Дело №***а-2233/18 14 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к <адрес> Санкт-Петербурга, Межведомственной комиссии <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании проекта перепланировки
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением.
Административное исковое заявление обосновано тем, что уведомлением №*** от **.**.**** административный истец ФИО1 была извещена административным ответчиком <адрес> об отказе в согласовании проекта перепланировки и раздела принадлежащей истцу <адрес>, Санкт-Петербург, о чем было принято соответствующее решение Межведомственной комиссией <адрес>**.**.****.
Административный истец считает решение не соответствующим действующему законодательству РФ, нарушающим права истца в части создания незаконных препятствий по реализации права собственности и подлежащим отмене.
Первым обоснованием отказа указывается несоответствие проектной документации требованиям п. 14 Постановления Правительства РФ от 1602.2008 года №*** «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», тогда как данное постановление не регулирует правоотношения в сфере согласования вопросов перепланировки жилых помещений, а применяется в градостроительной деятельности при оценке проектной документации в отношении объектов капитального строительства. Постановление принято в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, положения которой регламентирует правоотношения по проектированию объектов капитального строительства. Объектами капитального строительства в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено. В данном случае в отношении объекта капитального строительства - здания - капитальное строительство, в том числе реконструкция или капитальный ремонт, не производится, а осуществляется перепланировка жилого помещения, при этом конструктивные элементы здания в соответствии с разработанным проектом перепланировки и раздела квартиры шифр 57/0127.16 не затрагиваются и не изменяются.
Также необходимо дополнительно отметить, что указанные в уведомлении несоответствия проектной документации п. 14 Постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не соответствуют действующей нормативно-технической документации, а именно, в соответствии с ГОСТ 21.501-2011 «Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений», все перечисленные замечания учитываются и указываются в составе рабочей документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, которая разрабатывается вторым этапом к проектной документации стадии «П», требования к которой установлены Постановлением Правительства РФ №*** от **.**.****.
Рассмотренный МВК проект до получения уведомления уже трижды рассматривался комиссией и указанные в уведомлении замечания ранее не были выявлены МВК, являются новыми.
Вторым обоснованием отказа является несоответствие проектной документации СП 54.13330.2016 в части высоты кухни <адрес>.
СП 54.13330.2016 является сводом правил, применяемым в соответствии с Федеральным законом от **.**.**** № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» на добровольной основе. СП 54.13330.2016 не включенным в перечень национальных стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной основе в соответствии с Постановлением Правительства №*** от **.**.**** в целях соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, отказ МВК в согласовании перепланировки в связи с несоответствием принятых решений СП 54.13330.2016 не соответствует законодательству.
Обязательным к применению в соответствии с Постановлением Правительства №*** от **.**.**** является СП 54.13330.2011, а именно в части требований к высоте помещений обязательными являются только п. 5.3 и 5.8 СП 54.13330.2011.
В соответствии с п. 5.8 СП 54.13330.2011 высота кухни (кухни-столовой) должна быть не менее 2,5 м.
В соответствии с п. 3.5 ФИО7 СП 54.13330.2011 кухня - помещение с зоной, предназначенной для приготовления пищи, и обеденной зоной для эпизодического приема пищи членами семьи.
В соответствии с п. 3.7 ФИО7 СП 54.13330.2011 кухней-столовой является помещение с зоной, предназначенной для приготовления пищи, и обеденной зоной для приема пищи всеми членами семьи одновременно.
При этом кухней-нишей согласно п. 3.6 ФИО7 СП 54.13330.2011 является Помещение (или часть его) без обеденной зоны, предназначенное для приготовления пищи, оборудованное электроплитой и приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.
Таким образом, СП 54.13330.2011 разделяет понятия кухни, кухни- столовой и кухни-ниши. Аналогично данное разделение понятий сохранено в СП 54.13330.2016.
Требования п. 5.8 в части высоты помещения относятся только к кухне и кухне-столовой, на кухню-нишу требования данного пункта не распространяются.
Таким образом, указанный в уведомлении СП 54.13330.2016, а также СП 54.13330.2011 неприменим к указанному помещению, поскольку оно является кухней-нишей. Высота хозяйственных и подсобных помещений действующими нормативными документами не оговорена. В то же время 100 % площади данного помещения имеют высоту более 2.1 м, определяемую как нижний порог для помещений вспомогательного назначения (коридоры, передние, санузлы и т.п.) в соответствии с СП 54.13330.2016.
