ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/2017 от 22.06.2017 Юрьева-польского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-223/2017

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

г. ФИО2-Польский 22 июня 2017 года

ФИО2-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Гаврилина А.С.,

при секретаре Куприяновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Военному комиссариату Владимирской области о признании незаконным решения призывной комиссии Владимирской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Владимирской области (далее - Военный комиссариат) о признании незаконным решения призывной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что административный истец состоял на воинском учете, с 1 сентября 2009 года по 21 июля 2014 года проходил обучение во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний по очной форме, призывной комиссией ФИО2-Польского района от 17.10.2014 ему была предоставлена отсрочка от прохождения срочной военной службы сроком до 25.11.2018 на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Решением призывной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ отменена ранее предоставленная отсрочка, как ошибочно предоставленная.

Считая данное решение незаконным, ФИО1 обратился в суд с соответствующим иском.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Владимирской области» иск не признал, в письменном отзыве указал, что в силу вышеуказанного положения Закона отсрочка от призыва предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно. Однако ФИО1, закончив учебное заведение ФСИН России, проходит службу в УМВД России по Владимирской области.

Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон).

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Статьей 26 Закона предусмотрено, что призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно пункту 2 статьи 29 Закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения (пункт 3 статьи 29 Закона).

Согласно п. 4 ст. 29 Закона решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд.

Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, из изложенных законоположений в их системном единстве, следует вывод о том, что носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решения (заключения) призывной комиссии, которая хотя и не входит в систему государственных органов, но выполняет публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу, подлежат обжалованию в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.

Судом установлено, что ФИО1 состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Владимирской области по ФИО2 - Польскому району.

Решением призывной комиссии ФИО2 - Польского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена отсрочка от прохождения срочной военной службы сроком до 25.11.2018 на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона.

Решением призывной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ранее предоставленная отсрочка отменена, как ошибочно предоставленная (л.д.8).

В соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным Министерством внутренних дел в лице начальника Управления внутренних дел по Владимирской области с ФИО1, последний был направлен на учебу в ВЮИ ФСИН России и обязался после окончания учебного заведения заключить контракт о прохождении службы в органах внутренних дел на срок 5 лет на условиях, установленных законодательством о прохождении службы в ОВД (л.д.12,13).

Приказом начальника ВЮИ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зачислен с 1 сентября 2009 г. курсантом на первый курс факультета очного обучения со сроком обучения 5 лет по специальности 030501 - юриспруденция с уголовно-правовой специализацией и ведомственной специализацией: предварительное следствие в ОВД (л.д.14).

Из указанного приказа следует, что ФИО1 прибыл по направлению УВД по Владимирской области.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 присвоено звание лейтенант полиции (л.д. 17).

В соответствии с приказом ВЮИ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «О выпуске специалистов» ФИО1 получил диплом специалиста, прошедшего государственную итоговую аттестацию (л.д.15, 29).

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением внутренних дел по Владимирской области и ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в должности следователя следственного отделения ОМВД России по ФИО2-Польсому району (л.д.20-22).

Действующая должностная инструкция следователя подтверждает исполнение ФИО1 обязанностей в связи с профилем полученного образования (расследование уголовных дел) (л.д.23-28).

Из соглашения от 16.07.1998, заключенного между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, о порядке решения вопросов по передаче в ведение уголовно-исполнительной системы образовательных учреждений МВД России, закреплении за УИС квоты обучающихся в учебных заведениям МВД России и организации обучения начальствующего состава УИС следует, что ВЮИ ФСИН России ранее относилось к учебным заведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, но после передачи данного учебного заведения в ведение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации продолжило осуществлять подготовку специалистов для МВД России(л.д.18).

Таким образом, между Министерством юстиции Российской Федерации и МВД России достигнуто соглашение о подготовке своих сотрудников в системе образовательных учреждений соответствующих ведомств, чем подтверждается возможность получения образования, необходимого для дальнейшего заключения контракта с территориальными органами МВД России.

Несмотря на формальную ведомственную принадлежность Федеральной службе исполнения наказаний ВЮИ ФСИН России относится к образовательному учреждению, которое обеспечивает органы внутренних дел РФ квалифицированными сотрудниками.

По смыслу подп. «з» п. 1 ст. 24 Закона предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации, не может ставиться в зависимость от окончания и получения высшего образования в учебном учреждении именно того органа либо учреждения, в которые гражданин поступил на службу.

При таких обстоятельствах нельзя признать доводы представителей административного ответчика о том, что после окончания ВЮИ ФСИН России ФИО1 не поступил на службу в соответствующие органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, обоснованными.

Учитывая то, что ФИО1 получил высшее образование в ВЮИ ФСИН России, после чего был откомандирован в распоряжение УМВД России по Владимирской области, по полученному образованию назначен на должность следователя следственного отделения ОМВД России по ФИО2-Польскому району с присвоением ему специального звания, в настоящее время согласно контракту проходит службу в УМВД России по Владимирской области в указанной должности, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на отсрочку в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Закона.

Руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решенияпризывной комиссии ФИО2 - Польского района от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 от прохождения военной службы.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через ФИО2-Польский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2017 года

Судья подпись А.С. Гаврилин