ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/20 от 13.03.2020 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-223/2020

УИД 69RS0032-01-2020-000159-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2020 года город Торжок

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Вишняковой Т.Н., при секретаре Павловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12.03.2020 и 13.03.2020 (с перерывом) административное дело по административному исковому заявлению Выборгской таможни к Ершову Виталию Владимировичу о взыскании таможенных платежей,

у с т а н о в и л:

Выборгская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ о взыскании с Ершова В.В. таможенных платежей в сумме 3474353,55 руб.

В обоснование иска указано, что при въезде 20.04.2017 на таможенную территорию ЕАЭС через МАПП Светогорск из места выезда с сопредельной территории Финляндии (FI55600 г.Имарта, Финляндия) водитель транспортного средства У385РМ178/АА917512 В.В.Ершов должностным лицам, осуществляющим пограничный контроль, заявил о фактическом перемещении товаров (сборный груз), а должностным лицам, осуществляющим таможенный контроль, заявил об отсутствии товаров, перемещающихся через таможенную границу ЕАЭС. Таким образом, товары, ввезенные с территории Финляндии на указанном транспортном средстве по экспортному документу Финляндии (MRN) 17FI000000306753E9, представителем перевозчика-водителем транспортного средства У385РМ178/АА917512 Ершовым В.В. не были заявлены таможенному органу для декларирования. В связи с установлением факта недекларирования товаров, указанных в экспортном документе Финляндии (MRN) 17FI000000306753E9, при их перемещении через таможенную границу таможенного союза 20.04.2017 года на транспортном средстве У385РМ178/АА917512, данные товары на основании пп.19 п.1 ст.4 ТК ТС (пп.24 п.1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) незаконно перемещаемыми через таможенную границу.

Проведённой камеральной таможенной проверкой установлено, что Ершовым В.В., водителем транспортного средства У385РМ178/АА917512 20.04.2017 являющимся представителем перевозчика ООО «Транс» (ИНН 7816598518, 13.02.2019 исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо), не исполнены требования, установленные п. 1 ст.158, пп.1 п.1 ст.159 ТК ТС, действовавшего до 01.01.2018 года, а именно, при прибытии на таможенную территорию таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом Ершов В.В. не уведомил таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза и не представил таможенному органу транспортные и имеющиеся коммерческие документы на перевозимые товары.

В соответствии со ст.55, 73, 270 ТК ЕАЭС таможенный орган направляет плательщику Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, а также об обязанности уплатить в установленный этим уведомлением срок неуплаченную сумму таможенных платежей, процентов.

В соответствии с п. 19 ст.79 Федерального закона № 289 срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком.

Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, за товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, составляет 2567411,78 руб., где сумма ввозной таможенной пошлины 1592940,52 руб. (код вида платежа 2010), налог на добавленную стоимость 974471,23 (код вида платежа 5010).

Уведомление от 20.03.2019 № 10206000/Ув2019/0000014 направлено Ершову В.В. письмом № 15-32/07364 от 20.03.2019, которое им было получено лично 26.03.2019.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, пени, указанных в уведомлении от 20.03.2019 года № 10206000/Ув2019/0000014 Ершовым В.В. в добровольном порядке не исполнена.

В связи с неисполнением обязанности по уплате таможенных пошлин и пеней таможенный орган обратился в суд.

Частью 14 ст.72 Федерального закона № 289 установлено, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд иска или заявления. На дату подачи заявления от 19.12.2019 года сумма пеней подлежащих взысканию по уведомлению 10206000/Ув2019/0000014 составляет 906941,77 руб.

Определением суда от 23.01.2020 в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Северо-Западное таможенное управление.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не вился.

Административный ответчик извещался о месте и времени рассмотрения дела по месту его регистрации по адресу: Тверская обл., г.Торжок, ул. Железнодорожная, д.12, однако за получением судебного извещения в отделение связи не являлся, в связи с чем оно возвратилось в суд за истечением срока хранения.

Согласно п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

С учетом изложенного суд полагает, что являясь участником спорных правоотношений, административный ответчик мог и должен был предпринимать меры к получению корреспонденции, которая может поступить по месту его регистрации. Непринятие таких мер суд расценивает как отказ от получения судебного извещения, что в силу ч.2 ст.100 КАС РФ дает ему основания признать административного ответчика извещенным о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Северо-Западного таможенного управления в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда письменные объяснения, в которых, полагая заявленные требования обоснованными и правомерными, просил удовлетворить требования административного истца.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

16.04.2017 транспортное средство У385РМ178/АА917512, находящееся в распоряжении фирмы-перевозчика ООО «Транс», под управлением Ершова В.В. выехало с территории Российской Федерации через таможенный пост МАПП Торфяновка в Финляндию, без груза, с оформлением таможенных деклараций на транспортное средство №10206040/160417/Р0049743, №10206040/160417/Р0049745.

Согласно информации Пограничного Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 23.05.2017 № 21/104/3/22-1161 транспортное средство У385РМ178/АА917512 под управлением водителя Ершова В.В. 20.04.2017 года в 17 часов 30 минут въехало на территорию Российской Федерации через МАПП Светогорск со сборным грузом.

