ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2237/2022 от 29.04.2022 Солнечногорского городского суда (Московская область)

дело № 2а-2237/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2022 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,

при секретаре Бычковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете объектов недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными и отмене решений государственного регистратора Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области: от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении; от ДД.ММ.ГГГГ года № о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении; от ДД.ММ.ГГГГ года № о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении; от ДД.ММ.ГГГГ года № о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении.

Признании незаконными и отмене решений Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета № Признании незаконными и отмене решений Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области: от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета № 5; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета № КУВД- от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета № . Обязании Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет: - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов на основании заявления КУВД-001/2021-30088464 от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; -объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, а также просил взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником жилого дома с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области поданы заявления:

о государственном кадастровом учете в

отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов)

о государственном кадастровом учете в

отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов

о государственном кадастровом учете в

отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов)

о государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 50:90:0050701:1726.

27 июля 2021 года и 28 июля 2021 года государственный кадастровый учет приостановлен на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ), а именно регистрирующий орган ссылался на следующее: согласно СНиП 30-02- 97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", - здания и сооружения общего пользования должны отстоять от границ садовых (дачных) участков не менее чем на 4м. Индивидуальные садовые (дачные) участки, должны быть огорожены. Ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1,5 м. Допускается по решению общего собрания членов садоводческого (данного) объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов. Жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно- бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) - 3; от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4; от других построек - 1; от стволов высокорослых деревьев - 4, среднерослых - 2; от кустарника - 1 м. В связи с этим гражданин может получить в органе местного самоуправления градостроительный план земельного участка, в котором содержится вся необходимая для застройки земельного участка информация о градостроительном регламенте и сведения из документации по планировке территории (ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГрК РФ)). Не согласившись с данными решениями о приостановлении государственного кадастрового учета, административный истец обжаловал их в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Апелляционная комиссия).

02 сентября 2021 г. Апелляционной комиссией приняты решения об отклонении заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ вынесены уведомления Управлением Росреестра по Московской области о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Московской области вынесены решения об отказе государственного кадастрового учета

Административный истец полагает, что решения Управления Росреестра по Московской области о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженные в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ и и от ДД.ММ.ГГГГ и оставленных без изменения решениями Апелляционной комиссии противоречат требованиям Закона от ДД.ММ.ГГГГ, что послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.

В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица ООО «Геодезист ПРО» не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В силу ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), поскольку участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в процесс не явились и их явка не является обязательной, суд, принимая во внимание категорию спора, полагает возможным перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.

Изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений и т.п.

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном настоящей статьей (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию. Данной нормой установлен досудебный административный порядок разрешения спора.

В соответствии с пунктом 7 части 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 года N 361-ФЗ) "О государственном кадастре недвижимости" для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении.

Согласно части 11 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) и отсутствуют иные основания (не отраженные в решении о приостановлении) для приостановления кадастрового учета, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, апелляционной комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом.

В соответствии со ст. 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником жилого дома с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области поданы заявления: № о государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) о государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) о государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) о государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов)

27 июля 2021 года и 28 июля 2021 года государственный кадастровый учет приостановлен на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ввиду не соблюдения границ садовыхт (дачных) участков и отсутствия ограждения согласно СНиП 30-02- 97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения". В связи с чем, гражданину необходимо получить в органе местного самоуправления градостроительный план земельного участка, в котором содержится вся необходимая для застройки земельного участка информация о градостроительном регламенте и сведения из документации по планировке территории, а также в представленных документах отсутствовала информация о том, что образуемый объект недвижимости соответствует требованиям СНиП 30-02-97.

Не согласившись с данными решениями о приостановлении государственного кадастрового учета, административный истец обжаловал их в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. 02 сентября 2021 г. Апелляционной комиссией приняты решения об отклонении заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ вынесены уведомления Управлением Росреестра по Московской области о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Московской области вынесены решения об отказе государственного кадастрового учета №

Причиной принятия решений от 02 сентября 2021 г. Апелляционной комиссией об отклонении заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета, послужили новые основания, ранее не упоминавшиеся ни в одном уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, а именно:« В нарушении пункта 34 Требований к подготовке технического плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а так же формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования) в техническом плане контур здания определен как 1 «наземный», при этом по сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание двухэтажное. Представленный технический план в форме электронного документа, оформленный в виде файла в формате XML, составлен с нарушением пункта 42 Требований. В случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, за исключением сведений, содержащихся в подпунктах 1, 2, 3 пункта 43 Требований. В декларации об объекте недвижимости не заполнен реквизит 1.9 вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения (пункт 11 Приложения 4 Требований. Вид разрешённого использования указывается в соответствии с наименованием объекта учета. В представленной декларации об объекте недвижимости выявлены противоречия в адрес объекта учета со сведениями ЕГРН и техническим планом. Так же в соответствии с пунктом 8 приложения №4 Требований Декларация в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего Декларация. Подпись и расшифровка подписи, заполнившего Декларацию, проставляется на обороте последнего листа Декларации с указанием даты подготовки Декларации. Представленная в рамках технического плана Декларация не прошита».

При этом в силу письма Росреестра от 15.05.2009 № 3-2864-ГЕ, при проверке сведений об объектах недвижимости и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета обязан одновременно выявить все возможные основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, принимая во внимание положения письма Росреестра от 5 марта 2021 г. N 14-1578-ГЕ/21 согласно которому приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причине несоблюдения минимальных отступов от границ земельных участков, в том числе, со ссылкой на несоблюдение положений указанных строительных норм и правил или свода правил, выходит за рамки основания такого как «..не соответствие образуемого объекта требованиям СНиП 30-02-97…» - превышает пределы правовой экспертизы, в том числе при реализации положений части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, также суд учитывает отсутствие в уведомлениях указаний на причины, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, отсутствие информации, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и конкретных рекомендаций по устранению причин, что также нарушает положения приложения №1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 №173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов", и пункта 70 Административного регламента, суд приходит к выводу, что требование административного истца являются обоснованными, так как к заявлению были приложены все необходимые для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости документы.

В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Московской области, осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: -объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов

В соответствии с положениями ст. 103 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлин в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решения государственного регистратора Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области: от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении; от ДД.ММ.ГГГГ года № о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении; от ДД.ММ.ГГГГ года № о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении; от ДД.ММ.ГГГГ года № о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, выраженное в уведомлении.

Признать незаконным и отменить решения Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета .

Признать незаконными и отменить решения Солнечногорского отдела Управления Росреестра по Московской области: от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета № ; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета №

Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет: - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; - объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; -объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового кварталов (смежных кадастровых кварталов) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Взыскать с Управления Росреестра по Московской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Артемова Е.Н.