ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/2021 от 15.03.2021 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2021 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Реуковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Телышевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-223/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Тульской области о признании незаконными действий государственного регистратора по государственной регистрации права собственности на объекты долевого строительства, обязании рассмотреть заявление в установленном законом порядке,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, впоследствии уточненным в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ, к Управлению Росреестра по Тульской области о признании незаконными действий государственного регистратора по государственной регистрации права собственности на объекты долевого строительства, а именно по адресу: <адрес> за ФИО2, обязании рассмотреть ее заявление в установленном законом порядке.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО1 административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о дате, времени и месте проведения которого извещалось своевременно и надлежащим образом, судебный пристав-исполнитель ФИО4 представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения которого извещался своевременно и надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Представитель заинтересованного лица ФИО2 в порядке ч.6 ст. 57 КАСРФ ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, поддержав возражения административного ответчика.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Из материалов административного дела усматривается, что ФИО2 является участником долевого строительства объекта – квартиры <адрес>, на основании договора долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, договора об уступке права требования от ДД.ММ.ГГГГ, и объекта – <адрес>, на основании договора долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, договора об уступке права требования от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного решения Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 к ФИО2 о взыскании задолженности по договору уступки права требования (цессии), процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, удовлетворены в части и с ФИО2 в пользу ФИО1 взыскана задолженность по договору уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 542 202,50 руб., проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 85 490,01 руб., проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 734 284,48 руб., проценты за пользование денежными средствами в сумме 342 202,50 руб. из расчета ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства по погашению основного долга и проценты за пользование денежными средствами в сумме 3 200 000 руб. из расчета ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства по погашению основного долга, судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 15 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 29 671 руб. В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 и ООО «Тула-Строй» о признании договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к данному договору цессии от ДД.ММ.ГГГГ ничтожными сделками отказано.

В рамках рассмотрения указанного выше гражданского дела определением Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 об обеспечении иска удовлетворено и в целях обеспечения иска наложен арест на объект долевого строительства – <адрес>, принадлежащего ответчику (ФИО2) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об уступке права требования (цессии)», зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ за ; объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику (ФИО2) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об уступке права требования (цессии)», зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ за .

На основании указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Алексинским городским судом Тульской области ДД.ММ.ГГГГ взыскателю ФИО1 выдан исполнительный лист .

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа – исполнительного листа , возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО2 в пользу взыскателя ФИО1, предмет исполнения – задолженность в размере 4 406 647,99 руб.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области вынесено постановление о присоединении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ к сводному исполнительному производству .

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области наложен арест на имущество должника ФИО2 в размере и объеме необходимых для исполнения требований исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области составлен акт о наложении ареста (описи имущества) – договор о долевом участии в строительстве жилого дома: объект долевого строительства: двухкомнатная квартира, номер этажа – 8, блок секция – 3, номер объекта 89, проектная (планируемая) площадь – 80 кв.м., местоположение: <адрес> стоимостью 2 500 000 руб. и договор о долевом участии в строительстве жилого дома: объект долевого строительства: двухкомнатная квартира, номер этажа – 7, блок секция – 4, номер объекта – 120, проектная (планируемая) площадь – 82,9 кв.м., местоположение: <адрес> стоимостью 3 000 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста ООО «СМВ КОНСАЛТИНГ» для оценки арестованного имущества ДД.ММ.ГГГГ указанного выше.

Согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости арестованного имущества – двух объектов долевого строительства, рыночная стоимость объекта долевого строительства объекта <адрес> – 4 021 920 руб., рыночная стоимость объекта долевого строительства объекта <адрес> – 4 167 715 руб. Итоговая рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 189 635 руб.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области вынесено постановление о принятии результатов оценки в соответствии с отчетом оценщика ООО «СМВ КОНСАЛТИНГ» от ДД.ММ.ГГГГ об оценке арестованного имущества на сумму 8 189 635 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ арестованное имущество передано в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области на реализацию на открытых торгах, проводимых в форме аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области составлен акт о передаче на торги имущества, арестованного по акту ареста имущества от ДД.ММ.ГГГГ в специализированную организацию МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ цена имущества, переданного в специализированную организацию на реализацию, снижена на 15%.