В соответствии с показаниями должностного лица - контролера 1 категории ОПК Светогорск «Автодорожное» пограничной службы ФСБ России Аллахвердиева С.Е. от 22.11.2018 года Ершов В.В. 20.04.2017 года предоставил на пограничный контроль заграничный паспорт, свидетельство о регистрации на транспортное средство и сообщил, что перемещает сборный груз, грузовой отсек опломбирован. После осмотра полуприцепа, на котором пломба присутствовала, транспортное средство убыло для прохождения контроля в таможенную зону.

В соответствии с п.4.6 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в МАПП Светогорск в случае выявления в ходе осмотра грузового транспортного средства, проводимого в рамках пограничного контроля, нарушений целостности средств таможенной идентификации или их отсутствия, проводится досмотр такого грузового транспортного средства. В отношении транспортного средства У385РМ178/АА917512 указанный досмотр не проводился, так как средство таможенной идентификации на нем присутствовало и находилось в исправном состоянии.

20.04.2017 в 18 часов 30 минут транспортное средство У385РМ178/АА917512 под управлением Ершова В.В. осуществило обратный въезд с оформлением таможенных деклараций на транспортное средство № 10206010/200417/Э0132317, № 10206010/200417/Э0132320, без груза согласно сообщению Ершова В.В.

В связи с неисправностью весового оборудования для определения массы грузовых транспортных средств в период с 8 часов 20.04.2017 до 20 часов 20.04.2017 масса въезжающих на таможенную территорию ЕАЭС грузовых транспортных средств определялась в соответствии с п.8 раздела II Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля ипроверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора (далее – Инструкция), то есть на основании представленных водителями грузовых транспортных средств документов и внесением данных о весе в талон контроля и (или) весовую квитанцию, предусмотренную п.6.3 Технологической схемы организации пропуска товаров и животных в МАПП Светогорск, выдаваемый при въезде грузового транспортного средства на территорию таможенного поста МАПП Светогорск должностным лицом таможенного органа, осуществляющим проведение весогабаритного контроля на постах инструментального контроля.

Согласно показаниям должностных лиц таможенного поста МАПП Светогорск от 15.11.2018 Анимимова В.А. и Макарова В.В. при въезде в Российскую Федерацию 20.04.2017 водителем Ершовым В.В. были поданы документы на транспортное средство, личные документы, также им было заявлено, что транспортное средство У385РМ178/АА917512 перемещается без груза, в связи с чем должностным лицами, осуществлявшими весогабаритный контроль, внесены данные в комплексное программное средство «Автомобильный пункт пропуска» (КПС «АПП») о массе транспортного средства У385РМ178/АА917512 равной 14795 кг, а также в талон контроля и (или) весовую квитанцию от 20.04.2017 года № 129155 (согласно карточкам учёта транспортных средств масса грузового тягача седельного марки ИВЕКО, модель 440S48 с регистрационным номером У385РМ178 без нагрузки составляет 7495 кг, масса полуприцепа с бортовой платформой марки ШМИТЦ, модель S02 с регистрационным номером АА 917912 составляет 7300 кг.

Согласно письма контрольно-правоохранительного департамента Таможни Финляндии от 14.09.2018 № 108/04.06/2018, представленного на основании инициированного Выборгской таможней (письмом от 06.08.2018 года №3/03134)) международного запроса в таможенные органы Финляндии, от экспортера /отправителя «De&OlOy» (Takojantie, 26-30, Fi, 48230, Kotka) через место выезда FI556100 (код пункта выпуска для оформления таможенной декларации, г.Имарта, Финляндия), сопредельное с таможенным постом МАПП Светогорск Россия, в адрес получателя ООО «Пигмент» (194017 г.Санкт-Петербург, Дрезденская улица, дом 8, корпус 2) в указанную дату (20.04.2017) по экспортному документы (MRN 17FI000000306753E9 дата выдачи 17.04.2017) на транспортном средстве У385РМ178/АА917512, указанном в MRN (графа 18) экспортирована (перемещена) партия товаров (стоимостью 63399,90 евро, весом 17170,88 кг).

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ деятельность ООО «Транс» и ООО «Пигмент» прекращена 13.02.2019 и 20.06.2019 соответственно.

Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте камеральной таможенной проверки № 10206000/060319/А000001/0000 от 6 марта 2019 года, проведённой должностными лицами Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления на предмет соблюдения требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании В.В.Ершовым, в отношении которого имелась информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находились товары, незаконно перемещённые через таможенную границу ЕАЭС 20.04.2017 на транспортном средстве: грузовой тягач, регистрационный номер У385РМ178 с прицепом, регистрационный номер АА917912.По результатам проведённой таможенной камеральной проверки было установлено незаконное перемещение товаров через границу ЕАЭС на транспортном средстве У385РМ178/АА917512 под управлением Ершова В.В. 20.04.2017 посредством незаявления сведений таможенному органу о перемещаемых товарах.