Третьим обоснованием отказа является несоответствие проектной документации СП 31-107-2004. Согласно письма Госстроя о введении в действие СП 31-107-2004 «Архитектурно - планировочные решения многоквартирных жилых зданий», последний рекомендован Госстроем Российской Федерации к применению на добровольной основе и также не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений». Применение требований СП 31-107-2004 является добровольным и не может являться основанием для отказа в согласовании проекта. Данное замечание также не было указано МВК ранее в рамках трех отказов в согласовании проекта перепланировки.
Ответчик требует предоставление расчета продолжительности инсоляции в планируемых квартирах, ссылаясь на «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное постановлением Правительства №*** от **.**.****. В соответствии с п. 2.3.4 и п. 6.4 Общей пояснительной записки проекта, оконные заполнения квартир существующие, изменения в них перепланировкой не вносятся. Расчет инсоляции был представлен в составе проекта для единственного помещения <адрес>, часть одного окна которой перекрывается встроенным шкафом. Согласно расчету КЕО в отношении <адрес> инсоляция указанной квартиры после перепланировки соответствует нормативным требованиям.
В соответствии с п. 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №*** от **.**.****, не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Градостроительный кодекс РФ был введен в действие в 2005 году Федеральным законом от **.**.**** № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Дом, перепланировка квартиры в котором согласовывается с МВК в соответствии с Техническим планом, построен в 1860 году.
Таким образом, требования п. 21 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №*** от **.**.****, применению к рассматриваемому дому и помещениям в нем не подлежат.
В части помещения мансарды, реконструкция которого была осуществлена в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экспертизы, а также введенной в эксплуатацию в 2008 году, как указано выше расчет инсоляции в части изменений только в одной комнате в отношении одного оконного проема, ранее введенного в эксплуатацию помещения мансардного этажа, был предоставлен МВК.
Отказ МВК в согласовании проекта по указанному основанию не соответствует законодательству.
Ответчик требует предоставления копии проекта ООО «Архитектурная мастерская ФИО4», ссылка на который содержится в справке, выданной Проектно-Инвентаризационным Бюро в пояснение к техническому паспорту на квартиру. Ответчик не указал, какая именно норма действующего законодательства обязывает истца заниматься предоставлением подобных документов, тем более, что этот проект не имеет отношения к рассматриваемому проекту и упомянут в письме ГУИОН №*** от **.**.**** лишь в связи с исправлением технической ошибки, ранее допущенной в техническом паспорте на квартиру, в части количества оконных проемов.
Административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение Межведомственной комиссии <адрес> Санкт-Петербурга об отказе в согласовании проекта перепланировки и раздела принадлежащей истцу <адрес>, Санкт- Петербург, обязать административного ответчика согласовать проект перепланировки и раздела принадлежащей истцу <адрес>, Санкт-Петербург.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования поддерживает.
Представитель административного ответчика МВК <адрес> Санкт-Петербурга ФИО5 в судебное заседание явился, иск не признает. Суду пояснил, что ФИО1 является собственником квартиры, которая согласно представленному проекту подлежит разделу на три квартиры, одна из которых будет иметь площадь порядка 20 кв. м. При этом квартира находится в мансардном этаже. Высота предполагаемой кухни-ниши в большей части площади менее 2, 5 м., что противоречит существующим нормам. Не представлены расчеты инсоляции в отношении двух из трех предполагаемых квартир. Создание жилых помещений, имеющих пороки, которые впоследствии позволят признать их несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, противоречит действующему законодательству, в связи с чем, проектные документы не были согласованы МВК.
Представитель заинтересованного лица ФГБНУ «НИИ МТ» ФИО6 в судебное заседание явилась, считает административный иск не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством расчет инсоляции и КЕО должны быть представлены в отношении всех вновь создаваемых объектов.
Представитель административного ответчика <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником <адрес> лит. А по <адрес> собственности зарегистрировано **.**.****.
**.**.****ФИО1 направлено уведомление, в котором указано следующее.
Межведомственной комиссией <адрес>**.**.**** рассмотрен проект перепланировки и раздела <адрес> по адресу: <адрес>, лит. А, разработанный в 2017 году отделом проектирования ГУП «ГУИОН».
