ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2235/2021 от 28.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-361/2022

УИД: 91RS0001-01-2021-007617-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Домниковой М.В.,

при секретаре – Остапенко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в административное дело по административному иску Салех Ольги Викторовны к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», директору Государственного казенного учреждения «Государственный архив Республики Крым» Денисенко Юноне Александровне, заинтересованные лица Государственный комитет по делам архивов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании бездействий незаконными и обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», и с учетом заявления об изменении предмета иска, принятого к производству суда протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ, просил суд: восстановить срок на подачу административного искового заявления по основаниям, изложенным в разделе II иска, если суд считает его пропущенным; признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении Салех О.В. в письме № от ДД.ММ.ГГГГ ответа по существу поставленных в обращении истца под № ИП- от ДД.ММ.ГГГГ вопросов; признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непроведении объективного и всестороннего рассмотрения заявления Салех О.В. по существу поставленных в ее обращении от ДД.ММ.ГГГГ под № ИП – вопросов; признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в в качестве государственной собственности Автономной Республики Крым (Украина); признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу опий архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России, либо собственности Автономной Республики Крым, субъекта Российской Федерации – Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ – молочно – товарная ферма) совхоза «Родниковый»/ОАО «Родниковое»/КСП «Родниковое», переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО «Родниковое» и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ- от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в не направлении обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ под №ИП- в организацию, где могут храниться необходимые заявителю документы с уведомлением об этом Салех О.В.; вынести частное определение суда о нарушении законности в адрес ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», обратив внимание на нарушения предписаний Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственную архивную службу Республики Крым с письменным обращением о предоставлении архивных копий документов, а именно: копии архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в в качестве государственной собственности Автономной Республики Крым (Украина), копий архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России, либо собственности Автономной Республики Крым, субъекта Российской Федерации – Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ – молочно – товарная ферма) совхоза «Родниковый»/ОАО «Родниковое»/КСП «Родниковое», переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО «Родниковое» и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ-07 СИМ от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, направив обращение в электронном виде через интернет – портал Правительства Республики Крым; обращение зарегистрировано под № ИП-; указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым». Вместе с тем, по прошествии 170 дней административный ответчик не направил заявителю ответ на его обращение, тем самым допустив нарушение положений статей 24 и 29 Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. N 149-ФЗ, ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ, ФЗ «Об организации государственных и муниципальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истец указывает, что ответчиком также нарушены положения 5.10 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления в организациях, утв. Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ. Допущенные административным ответчиком бездействия, нарушают конституционные права и законные интересы административного истца (Т. 1 л.д. 1-9).

Определением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен директор Государственного казенного учреждения «Государственный архив Республики Крым» Денисенко Юнона Александровна, в качестве заинтересованного лица - Государственный комитет по делам архивов Республики Крым (Т. 1 л.д. 63)

Определением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношении Республики Крым (Т. 1 л.д. 214).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, их представители не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в отсутствие не подавали.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив доводы административного иска, с учетом заявления об изменении предмета иска, изучив возражения представителя административного ответчика ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», а также дополнения к отзыву, исследовав материала административного дела, обозрев информацию, содержащуюся на съемном носителе, представленным представителем административного ответчика, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Так судом установлено и из материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Салех О.В., посредством интернет – приемной портала Правительства Республики Крым, обратилась в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым с обращением, в котором просила: предоставить копии архивных документов, послужившие основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в , в качестве государственной собственности Республики Крым (Россия); предоставить копии архивных документов, послужившие основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в , в качестве государственной собственности Республики Крым (Украина), предоставить копии архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России либо собственность АР Крым, субъекта РФ – Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ - молочно-товарная ферма) совхоза «Родниковый»/ОАО «Родниковое»/КСП «Родниковое», переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО «Родниковое» и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ- от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д.117-123).

Указанное обращение зарегистрировано за № ИП-

Согласно сопроводительного письма заместителя председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, обращение Салех О.В., поступившее в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым из Интернет – приемной портала Правительства Республики Крым перенаправлено для дачи ответа по существе вопроса в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» (Т. 1 л.д. 32).