На основании материалов проведенной проверки начальником Выборгской таможни Ястребовым А.Н. 14.03.2019 вынесены решения: №10206000/210/140319/Т000001/001 – о незаконном перемещении 20.04.2017 через таможенную границу ЕАЭС товаров, указанных в экспортном документе Финляндии (MRN) 17FI000000306753Е9 водителем транспортного средства У385РМ178/АА917512 Виталием Владимировичем Ершовым в связи с установлением факта недекларирования данных товаров, и №10206000/210/140319/Т000001/002 – о возникновении уводителя транспортного средства У385РМ178/АА917512 Виталия Владимировича Ершова в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС (пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС) обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, как у лица, незаконно переместившего 20.04.2017 через таможенную границу ЕАЭС на данном транспортном средстве товары, указанные в экспортном документе Финляндии (MRN) 17FI000000306753Е9, в связи с выявлением факта их недекларирования, выразившегося внезаявлении таможенному органу Виталием Владимировичем Ершовым сведений о данных товарах при их прибытии на таможенную территорию таможенного союза.

20.03.2019 Выборгской таможней Ершов В.В. уведомлен (уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10206000/Ув2019/0000014) о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных по решению по результатам таможенной проверки №10206000/210/140319/Т000001/001 на основании акта камеральной таможенной проверки от 06.03.2019 года №10206000/210/060319/А000001/0000 (MRN 17FI000000306753Е9) в размере 2963952,09 руб.

Указанное уведомление от 20.03.2019 №15-32/07364 направлено Ершову В.В. и получено последним лично 26.03.2019.

Доказательств, подтверждающих погашение задолженности по таможенным платежам и пени, суду не представлено.

Суд считает установленными указанные выше обстоятельства дела о возникновении обязанности по уплате таможенных платежей у Ершова В.В. в связи с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, который совершил таможенные операции, исключающие применение должностными лицами таможенного органа полномочий в отношении перемещаемого груза, и приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент незаконного перемещения товаров, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Подпунктом 1 п. 5 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза закреплено, что при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно п. 6 указанной статьи, если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 13 и 14 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств – членов Таможенного союза.

Согласно части 3 указанной статьи взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.

Аналогичные положения содержатся в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, вступившего в силу 01 января 2018 года.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании ч. 5 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 данного федерального закона.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение. Аналогичная норма закреплена в ст. 2 ТК ЕАЭС.

Факт незаконного перемещения Ершовым В.В. через таможенную границу Таможенного союза товаров и сокрытие их от таможенного контроля путем недекларирования на транспортном средстве У385РМ178/АА917512 установлен проведенной таможенным органом проверкой, результаты которой административным ответчиком не оспорены. При таких обстоятельствах у Ершова В.В. возникла обязанность по уплате таможенных платежей, исчисленных на основании данных, предоставленных таможенным органом Финляндской Республики, по классификации, ассортименту и стоимости ввозимого товара в сумме 2567411,78 руб. (сумма ввозной таможенной пошлины – 1592940,52 руб. + НДС 974471,23 руб.).

Расчет сумм таможенных платежей, налогов производится таможенным органом государства – члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии с частью 5 и 6 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза на основании точных сведений о количестве и стоимости перемещенных товаров путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, содержащихся в Едином таможенном тарифе Таможенного союза, утвержденного решением Совета Евразийского экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», проверен судом и признан арифметически верным.

На основании ст. 160 Налогового кодекса Российской Федерации ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18%. При этом налогооблагаемая база для исчисления определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров и подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины. Административным ответчиком расчет, произведенный таможенным органом, не оспаривался.

Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза согласно подп. 1 п. 5 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные законодательством Таможенного союза и(или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить установленные ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени (в настоящее время данная норма предусмотрена ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Поскольку административным ответчиком необходимые таможенные платежи в установленный срок 20.04.2017 не уплачены, с административного ответчика подлежат взысканию пени, исчисляемые с 21.04.2017 по заявленный административным истцом день 19.12.2019, исходя из суммы неуплаченных таможенных платежей с учетом изменения ключевой ставки ЦБ РФ в заявленном истцом размере 906941,77 руб. Расчет пени произведенный истцом судом проверен и признан верным.

В связи с удовлетворением заявленного требования, в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, поскольку истец в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176-180, 290 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Выборгской таможни к Ершову Виталию Владимировичу о взыскании таможенных платежей удовлетворить.

Взыскать с Ершова Виталия Владимировича, родившегося вс. Семиозёрное, Семиозёрного района Кустанайской области Казахской ССР 18.03.1975, зарегистрированного по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Железнодорожная, д. 12, в пользу Выборгской таможни таможенные платежи и пени в размере 3474353,55 руб.

Взыскать с Ершова Виталия Владимировича государственную пошлину в доход городского округа город Торжок в размере 25571,77 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Т.Н. Вишнякова

Копия верна. Подлинник находится в деле № 2а-223/2020 (УИД 69RS0032-01-2020-000159-48) Торжокского межрайонного суда Тверской области.

Председательствующий Т.Н. Вишнякова