Согласно протоколу №*** от **.**.**** Комиссия приняла решение отказать в согласовании вышеуказанного проекта на основании п. 3 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации - несоответствие проекта перепланировки и (или) переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Представленная проектная документация не соответствует требованиям п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»:
-не разработаны узлы перемычек над проемами входных дверей в планируемые квартиры, а также внутриквартирных стен и перегородок <адрес>а;
-лист 4 51/0127.16-АС - не указана раскладка плит БПР конструкции антресоли, отсутствует информация о марке плит;
-лист 3 51/0127.16-АС отсутствует схема расположения металлических конструкций перекрытия над помещением №*** планируемой <адрес>а;
-отсутствует расчетное обоснование принятой конструкции стены из газобетонных блоков между помещениями №*** и №*** планируемой квартиры согласно указаниям п.7 СП 15.13330.2012;
-лист 3 51/0127.16-АС - отсутствует узел опирания конструкции перекрытая антресоли на стену между помещением №*** и №*** планируемой <адрес>а;
-лист 6 51/0127.16-АС - отсутствуют мероприятия по защите деревянных конструкций перекрытия антресоли от биологической коррозии согласно приложению «С», «Т» СП 28.13330.2012.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с п. 5.3 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», кухня (кухня-столовая, кухня-ниша) является вспомогательным помещением в числе прочих вспомогательных помещений в квартире.
В соответствии с требованиями п. 5.8 Свода правил высота вспомогательного помещения - кухни в квартире должна быть не менее 2.5 метра. В кухнях квартир, расположенных в этажах с наклонными ограждающими конструкциями или в мансардном этаже, допускается уменьшение относительно нормируемой высоты потолка на площади, не превышающей 50 процентов.
Представленными проектными решениями предполагается перепланировка квартиры, расположенной в мансардном этаже, с разделом на три отдельных. В одной из образуемых квартир (условный №***а) предполагается оборудование хозяйственного помещения с кухней-нишей (помещение №***) общей площадью 4.7 кв.м. (наличие обособленного помещения кухни в <адрес> проектом не предусмотрено). Высота планируемого помещения №*** на площади превышающей более 50 процентов менее 2.5 м.
Ранее уведомлением администрации от **.**.****№*** истца информировали о принятии на заседании Комиссии решения о невозможности согласования описанных выше проектных решений, однако изменения проекта в данной части не произведены.
Согласно п. 5.6 Свода правил - габариты жилых комнат и помещений вспомогательного использования квартиры следует определять с учетом требований эргономики и размещения необходимого набора внутриквартирного оборудования и предметов мебели.
В соответствии с п. **.**.**** Свода правил по проектированию и строительству (СП 31-107-2004) «Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий» - площадь кухни (в том числе кухни-ниши) в однокомнатных квартирах должна быть не менее 5 кв.м.
В соответствии с п. 21 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации **.**.****№***, в жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир - менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир - менее чем в 2-х комнатах.
Учитывая проектные решения, предполагающие преобразование двухкомнатной квартиры в три отдельных жилых помещения, а также требования п.21 Положения, в состав проектной документации необходимо включить расчет продолжительности инсоляции в планируемых квартирах.
Ранее в уведомлениях администрации по результатам рассмотрения на заседаниях Комиссии проектной документации по перепланировке и разделу жилого помещения по вышеуказанному адресу ФИО1 информировали о несоответствии количества оконных проемов в конструкции кровли, указанных в техническом паспорте на квартиру и проектных решениях.
В повторно представленную документацию включен технический паспорт на квартиру по вышеуказанному адресу, выданный филиалом **.**.**** ГУП «ГУИОН» ПИБ <адрес> по состоянию на 2008 год с измененными данными о количестве оконных проемов. Дополнительно представлена справка от **.**.****№***, выданная ПИБ, с пояснениями по данному вопросу и ссылкой на данные проекта ООО «Архитектурная мастерская ФИО4».
Рассмотрев вышеуказанные материалы, касающиеся изменения данных в техническом паспорте на квартиру, Комиссией принято решение о необходимости включения в состав предоставляемых для рассмотрения проектных материалов копии проекта ООО «Архитектурная мастерская ФИО4».
Комиссия возвращая ФИО1 пакет документов и проектную документацию, указала, что дальнейшее рассмотрение проектной документации на соответствие требованиям действующего законодательства не представляется возможным.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Суд полагает, что ФИО1 не доказан факт нарушения ее прав и законных интересов оспариваемым решением, административным же ответчиком напротив законность оспариваемого решения обоснована.
При этом районная администрация надлежащим ответчиком по настоящему делу не является, поскольку оспариваемое решение принято Межведомственной комиссией.
В силу положений пункта 7 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются жилищным законодательством.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании пунктов 7, 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от **.**.**** N 170).
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от **.**.**** N 170).
Основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и требуемые для этого документы установлены нормами статьи 26 Жилищного кодекса РФ, согласно которым переустройство (перепланировка) жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (части 1, 5, 6 названной статьи).
Статьей 27 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в том числе в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 3 части 1 названной статьи).
