, расположенного на смежном земельном участке.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ был подан иск Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о сносе самовольной постройки многоквартирного жилого дома с КН на пл. Круглая, 9а. В этом иске Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону выступала в качестве третьего лица на стороне истца.

ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) вступило в законную силу. Данным решением было установлено, что жилой дом с КН на <адрес> является самовольной постройкой и в настоящее время не введен в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Из положений данной нормы следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав и обязанностей (Постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8584/12 по делу N , Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Самовольная постройка не должна учитываться при определении противопожарных разрывов между домами, так как не является многоквартирным жилым домом в правовом смысле.

Кроме того, в материалах другого дела (2-1656/2020;) имеется ответ на интернет обращение ФИО5 №ОГ - ЖР/589 от ДД.ММ.ГГГГ в котором говорится: «Ваше интернет сообщение по вопросу проведения проверки законности проведения строительных работ и соблюдения строительных, санитарных, противопожарных и иных норм при строительстве жилого дома по адресу: <адрес> рассмотрено. По результатам рассмотрения сообщаем, что администрацией Железнодорожного района по вышеуказанному адресу выдано «Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомления, жилой дом по вышеуказанному адресу допустимо размещать с отступом от границы смежного земельного участка с кадастровым номером 61:44:0060611:148 на расстоянии 1,09 м при условии возведения противопожарной стены первого типа огнестойкости.

Выходом на место сотрудником администрации Железнодорожного района нарушений выданного уведомления не выявлено.»

Также, в Железнодорожном районном суде г. Ростова-на-Дону рассматривается дело (2-1656/2020;), где Администрация Железнодорожного района города Ростова-на-Дону также является третьим лицом, в настоящее время проведена судебная строительно-техническая экспертиза, которая установила:

Эксперт, оценивая жилой дом ФИО2 во всех позициях указывает на соблюдение ей и соответствие дома всех требований законодательства РФ в области земельного законодательства и градостроения:

«Вид разрешенного использования, количество надземных этажей, высота, площадь застройки и минимальный отступ от границ участка, а также наличие противопожарной стены с восточной стороны здания соответствуют (не превышают) Приложению №1 Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ и схематичному изображению планируемого к строительству объекта капитального строительства».

ДД.ММ.ГГГГ она ознакомилась с судебной экспертизой по делу (2-1656/2020;) из которой узнала, что ее жилой дом полностью соответствует Приложению Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ и схематичному изображению планируемого к строительству объекта капитального строительства». Согласно же ранее вступившему решению суда, соседний дом является самовольной постройкой.

ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание вновь открывшиеся обстоятельства, ФИО2 было направлено в Администрацию Железнодорожного района города Ростова-на-Дону повторное уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома вход. ЖР - 2105.

В уведомлении об окончании строительства указан способ направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности: получение нарочным в уполномоченном на выдачу разрешений на строительство в органе местного самоуправлении.

7 - дневный срок для направления уведомления о принятом решении Администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону истек ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 по доверенности от ее имени в Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону пытался нарочно получить уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о

градостроительной деятельности.

В отделе архитектуры администрации Железнодорожного района в Ростове-на-Дону ФИО1 пояснили, что уведомление об окончании строительства ФИО2 они не получали и принимать решение по данному уведомлению они не планируют, так как данное уведомление находится у юристов. В юридическом отделе пояснили, что ответ на данное уведомление об окончании строительства они дадут в месячный срок с момента его поступления в Администрацию.

До настоящего времени ответ на уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома вход. ЖР - 21 от ДД.ММ.ГГГГ года получен не был.

Считает, что ее права были нарушены вынесением Администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объект а ИЖС или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, а также отказом Администрации рассматривать Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС.

Административный истец ФИО2 в полном соответствии с выданным ей Уведомлением о соответствии построила жилой дом, а Административный ответчик не вводит этот объект в эксплуатацию, в связи чем ФИО2 не имеет возможности выполнять внутреннюю отделку дома, подключать коммуникации, а также проживать в данном доме, чем и нарушаются ее права.

Административный истец считает незаконным Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным и отменить Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Железнодорожного района города Ростова-на- Дону рассмотреть Уведомление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> повторно направленное ДД.ММ.ГГГГ входящий № .

Административный истец и ее представитель по доверенности ФИО1 в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, просили требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ФИО6, действуя на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, указав на то, что постройка не соответствует требованиям закона, в связи с чем, было выдано соответствующее уведомление. Также указала на пропуск административным истцом срока для обращения с требованиями по настоящему делу.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению,противоречатданные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведенияотом, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, если иноенепредусмотренонастоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основанияпредусмотренынормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что ФИО2 являются собственниками земельного участка, площадью 395 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации частного домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с количеством этажей – 2, высотой 12 м, площадью застройки – 81 кв.м.

По рассмотрении указанного Уведомления и приложенных к нему документов администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону было выдано ФИО2 Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Получив указанное уведомление, ФИО2 приступила к строительству жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

По завершении строительства жилого дома истец обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (вх. №ЖР-2211 от 01.08.2020г.), на которое получила уведомление о несоответствии укатанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное уведомление было основано на том, что расстояния между жилым объектом, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>, пл. Круглая, 9а и планируемым к строительству объектом по адресу: <адрес> не соответствует СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям».

Кроме того, письмом от 20.05.2020г. № администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону сообщила ФИО2 о направлении в ее адрес уведомления о несоответствии планируемого строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также просила Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ считать недействительным.