Этим же сопроводительным листом Салех О.В., посредством электронной почты, уведомлена о перенаправлении ее обращения.

Согласно ответа директора ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ, данного по результатам рассмотрения обращения Салех О.В., на хранении Госархива имеются документы Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета за период с 1954 года по 1978 год; документы совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» на хранение в Госархив не передавались; в связи с вышеизложенным предоставить копии архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка, расположенного по адресу: , а также земельного участка, на котором расположена животноводческая (молочно - товарная) ферма совхоза «Родниковый», (ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое») не представляется возможным (Т. 1 л.д. 33).

Указанный ответ направлен Салех О.В. по адресу: , что подтверждается реестром на отправку корреспонденции (Т. 1 л.д. 34-37).

Так, обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит восстановить (если он пропущен) срок на подачу административного искового заявления, ссылаясь на положения ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ.

В свою очередь, пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу положений ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Так, с административным иском к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции Железнодорожного районного суда ; указанное административное исковое заявление направлено истцом посредством портала ГАС «Правосудие» ДД.ММ.ГГГГ.

Так, как указывает истец, им не пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском, поскольку административным ответчиком по настоящее время не направлены в адрес истца затребованные им документы, либо уведомление о перенаправлении в иную организацию его обращения, где хранятся такие документы.

Исходя из обстоятельств дела, а также принимая во внимание, что истцом оспаривается бездействие административного ответчика, учитывая положения ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, а также положения ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, в целях соблюдения баланса публичного и частного интереса при разрешении данного спора, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом, предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока на обращение в суд с настоящим иском.

Так, Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29 часть 4).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что реализация права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации) возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации; право на свободу информации может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, которые предопределяются требованиями статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве в целях защиты прав, гарантированных статьями 23 и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 2128-О).

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулирует Закон об архивном деле (статья 1).

Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" определено, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (часть 1).

Доступ к архивным документам обеспечивается:

1) путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;

2) путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов;

3) путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования (часть 1.1.).

Частью 1 статьи 26 приведенного выше закона предусмотрено, что пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

В соответствии с частью 5 статьи 26 названного закона порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, включающий ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной или безвозмездной основе, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

Приказом Росархива от ДД.ММ.ГГГГ N 24 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях.

Пунктом 46.1 Правил предусмотрено, что поступающие в архив запросы подразделяются на: запросы социально-правового характера - запросы, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации; тематические запросы - запросы о предоставлении архивной информации по определенной проблеме, теме, событию, факту; запросы о рассекречивании архивных документов, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну.

Архив оформляет ответы на запросы в виде архивной справки, архивной выписки, архивной копии, информационного письма, а также в иных формах, указанных в пункте 46.14 Правил (п. 46.8 Правил).

В свою очередь, отношения в сфере создания, организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Крым и других архивных документов, а также отношения в сфере государственного управления архивным делом в в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 50-ЗРК "Об архивном деле в " (ст. 1).

В силу положений ст. 20 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 50-ЗРК "Об архивном деле в ", пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (ч. 1). Доступ к архивным документам обеспечивается: 1) путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; 2) путем предоставления пользователю архивными документами подлинников и (или) копий необходимых документов, в том числе в форме электронных документов; 3) путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования (ч. 2).

Приказом Государственной архивной службы Республики Крым ГКУ Республики Крым «Государственный архив » от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок исполнения запросов пользователей архивной информацией в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Государственный архив Республики Крым».

Согласно пункта 3.1 Порядка, принятые запросы исполняются в соответствии с установленными сроками в порядке очередности по дате регистрации обращения заявителя: исполнение запроса в архиве не должно превышать 30 дней с момента регистрации запроса. С разрешения руководства архива этот срок может быть при необходимости продлен. В частности, основанием для перенесет срока исполнения запроса могут быть дополнительные сведения, полученные архивом от заявителя, большой объем просматриваемой информации, размещение архивохранилищ вне основной территории архива, недостаточно развернуть: научно-справочный аппарат, проходящая научно-техническая обработка документов, их реставрация и т.д. О продлении срока исполнения запроса информируется заявитель, которому направляется письмо с уведомлением; исполнение запроса по научно-справочному аппарату архива не должно превышать 15 дней с момента его регистрации; запрос, требующий выявления информации, не содержащейся в документах архива, в течение 5 дней с момента его регистрации направляется в другой архив или организацию, где хранятся необходимые сведения, с уведомлением об это заявителя.