Определением Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки в указанном определении суда, меры по обеспечению иска, наложенные определением Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, отменены и снят арест на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику (ФИО2) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об уступке права требования (цессии)», зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ за ; объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику (ФИО2) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об уступке права требования (цессии)», зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ торги по лоту признаны несостоявшимися.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области, в связи с тем, что имущество должника ФИО2, арестованное по акту о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок не реализовано на торгах специализированной организацией от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, и взыскатель изъявил согласие в принятии нереализованного арестованного имущества должника в счет погашения долга по исполнительному документу в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, нереализованное имущество должника ФИО2 по цене на 25 % ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке, передано взыскателю ФИО1

В связи с чем судебный пристав-исполнитель ОСП Алексинского и Заокского района УФССП России по Тульской области постановил регистрирующему органу провести в установленный законом срок государственную регистрацию права взыскателя ФИО1 на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру № <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО2 и на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру № <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 для внесения соответствующей записи о государственной регистрации права своей собственности на вышеуказанные объекты недвижимости обратилась с заявлениями Управление Росреестра по Тульской области, приложив к указанным заявлениям постановление о проведении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о передаче арестованного имущества на торги от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о принятии результатов оценки от ДД.ММ.ГГГГ, постановление судебного пристава-исполнителя о передаче от ДД.ММ.ГГГГ, акт возврата документов от ДД.ММ.ГГГГ, отчет о результатах реализации имущества от ДД.ММ.ГГГГ, протокол о признании торгов несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ, акт о снижении цены от ДД.ММ.ГГГГ, акт о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждение электронного платежа.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила уведомление о приостановлении государственной регистрации прав , согласно которому Управление Росреестра по Тульской области ее уведомило о приостановлении начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объекта долевого строительства – двухкомнатной квартиры <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, документы на которую ФИО1 были представлены ДД.ММ.ГГГГ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно сведениям ЕГРН запись о сделках с объектами недвижимости, на основании которых возникают ограничения прав и обременения объектов недвижимости прекращена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с регистрацией права собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости на основании договора об уступке права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила уведомление о приостановлении государственной регистрации прав , согласно которому Управление Росреестра по Тульской области ее уведомило о приостановлении начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объекта долевого строительства – <адрес> строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по строительному адресу: <адрес>, документы на которую ФИО1 были представлены ДД.ММ.ГГГГ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно сведениям ЕГРН запись о сделках с объектами недвижимости, на основании которых возникают ограничения прав и обременения объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ прекращена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с регистрацией права собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости на основании договора об уступке права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию .

На основании изложенного за восстановлением нарушенных законных прав и интересов ФИО1 обратилась в суд.

ФИО1, обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, полагает, что государственная регистрация прав собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за ФИО2 осуществлена Управлением Росреестра по Тульской области неправомерно, в период действия определения Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в тот момент определение Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки в указанном определении суда еще не вступило в законную силу. Указала, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе и проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области по доверенности ФИО3, возражая против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, указала, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись об ограничении регистрационных действий (аресте) в отношении вышеуказанных объектов недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <адрес>. Управлением Росреестра по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении действий по государственной регистрации права собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что в отношении него (объекта недвижимости) зарегистрировано ограничение в виде ареста. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <адрес>. На основании определения Алексинского городского суда Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о прекращении ограничения (ареста) в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Тульской области с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, и на квартиру по адресу: <адрес>, на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества должника от ДД.ММ.ГГГГ, но в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Управлением Росреестра по Тульской области принято решение о приостановлении действий по государственной регистрации представленных ФИО1 документов, в связи с тем, что в отношении спорных объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ уже зарегистрировано право собственности за ФИО2 Полагала, что Управлением Росреестра по Тульской области не нарушено законодательство РФ, своими действиями Управление не нарушило законных прав и интересов ФИО1 и последней выбран ненадлежащим способ защиты своего права. Указала, что Управление Росреестра по Тульской области зарегистрировало право собственности на спорные объекты недвижимости за ФИО2, в связи с тем, что у них не было иной информации на момент регистрации права собственности за указанным лицом, у Управления отсутствовали иные сведения об этих объектах недвижимости.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием, и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решений, действий (бездействия) органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушают права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения, действия (бездействия) органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В настоящем деле такие основания установлены, права, свободы и законные интересы административного истца нарушены.

Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах», а также руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также – граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также – организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичные положения закреплены в ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (подразделения судебных приставов).

В соответствии со ст.ст. 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как установлено ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Аналогичные положения закреплены в ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят, в том числе, из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп. 1, 2 п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 № 278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям соответствующего органа, вынесшего акт о возможности зарегистрировать право на конкретный объект недвижимости за конкретным лицом.