В данном письме также указано на то, что выходом на место, при визуальном осмотре было установлено, что на смежном земельном участке по адресу: <адрес>, пл. Круглая, 9а возведен многоквартирный жилой дом. С восточной стороны здания на стене объекта, обращенной к земельному участку по адресу: пер. Дунаевского. 1/9, расположены балконные узлы.

Учитывая то, что в предоставленных документах к уведомлению о планируемом строительстве индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности отсутствовала информация об объекте (многоквартирный жилой дом), расположенном на смежном земельном участке по адресу: <адрес>, администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону выдано уведомление о соответствии планируемого строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону было повторно получено от ФИО2 Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, на которое административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче уведомления.

Согласно п.1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно п.7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.Формыуведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п. 10-11, 13 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный вчасти 9настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренномупунктом 4 части 10настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренныйчастью 7илипунктом 3 части 8настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии счастью 1настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-3 части 21.1 статьи 51настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Как следует из материалов дела, административному истцу администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Впоследствии, ФИО2 было получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с нарушением противопожарного расстояния между домами.

В обоснование принятия такого решения административным истцом указано на то, что при визуальном осмотре установлено, что на смежном земельном участке по адресу: <адрес> возведен многоквартирный жилой дом, о расположении которого ФИО2 при обращении с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома не проинформировала.

Однако, материалами дела подтверждается, что именно администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону было выдано ФИО7 разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального, одноквартирного, 3-х этажного жилого дома, общей площадью 495,6 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГФИО7 обратился в администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о признании постройки плановой.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным судом г. Ростова-на-Дону было принято решение по гражданскому делу по иску администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону к ФИО7 о приведении объекта в соответствие с действующим законодательством, а именно, в соответствие с выданным разрешением на строительство, об обязании снести (демонтировать) 4-й и 5-й этажи объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, пл. Круглая, 9а.

Более того, Железнодорожным судом рассматривалось гражданское дело по иску Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону к ФИО7 и другим ответчикам о сносе объекта капитального строительства, а именно многоквартирного жилого дома с КН , расположенного по адресу: <адрес>.

Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону была привлечена к участию в данном деле в качестве третьего лица на стороне истца.

Таким образом, доводы административного ответчика, приведенные в обоснование решения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с нарушением противопожарного расстояния между домами не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, исходя из изложенного, администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону знала о существовании многоквартирного жилого дома, расположенного на смежном земельном участке с земельным участком истца.

Кроме того, судом принимается во внимание, что административным ответчиком не приведено ссылки на норму права, руководствуясь которой орган местного самоуправления, осуществляющий контроль за строительством, выдал на одно и то же уведомление о строительстве объекта ИЖС как уведомление о соответствии, так и о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, оформленное уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 20.05.2020г. является незаконным.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018г. №-Ф3 «О внесении изменений вГрадостроительныйкодекс Российской Федерации и отдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщикуведомляеторган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи55 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрениеуведомленияобокончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи55 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиямзаконодательстваоградостроительнойдеятельностидопускается только в случаенесоответствияобъекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания направления уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В данном случае рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 ГрК РФ (в редакции Закона № 340-ФЗ). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.

В связи с изложенным, принимая также во внимание часть 16 статьи55 ГрК РФ, при наличии разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, полученного до ДД.ММ.ГГГГ, не позднее одного месяца со дня окончания строительства соответствующего объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти (орган местного самоуправления) уведомление об окончании строительства объекта ИЖС с приложением к нему указанных в части 16 статьи 55 ГрК РФ документов.

Согласно пункту 5 части 19 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о не соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Как следует из материалов дела, уведомление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, до настоящего времени по существу не рассмотрено.

Поскольку уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке судом признано незаконным, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обязании административного ответчика повторно рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд в настоящим административным иском судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 8 ст. 219 КАС РФ).

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления, в обоснование которого истцом указано на то, что срок для обращения с настоящим административным иском должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момент ознакомления истца с заключением судебной экспертизой.

Суд соглашается с такими доводами истца по следующим основаниям.

Как указывает административный истец, и административным ответчиком данное обстоятельство не опровергнуто, оспариваемое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было получено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, только из заключения судебной экспертизы -С от ДД.ММ.ГГГГ., проведенной ООО «ЦСЭ «Прайм» на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в рамках рассмотрения гражданского дела года по иску ФИО1, ФИО2 к ФИО7, ФИО8 и др., третьи лица: Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, финансовый управляющий ФИО8 - ФИО9 об обязании устранения препятствий в пользовании земельным участком путем переноса инженерных коммуникаций, по иску ФИО7, ФИО10 к ФИО2, третье лицо Администрация Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону о признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки, по иску ФИО11 к ФИО2, третьи лица: ФИО12, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о сносе самовольной постройки, ФИО2 стало известно о том, что в целом возведенный ею жилой дом соответствует требованиям строительных и иных норм и правил, установленных для жилых одноквартирных домов, а выявленные экспертами несоответствия являются устранимыми.

Указанное заключение эксперта было положено судом в основу решения по делу от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования к ФИО2 о сносе самовольной постройки оставлены судом без удовлетворения.

С настоящим административным иском ФИО2 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, предусмотренного для такого обращения ст. 219 КАС РФ.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного ответчика о пропуске ФИО2 процессуального срока для обращения с административным иском о признании уведомления незаконным и обязании повторно рассмотреть уведомление.

Таким образом, требования по административному иску ФИО2 к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным уведомления, обязании рассмотреть уведомление судом удовлетворяются в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, оформленное уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону повторно рассмотреть уведомление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.