ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/19 от 12.02.2019 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2019 года г. Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Николаевой Л.В., при секретаре Кривец А.П.,

с участием представителя административного истца ФИО4, действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, срок действия доверенности по *дата скрыта*.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Шелеховского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО5, предъявившей удостоверение № *номер скрыт* от *дата скрыта*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-223/2091 по административному иску Администрации Шелеховского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Шелеховского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО5, Шелеховскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Иркутской области, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора либо об уменьшении размера исполнительного сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Администрация Шелеховского городского поселения, обратился в суд, указав в обоснование требований, *дата скрыта* Истцом получил постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от *дата скрыта*. вынесенное судебным приставом-исполнителем Шелеховским РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО5 в отношении исполнительного производства *номер скрыт* в размере 50 000 рублей.

Исполнительное производство *номер скрыт* было возбуждено *дата скрыта* на основании исполнительного документа, выданного Шелеховским городским судом Иркутской области по делу № 2-24/2018 по иску ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 (*дата скрыта*), ФИО2 (*дата скрыта* г.р.), ФИО3 (*дата скрыта* г.р.) к Администрации Шелеховского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

В случае принятия судом к рассмотрению настоящего искового заявления взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения (часть 8 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2017 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительского производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2017 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.10.2017 №229-ФЗ), либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Администрация считает, что вина истца в неисполнении в срок требований исполнительного документа отсутствует, так как в соответствии с действующим законодательством РФ для приобретения квартиры в целях предоставления жилого помещения взыскателю требуются проведение конкурентных процедур, при этом, свободное жилье у ответчика отсутствует вообще.

Для приобретения жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. необходимо запланировать в бюджете города <данные изъяты> руб.

Размер дефицита бюджета на 2018 год согласно Решению Думы Шелеховского городского поселения от 17.10.2018 № 38-рд «О внесении изменений в решение Думы города Шелехова от 20.12.2017 № 51-рд «О бюджете города Шелехова на 2018 год и плановый период 20! 9 и 2020 годов» составляет 20 274,5 тысяч рублей.

Приобретение жилого помещения для взыскателя должно проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Федеральный закон № 44-ФЗ). Для этого требуется проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключение муниципального контракта на приобретение квартиры.

Вышеуказанным Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена следующая процедура объявления аукциона:

1. В течение десяти рабочих дней после утверждения бюджета города Шелехова Администрации необходимо утвердить план-график закупок и в течение трех рабочих дней после этого разместить в единой информационной системе.

Извещение о проведении соответствующей закупки может быть размещено не ранее десяти дней со дня размещения плана-графика (статья 21 Федерального закона №44-ФЗ).

2. Проведение открытого аукциона в электронной форме:

- так как начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов
рублей, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (статья 63 Федерального закона №44-ФЗ);

- рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме не
может превышать семь дней с даты окончания срока подачи заявок (статья 67 Федерального закона №44-ФЗ);

- днем проведения аукциона в электронной форме является рабочий день, следующий
после истечения двух дней с даты окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе (статья 68 Федерального закона №44-ФЗ);

- срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронной аукциона (статья 69 Федерального закона №44-ФЗ);

- контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокол а подведения итого электронной аукциона (статья 70 Федерального закона №44-ФЗ).

Таким образом, срок для заключения муниципального контракта составляет не менее 50 дней.

К моменту истечения пятидневного срока, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения отсутствовали. Соответственно, отсутствовала реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием, установленных Федеральным законом №44-ФЗ процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока.

Взыскание исполнительского сбора нарушает права, свободы и законные интересы Истца, так как привлекает Истца к ответственности за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в нарушение установленной действующим законодательством РФ процедуры и сроков приобретения жилого помещения для взыскателя по исполнительному производству *номер скрыт*.

Просят суд приостановить взыскание исполнительского сбора до вынесения судом решения; освободить Администрацию Шелеховского городского поселения от уплаты исполнительского сбора либо уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от *дата скрыта*. вынесенное ФИО5, судебным приставом-исполнителем Шелеховского РОСП УФССП России по Иркутской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования поддержала по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

После возбуждения исполнительного производства 28.11.2016 г. в суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства, в котором судом было отказано.

Административный ответчик ФИО5 административные исковые требования не признала.

Представители административных ответчиков Шелеховского районного отдела судебных приставов УФССП по Иркутской области, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили. Дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 2, части 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Исходя из положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что 02.10.2018 в Шелеховском РОСП возбуждено исполнительное производство *номер скрыт* на основании исполнительного документа, выданного Шелеховским городским судом Иркутской области по делу № 2-24/2018 по иску ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 (*дата скрыта*), ФИО2 (*дата скрыта* г.р.), ФИО3 (*дата скрыта* г.р.) к Администрации Шелеховского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Административным истцом постановление о возбуждении исполнительного производства получено 05.10.2018. (л.д. 83).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 02.10.2018 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Однако, после истечения срока для добровольного исполнения Администрацией Шелеховского городского поселения требования исполнительного документа не исполнены.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, в Шелеховское РОСП не поступало.

В связи с чем, судебным приставом-исполнителем ФИО5*дата скрыта*. вынесено постановление о взыскании с Администрации Шелеховского городского поселения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 этой статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Администрация Шелеховского городского поселения считает, что вина истца в неисполнении в срок требований исполнительного документа отсутствует, так как в соответствии с действующим законодательством РФ для приобретения квартиры в целях предоставления жилого помещения взыскателю требуются проведение конкурентных процедур, при этом, свободное жилье у ответчика отсутствует вообще.

Как видно из материалов дела, решение Шелеховского городского суда, обязывающие Администрацию Шелеховского городского поселения предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке, вступило в законную силу *дата скрыта*.

Таким образом, с *дата скрыта* у Администрации Шелеховского городского поселения возникла обязанность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение во внеочередном порядке.

Факт обращения Администрации Шелеховского городского поселения в суд для решения вопроса об отсрочке исполнения решения суда не освобождает от обязанности исполнять вступившее в законную силу решения суда.

Однако, никаких действий направленных на исполнение судебного решения с *дата скрыта*. до возбуждения исполнительного производства Администрацией г. Шелехова предпринято не было.

Суду не представлено доказательств, что непосредственно после вступления решения суда в законную силу, ответчиком предпринимались меры перераспределению бюджетных средств, объявления муниципального конкурса для приобретения жилого помещения либо другие действия направленные на исполнение решения суда.

Доводы административного истца об отсутствии бюджетных средств, суд признает не состоятельными, поскольку исполнение решения суда не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия финансирования.

В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, Администрация Шелеховского городского поселения, не обращался в службу судебных приставов по вопросу невозможности исполнения судебного постановления.

Доказательств принятия мер к исполнению судебного решения в срок установленный для добровольного исполнения суду не представлено.

С учетом фактических обстоятельств, суд полагает, что административным истцом не доказано отсутствие вины в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом исполнителем срок. Как не представлено доказательств, того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, основания правовые основания для уменьшения размера исполнительного сбора либо освобождении от уплаты исполнительного сбора, отсутствуют.

В удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Администрации Шелеховского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Шелеховского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО5, Шелеховскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Иркутской области, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора либо об уменьшении размера исполнительного сбора, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Л.В. Николаева