Пункт 3.3 указанного Порядка предусматривает этапы работы по исполнению запроса, к которым относятся: консультирование заявителя; регистрация запроса; рассмотрение запроса руководством Госархива для передачи на исполнение в «отдел использования информации документов или конкретному исполнителю; рассмотрение запроса начальником отдела использования информации документов для передачи исполнителю, специализирующемуся на исполнении запросов данной тематики; проверка правомочности получения заявителем запрашиваемой информации; проверка на повторяемость; сбор информации для ответа; подготовка ответа; направление ответа заявителю.

Приказом Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-од утвержден Устав Государственного казенного учреждения Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», который предусматривает, что основной целью деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг по комплектованию, обеспечению сохранности, государственному учету и использованию документов Архивного фонда Республики Крым (п. 2.3 Устава).

Как уже судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Салех О.В., посредством интернет – приемной портала Правительства Республики Крым, обратилась в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым с обращением, в котором просила: предоставить копии архивных документов, послужившие основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в , в качестве государственной собственности Республики Крым (Россия); предоставить копии архивных документов, послужившие основанием для учета земельного участка с кадастровым номером расположенного по в , в качестве государственной собственности Республики Крым (Украина), предоставить копии архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России либо собственность АР Крым, субъекта РФ – Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ - молочно-товарная ферма) совхоза «Родниковый»/ОАО «Родниковое»/КСП «Родниковое», переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО «Родниковое» и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ-017 СИМ от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д.117-123).

Указанное обращение зарегистрировано за № ИП-.

Согласно сопроводительного письма заместителя председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, обращение Салех О.В., поступившее в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым из Интернет – приемной портала Правительства Республики Крым перенаправлено для дачи ответа по существе вопроса в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» (Т. 1 л.д. 32).

Этим же сопроводительным листом Салех О.В., посредством электронной почты, уведомлена о перенаправлении ее обращения.

В адрес ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» указанное обращение поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно регистрационной карточке обращения указанному обращению присвоен номер после регистрации запроса (обращения), он направлен в отдел использования информации документов с последующей передаче непосредственно исполнителю - ФИО5, о чем свидетельствует сведения регистрационной карточки (Т. 1 л.д. 114,115).

Так, пункт 3.3.4.7 Порядка исполнения запросов пользователей архивной информацией в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», предусматривает, что сбор информации для ответа предполагает работу с печатным справочниками, научно-справочным аппаратом архива для выявления фондов и дел, содержащих запрашиваемую информацию: путеводителями, указателям: картотеками, описями, электронными базами данных с информацией об: изменении административно-территориального деления и передаче в связи с этим архивных фондов; организациях, существовавших и существующих на данной территории составе и содержании фондов архива. Данные об административно-территориальных границах уточняются на начальном этапе работы по исполнению запросов. В случае несовпадения архивных данных с данными заявителя, которые связаны с административно - территориальными изменениями, переименованиями территорий, населенных мест, губерний, областей, уездов, районов, городов, сел, в ответе заявителю указываются старые и новые названия населенных пунктов для подтверждения того, что это один и тот же объект. Порядок просмотра фондов и дел для подготовки справки определяет непосредственный исполнитель.

Пунктом 3.3.4.8 Порядка предусмотрено, что результатом работы по исполнению запроса являются следующие информационные документы архива: архивная справка; архивная выписка; архивная копия; информационное письмо.

Из представленных суду административным ответчиком материалов следует, что ФИО6 были изучены путеводители фондов Госархива, описи Родниковского сельского совета обратился архивохранилище с целью заказа архивных дел из Фонда 4815 Оп. № д. , в которых могла содержаться требуемая Салех О.В. информация, что подтверждается листами использования архивных документов.

Вместе с тем, по результатам изучения документов Родниковского сельского совет депутатов трудящихся и его исполнительного комитета с 1974 г. по 1978 г. запрашиваемая информация Салех О.В. исполнителем не найдена.

Кроме того, согласно представленной суду архивной справке ГКУ Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 233-234), документальные материалы Фонда имущества Республики Крым (ф. 5073) на постоянное хранение впервые поступили в сентябре 2009 года; последняя передача архивных дел производилась в августе 2021 года; документы Фонда имущества хранятся в Госархиве за 1994-2014 гг., всего на хранении по учетным документам находится 6315 ед. хр. Фонд, состоит из 14 описей.

Осуществляя сбор информации для ответа Салех О.В. на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ № ИП, исполнитель просматривал описи, содержащиеся в путеводители по фондам Госархива, и согласно найденной информации, содержится информация о приватизации совхоза «Родниковый» в деле , опись 2, фонд Р-, что подтверждается представленными административным ответчиком скриншотами страниц поиска (Т. 1 л.д. 235-238).

По результатам работы по исполнению запроса, обращения Салех О.В., директором ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого заявителю сообщено, что на хранении Госархива имеются документы Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета за период с 1954 года по 1978 год; документы совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» на хранение в Госархив не передавались; в связи с вышеизложенным предоставить копии архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка, расположенного по адресу: , а также земельного участка, на котором расположена животноводческая (молочно - товарная) ферма совхоза «Родниковый», (ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое») не представляется возможным (Т. 1 л.д. 33).

Таким образом, указанное информационное письмо, содержит ответы, по существу поставленных в обращении Салех О.В. за №ИП- от ДД.ММ.ГГГГ вопросов, а потому со стороны административного ответчика не допущено бездействия в данной части.

Кроме того, как уже судом установлено, административным ответчиком проведены все этапы по исполнению поступившего запроса Салех О.В., предусмотренные п. 3.3 Порядка исполнения запросов пользователей архивной информацией в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Государственный архив Республики Крым, проведен сбор информации для ответа, подготовлен ответ и направлен административному истцу, что свидетельствует о том, что административным ответчиком не допущено бездействия, выразившегося в непроведении объективного и всестороннего рассмотрения заявления Салех О.В. по существу поставленных в ее обращении от ДД.ММ.ГГГГ под №ИП- вопросов.

Также суд отмечает, что направление административному истцу ответа простой корреспонденции не противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения в сфере создания, организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Крым и других архивных документов.

Проведенная работа по исполнению запроса Салех О.В. от ДД.ММ.ГГГГ за № ИП-, поступившего в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в непредоставлении Салех О.В. в письме № от ДД.ММ.ГГГГ ответа, по существу, поставленных в обращении истца под №ИП- от ДД.ММ.ГГГГ вопросов, а также в непроведении объективного и всестороннего рассмотрения заявления Салех О.В. по существу поставленных в ее обращении от ДД.ММ.ГГГГ под №ИП- вопросов, напротив, представленные суду административным ответчиком доказательства, подтверждают проведенную работу по исполнению запроса Салех О.В., подготовку и направление ответа на ее обращение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Салех О.В. в данной части.

Кроме того, суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца и в части признания незаконным бездействия ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в , в качестве государственной собственности Республики Крым (Россия), признании незаконным бездействия ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов, послужившие основанием для учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по в , в качестве государственной собственности Автономной Республики Крым (Украина), признании незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов о передаче из коллективной собственности в государственную собственность Украины, России, либо собственность Автономной Республики Крым, субъекта Российской Федерации - Республики Крым, либо коммунальную/муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена животноводческая ферма (МТФ - молочно-товарная ферма) совхоза «Родниковый»/ОАО «Родниковое»/КСП «Родниковое», переданного в 1998 году в коллективную собственность ОАО «Родниковое» и его членов по Государственному акту о праве коллективной собственности на землю серия КМ- от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 2 сессии 23 созыва Родниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.

Как установлено выше, с целью подготовки ответа на запрос Салех О.В., ФИО6 после изучения путеводителя фондов Госархива, описи Родниковского сельского совета обратился архивохранилище с целью заказа архивных дел из Фонда 4815 Оп. № д. , в которых могла содержаться требуемая Салех О.В. информация, что подтверждается листами использования архивных документов, по результатам изучения документов Родниковского сельского совет депутатов трудящихся и его исполнительного комитета с 1974 г. по 1978 г., установил, что запрашиваемая информация Салех О.В. не найдена, кроме того, осуществляя сбор информации, содержащиеся в путеводители по фондам Госархива, исполнителем была найдена информация о приватизации совхоза «Родниковый» в деле , опись 2, фонд .

Таким образом, поскольку Салех О.В. по результатам проведенной работы по исполнению ее запроса (обращения) от ДД.ММ.ГГГГ за № ИП-, дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № из которого следует, что документы совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» на хранение в Госархив не передавались, в связи с чем, предоставить копии архивных документов, послуживших основанием для учета земельного участка, расположенного по адресу: , , а также земельного участка, на котором расположена животноводческая (молочно – товарная) ферма совхоза «Родниковый» (ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» не представляется возможным), и представленными административным ответчиком материалами подтверждается отсутствие указанной запрашиваемой информации, то какого – либо незаконного бездействия со стороны административного ответчика при рассмотрении обращения Салех О.В. не допущено, и судом в процессе рассмотрения дела не установлено.

В свою очередь, в силу положений п. 39.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, утвержденных приказом Федерального архивного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, система справочно-поисковых средств архива включает архивные справочники на бумажном носителе и (или) в электронном виде: обязательные - описи дел, документов, путеводитель или краткий справочник по фондам (для государственного архива), краткий справочник по фондам (для муниципального архива, музея, библиотеки, научной организации), каталоги (при нефондовой организации аудиовизуальных документов); вспомогательные (необязательные) - каталоги, указатели и обзоры, служебные картотеки, реестры, базы данных и другие справочники, в том числе поступившие в архив из источников комплектования. Состав вспомогательных архивных справочников архив определяет самостоятельно.

Пунктом 39.2 этих Правил предусмотрено, что архив размещает информацию о составе справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к архивным документам, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в читальном зале, а также в информационно-телекоммуникационных сетях.

В силу пункта 45.1 Правил, архив организует доступ пользователей к архивным делам, документам с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации.

Архив не вправе ограничивать условия использования пользователем информации, полученной им в результате самостоятельного изучения архивных документов или предоставленной ему архивом в порядке возмездного оказания услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или оговоренных в договоре архива с собственником или владельцем архивных документов (п. 45.2 Правил).

Архив обязан уведомлять пользователя о соблюдении режима конфиденциальности в отношении ставшей ему известной информации, использование и распространение которой ограничено законодательством Российской Федерации: в анкете пользователя, работающего в читальном зале - в случае работы пользователя в читальном зале; в договорах об оказании услуг архивом - в случае заключения таких договоров; в ответах на запросы социально-правового характера - при подготовке и направлении таких ответов (п. 45.3 Правил).

В силу положений п. 48.1 Правил, организация работы пользователей в читальном зале архива определяется Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации и разработанными в соответствии с ним локальными актами архива, регламентирующими работу пользователей с архивными делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним, печатными изданиями в его читальном зале.

Из материалов дела следует, что Салех О.В. является пользователем читального зала Госархива, что подтверждается наличием личного дела, которое ведется в читальном зале, в личное дело пользователя включаются: заявление пользователя на работу в читальном зале (Т. 1 л.д. 132), анкета пользователя (Т. 1 л.д. 131), заказ на выдачу архивных дел (Т. 1 л.д. 135).