В силу пункта 5.3 СП 54.13330.2011 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" в квартирах, предоставляемым гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
В соответствии с пунктом 5.3а СП 54.13330.2011 состав квартир индивидуального жилищного фонда, жилищного фонда некоммерческого использования определяется в задании на проектирование с учетом правил 5.3.
В квартирах, указанных в п. 5.3, площадь должна быть не менее: общей жилой комнаты в однокомнатной квартире - 14 кв. м, общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более - 16 кв. м, спальни - 8 кв. м (10 м - на двух человек); кухни (8 кв. м); кухонной зоны в кухне-столовой - 6 кв. м. В однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 кв. м (пункт 5.7. СП 54.13330.2011).
В соответствии с требованиями п. 5.8 Свода правил высота вспомогательного помещения - кухни в квартире должна быть не менее 2.5 метра. В кухнях квартир, расположенных в этажах с наклонными ограждающими конструкциями или в мансардном этаже, допускается уменьшение относительно нормируемой высоты потолка на площади, не превышающей 50 процентов.
Административный истец не оспаривает, что в одной из образуемых квартир (условный №***а) представленным проектом предполагается оборудование хозяйственного помещения с кухней-нишей (помещение №***) общей площадью 4.7 кв.м. Высота планируемого помещения №*** на площади превышающей более 50 процентов менее 2.5 м, что не соответствует вышеуказанным требованиям.
Правовых оснований согласиться с доводами административного истца о том, что требования п. 5.7 СП 54.13330.2011 не распространяется на рассматриваемые правоотношения, не имеется; такая позиция ФИО1 основана на ошибочном понимании нормативного правового регулирования данной сферы; в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса РФ принадлежащая ей квартира относится к индивидуальному жилищному фонду, что предполагает ее использование для проживания; согласно статье 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; кухня (кухня-ниша) является помещением вспомогательного использования, предназначена для удовлетворения гражданами потребностей в питании; ее наличие в квартире, отвечающей установленным требованиям, является обязательным, поскольку иное противоречит требованиям части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; согласно заданию на проектирование (пункт 5.3а СП 54.13330.2011), площадь кухни в квартире истца составляет 12,7 кв. м, то есть проектировалась с учетом требований пункта 5.3, о чем прямо свидетельствует технический паспорт жилого помещения; переустройство и перепланировка квартиры, ухудшающие в сравнение с заданием на проектирование, нормативно установленным минимальным стандартам к составу и площади жилых помещений (пункт 5.7. СП 54.13330.2011), недопустимы.
Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений установлены пунктами 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от **.**.**** N 170.
В силу пунктов 1.7.2, 1.7.3 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации здания, а также условий проживания граждан, не допускается.
Обоснованным является довод представителя Межведомственной комиссии, что в проекте, представляемом на согласование, должны содержатся расчеты инсоляции и КЭО в отношении всех образуемых жилых помещений.
Жилым признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2 ст. 15). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ (ч. 3, 4 ст. 15).
Соответствующие правила содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от **.**.**** N 47.
В Положении содержатся также требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), высоте помещений (п. 22).
Так, согласно п. 21 указанного Положения, в жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир - не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир - не менее чем в 2 комнатах. Длительность инсоляции в осенне-зимний период года в жилом помещении для центральной, северной и южной зон должна отвечать соответствующим санитарным нормам. Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения.
Довод административного истца о наличии значительного количества окон в образуемых жилых помещениях не может быть принят во внимание ни судом, ни Межведомственной комиссией, поскольку не позволяет оценить проект на соответствие требованиям действующего законодательства.
Довод административного истца в части того, что в ранее принятых Межведомственной комиссией решениях об отказе в согласовании проекта не были указаны недостатки, указанные в оспариваемом решении, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Не может быть признан обоснованным и довод административного истца о незаконности решения Комиссии в части необходимости включения в состав представляемых для рассмотрения проектных материалов копии проекта ООО «Архитектурная мастерская ФИО4», поскольку ссылку на данный проект содержит справка (выписка из инвентарного дела).
Несмотря на то, что довод административного иска в части невозможности применения к спорным правоотношениям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ N 87 от **.**.**** суд находит обоснованным, поскольку настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а сама квартира объектом капитального строительства не является, иные указанные Межведомственной комиссией недостатки представленного для согласования проекта являлись основанием для отказа в согласовании.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решения, действия, бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 62 КАС РФ, лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства судом установлено не было.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к <адрес> Санкт-Петербурга, Межведомственной комиссии <адрес> Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании проекта перепланировки отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк