ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2233/2016 от 12.01.2017 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-37/2017 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р. при секретаре Кузнецовой О.К., с участием

помощника Лысьвенского городского прокурора Габа Н.С.

представителя администрации г. Лысьвы ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по административному иску Лысьвенского городского прокурора о признании не соответствующим ст. 78 БК РФ Порядка предоставления за счет средств бюджета Пермского края хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа, утвержденного постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился с административным исковым заявлением о признании не соответствующим ст. 78 БК РФ Порядка предоставления за счет средств бюджета Пермского края хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа (далее – Порядок), утвержденного Постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложения к указанному Порядку, а именно Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа (далее – Соглашение).

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора ФИО4 требования поддержала, пояснила, что постановлением администрации г. Лысьвы Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Пермского края хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа. Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в Бюллетене муниципальных правовых актов администрации города Лысьвы (выпуск (106) от ДД.ММ.ГГГГ). Данное постановление вступило в противоречие с федеральным законодательством в связи со следующим.

Так, постановление от ДД.ММ.ГГГГ принято во исполнение Постановления правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края».

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 78 БК РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в том числе, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Утвержденный Порядок соответствующие положения в нарушение федеральному законодательству не закрепляет.

Кроме того, согласно ч. 5.1 ст. 78 БК РФ при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологического импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Вопреки указанным выше требованиям БК РФ указанная выше информация Соглашением, являющимся приложением к Порядку предоставления субсидий, не закреплена.

Также данным Соглашением не закреплены обязательные положения, предусмотренные ч 5 ст. 78 БК РФ о том, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных 9складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Полагает, что постановление администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ частично не соответствует ст. 78 БК РФ, имеющего большую юридическую силу, а также отсутствие вышеизложенных положений в Порядке предоставления субсидий, утвержденного Постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, а также в Соглашении предоставления субсидий, являющимся приложением к указанному Порядку, влечет за собой отсутствие надлежащей меры ответственности со стороны уполномоченных органов, осуществляющих выдачу субсидий, а также со стороны лиц, которым данная субсидия предоставляется.

Лысьвенский городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на постановление администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, который администрацией г. Лысьвы отклонен ДД.ММ.ГГГГ

Просила признать Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа, утвержденного постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложение к указанному Порядку - Соглашение о предоставлении субсидий, не соответствующим ч. 3, 5, 5.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части отсутствия положений об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями; отсутствия положений об обязательном условии предоставления субсидий – согласия их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления; отсутствия положения об обязательном условии предоставления субсидий, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Представитель администрации г. Лысьвы ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения требований не возражала, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

На основании ст. 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ст. 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

На основании ч. 5 ст. 78 БК РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Согласно ч. 5.1 ст. 78 БК РФ при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п «Об утверждении порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края» утвержден Порядок распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края, пунктами 11, 12 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края:

в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимают муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления хозяйствующим субъектам и возврата средств на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф;

ежегодно заключают акты сверок с хозяйствующими субъектами с целью установления дебиторской и кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 1 января текущего финансового года в результате передачи хозяйствующим субъектам иных межбюджетных трансфертов на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края и отчет о распределении хозяйствующим субъектам иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края в соответствии с формами 1, 2 приложения 1 к настоящему Порядку.

Во исполнение Постановления Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п администрацией г. Лысьвы Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Пермского края хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа, а также Соглашение о предоставлении субсидий, являющееся приложением к указанному Порядку.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в Бюллетене муниципальных правовых актов администрации города Лысьвы (выпуск (106) от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, Порядок предоставления субсидий и Соглашение к нему, в силу ст. 2 БК РФ не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

Однако, вопреки требованиям ч. 3, 5, 5.1 ст. 78 БК РФ в Порядке предоставления субсидий, а также в Соглашении о предоставлении субсидий отсутствуют положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями; положения об обязательном условии предоставления субсидий – согласия их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления; положения об обязательном условии предоставления субсидий, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

До настоящего времени оспариваемый Порядок, утвержденный постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ не приведен в соответствии с требованиями ст. 78 БК РФ.

Таким образом, требования прокурора о признании не соответствующими ст. 78 БК РФ Порядка предоставления за счет средств бюджета Пермского края хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа, утвержденного постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложения к указанному порядку, а именно Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов за счет средств бюджета Пермского края на территории Лысьвенского городского округа, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Признать Порядок предоставления за счет средств бюджета Пермского края хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на территории Лысьвенского городского округа, утвержденного постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложение к указанному порядку, а именно Соглашение о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов за счет средств бюджета Пермского края на территории Лысьвенского городского округа, не соответствующим ч. 3, 5, 5.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части:

отсутствия положений об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями;

отсутствия положений об обязательном условии предоставления субсидий – согласия их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления;

отсутствия положения об обязательном условии предоставления субсидий, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, иного органа, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Верно. Судья Н.Р. Войтко