Из представленных административным ответчиком документов следует, что Салех О.Е изучала документы по приватизации имущества совхоза «Родниковый», и именно дел , опись , фонд в читальном зале Госархива ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Салех О.В. обращалась посредством портала Интернет-приемной Портала Правительства Республики Крым с обращениями о предоставлении информации и документов с требованием направить копии архивных правоустанавливающих документов — решения (распоряжения, приказа, документ иного наименования) совхоза «Родниковый»,ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое) о передаче на баланс ПАО «ДТЭК КРЫМЭНЕРГО» и его предшественникам объектов электрохозяйства (КТП-632, ВЛ-0,4 кВ), на что Салех О.В был дан ответа от ДД.ММ.ГГГГ, о приглашении в читальный зал архива для самостоятельной работы (Т. 1 л.д. 125).

Вместе с тем, как указывает административный ответчик, Салех О.В. до настоящего времени своим правом не воспользовалась.

Таким образом, Салех О.В., являясь пользователем читального зала Госархива, вправе самостоятельно получить информацию, в результате самостоятельного изучения архивных документов, в порядке установленном Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, утвержденными приказом Федерального архивного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах РФ, утверждённом приказом Федерального архивного агентства от ДД.ММ.ГГГГ.

Что касается требований истца о признании незаконным бездействия ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в не направлении обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ под № ИП- в организацию, где могут храниться необходимые заявителю документы с уведомлением об этом Салех О.В., суд также не находит оснований для его удовлетворения, поскольку Порядок исполнения запросов пользователей архивной информацией в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», утвержденный Приказом Государственной архивной службы Республики Крым ГКУ Республики Крым «Государственный архив » от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что результатом работы по исполнению запроса является: архивная справка, архивная выписка, архивная копия, информационное письмо (п. 3.3.4.8), в свою очередь обязанность по направлению обращения в организацию, где могут храниться необходимые заявителю документы с уведомлением об этом заявителя, в силу положений норм действующего законодательства, а также Порядка исполнения запросов пользователей архивной информацией в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, утвержденных приказом Федерального архивного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах РФ, утверждённых приказом Федерального архивного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, у административного ответчика отсутствовала.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, обращение Салех О.В. от ДД.ММ.ГГГГ за № ИП- было рассмотрено административным ответчиком, в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 50-ЗРК "Об архивном деле в " порядке, с учетом требований, предъявляемых к его рассмотрению Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации", утвержденным Приказом Росархива от ДД.ММ.ГГГГ N 143, а также Порядком исполнения запросов пользователей архивной информацией в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», утвержденным Приказом Государственной архивной службы Республики Крым ГКУ Республики Крым «Государственный архив » от ДД.ММ.ГГГГ, по существа поставленных дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № , направленный Салех О.В. посредством простого почтового отправления, что свидетельствует о том, что административным ответчиком не допущено бездействий, о которых заявлено истцом в иске.

В свою очередь, несогласие истца с содержанием самого ответа не свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такая совокупность условий для признания оспариваемого бездействия административных ответчиков судом не установлено, кроме того, административными ответчиками не было допущено бездействия, о которых заявлено истцом.

Так, из положений пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В рамках рассмотрения настоящего административного дела административным истцом не представлено таких доказательств, которые бы свидетельствовали о бездействии административных ответчиков, при этом, доводы административного истца о бездействии административных ответчиков не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, поскольку административным истцом заявленные административные исковые требования не нашли своего подтверждения, факт нарушения со стороны административных ответчиков прав, свобод и законных интересов административного истца не установлен, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Что касается требования административного истца о вынесении частного определения суда о нарушении законности в адрес ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», обратив внимание на нарушения предписаний Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», суд обращает внимание, что по смыслу положений ст. 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда, кроме того такое право относится к исключительной компетенции суда. Возможность обращения участвующих в деле лиц (их представителей) с ходатайством о вынесении такого определения нормами КАС не предусмотрено.

Руководствуясь ст. 175-182, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд , -

Р Е Ш И Л:

Салех Ольге Викторовне в удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», директору Государственного казенного учреждения «Государственный архив Республики Крым» Денисенко Юноне Александровне, заинтересованные лица Государственный комитет по делам архивов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании бездействий незаконными и обязании совершить определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Домникова М.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 06 мая 2022 года.

Судья Домникова М.В.