Государственный регистратор при правовой экспертизе актов, изданных уполномоченными органами в отношении недвижимого имущества, проверяет их на соответствие законодательству, действовавшему в месте и на момент издания таких актов, и законодательству, действовавшему в месте расположения недвижимого имущества.

Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания, в целях выяснения, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Под правоустанавливающими документами понимаются документы, которые являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом их перечень приведен в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решения государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основания отказа – в ст. 27 указанного закона.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <адрес>, на основании договора об уступке права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <адрес>, на основании договора об уступке права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию .

Согласно представленным в материалы административного дела документам ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Тульской области с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, и на квартиру по адресу: <адрес>, приложив к указанным заявлениям постановление о проведении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о передаче арестованного имущества на торги от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о принятии результатов оценки от ДД.ММ.ГГГГ, постановление судебного пристава-исполнителя о передаче от ДД.ММ.ГГГГ, акт возврата документов от ДД.ММ.ГГГГ, отчет о результатах реализации имущества от ДД.ММ.ГГГГ, протокол о признании торгов несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ, акт о снижении цены от ДД.ММ.ГГГГ, акт о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждение электронного платежа.

Однако в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Управлением Росреестра по Тульской области принято решение о приостановлении действий по государственной регистрации представленных ФИО1 документов, в связи с тем, что в отношении спорных объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ уже зарегистрировано право собственности за ФИО2 (уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пояснениям, данным в ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области, право собственности на спорные объекты недвижимости зарегистрировано за ФИО2, а не за ФИО1, в связи с тем, что он с соответствующими заявлениями обратился в Управление раньше, чем ФИО1

При этом из представленных суду дел правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимости усматривается, что указанные выше документы находились в распоряжении государственного регистратора при принятии решения о приостановлении государственной регистрации права ФИО1 на спорные объекты недвижимости.

Вместе с тем, при принятии оспариваемых решений государственным регистратором сделан неправильный вывод о возможности зарегистрировать право собственности за ФИО2 на объекты недвижимости по указанному адресу, поскольку в соответствии с требованиями закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят, в том числе, из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, однако Управлением Росреестра указанных действий проведено не было.

Кроме того, у административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали основания для регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, в связи с тем, что определение Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии обеспечительных мер, принятых определением Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а с учетом определения Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки в определении Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, государственным регистратором внесены сведения о государственной регистрации права на спорные объекты недвижимости в течении срока действия мер временного характера (ареста).

К моменту вступления в законную силу вышеперечисленных определений суда (от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) в распоряжении Управления Росреестра по Тульской области находились и документы ФИО1, и ФИО2, в связи с чем у государственного регистратора имелась возможность проведения правовой экспертизы документов ФИО1 и ФИО2 в комплексе, которые они представили для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости, и усмотреть наличие или отсутствие установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, однако Управлением Росреестра по Тульской области указанных действий совершено не было.

В нарушение приведенных выше норм права, государственный регистратор оставил без выяснения обстоятельства, связанные с моментом перехода права собственности на спорные объекты недвижимости от ФИО2 к ФИО1, наличием правоустанавливающих документов на квартиры.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия государственного регистратора по государственной регистрации права собственности на объекты долевого строительства, а именно по адресу: <адрес> за ФИО2 являются незаконными, и заявления ФИО1 о признании за ней права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости приостановлены Управлением Росреестра по Тульской области неправомерно, чем нарушены ее права и законные интересы.

В данном случае регистрация прав собственности на спорные объекты недвижимости за ФИО2 безусловно нарушает права, свободы и законные интересы ФИО1, в том числе и на распоряжение объектами недвижимости, а также достижения погашения ФИО2 перед ней (ФИО1) задолженности по исполнительному производству.

Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Принятие решения по указанному административным истцом вопросу является прерогативой административного ответчика и не относится к компетенции суда, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по Тульской области обязанность рассмотреть заявления ФИО1 о государственной регистрации прав на объекты недвижимости в установленном законом порядке.

Суд также обращает внимание, что деятельность Управления Росреестра по Тульской области области относится к сфере публичного права.

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия государственного регистратора по государственной регистрации права собственности на объекты долевого строительства, а именно по адресу: <адрес> за ФИО2, обязав рассмотреть заявление ФИО1 в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 26 марта 2020 года.

Председательствующий И.А. Реукова