ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/2022 от 17.03.2022 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-223/2022

УИД 59RS0014-01-2022-000168-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года Пермский край, г.Верещагино

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Филиппенко Р.М.,

при секретаре судебного заседания Швецовой Д.С.,

с участием помощника прокурора Верещагинского городского округа Куликовой М.И.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от 28.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отмене постановления от 14.12.2021 №254-01-01-2208 «О внесении изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отмене постановления от 14.12.2021 №254-01-01-2208 «О внесении изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края».

В обоснование заявленных требований указано, что в 2021 году по обращению истца в прокуратуру Пермского края была проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, в части отмены льготы по снижению родительской платы на 50% для родителей (законных представителей), в том числе имеющих трех и более несовершеннолетних детей в дошкольных образовательных учреждения, расположенных на территории Верещагинского городского округа. При проверке установлено, постановлением администрации №254-01-01-20002 от 28.12.2020 утверждено Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края. Согласно указанного постановления размер родительской платы снижен на 50% для родителей (законных представителей) в том числе имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Постановлением №254-01-01-2208 от 14.12.2021 внесены изменения в Положение, согласно которых с 01.01.2022, льгота по снижению родительской платы отменена. Считает, что отмена льготы ставит многодетные семьи, в том числе и семью истца в трудное финансовое положение, так как оплата за детский сад увеличивается. Просит отменить постановление от 14.12.2021 №254-01-01-2208 «О внесении изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края».

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Верещагинского городского округа ФИО4 в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, указывая, что мера социальной поддержки в виде льготы для многодетных семей по родительской плате за присмотр и уход за ребенком в муниципальных детских садах не отнесена к расходным обязательствам, связанным с решением вопросов, отнесенных к Конституции РФ, федеральными законами, законами субъекта РФ к полномочиям органов местного самоуправления, данная мера отменена с 01.01.2022, путем внесения изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края, утвержденное постановлением администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 28.12.2020 №254-01-01-2002. В соответствии с ч.5 ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного управления предоставлено право, а не обязанность за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи. Отмена указанной льготы не исключает право родителей (законных представителей) на получение компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных и частных детских садах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-П.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего отсутствующим оснований к удовлетворению требований, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы надзорного производства №21-539-2021, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Постановлением администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 28.12.2020 №254-01-01-2002 утверждено Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края».

Согласно п.4.3 Положения, размер родительской платы снижается на 50% для родителей (законных представителей): имеющих трех и более несовершеннолетних детей; имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих Учреждение.

Постановлением администрацией Верещагинского городского округа Пермского края от 14.12.2021 №254-01-01-2208 «О внесении изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края, согласно которого в п.4.3 Положения изложен в новой редакции «Размер родительской платы снижается на 50% для родителей (законных представителей), имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих Учреждение.

ФИО1 является матерью троих несовершеннолетних детей - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6-7).

Не согласившись с внесенными изменениями в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края ФИО1, обратилась с настоящим административным иском, по ее мнению нарушающим право на предоставления льгот как матери, имеющей трех детей,

Оценивая доводы административного истца о незаконности и необоснованности оспариваемого Постановления, суд исходит из следующего.

Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства в силу пункта ж ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом того, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации наделены всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации), Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяются вопросы по предметам совместного ведения, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе которых названы вопросы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан (пункт 2 статьи 26.3).

Тем самым, даже в тех случаях, когда меры социальной поддержки для соответствующих категорий граждан предусмотрены федеральным законом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств своего бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки, в том числе исходя из критериев нуждаемости, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, принятие которых является основанием для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" определение категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных органов и городских округов в сфере образования отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно ч.2 ст. 65 данного Федерального закона, за присмотр и уход за детьми учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер, если иное не установлено данным Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случае и порядке.

Постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п утверждены Правила предоставления компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливающее порядок обращения родителей (законных представителей) за компенсацией части родительской платы.

В силу принципа самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) формы и направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно, но при этом они не только вправе, но и обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Соответственно, реализуя полномочия в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства путем установления новых расходных обязательств, законодатель субъекта Российской Федерации - с учетом того, что при решении вопросов, перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", объем расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий, за рядом исключений, определяется, как следует из пункта 4 той же статьи, им самим, - должен соблюдать баланс социально значимых интересов, целей и задач, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета.

Устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право вводить для таких семей за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3, часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", часть 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе как определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки), в том числе с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости, так и изменять правовое регулирование в указанной сфере.

Исходя из указанных норм закона, полномочия по определению круга лиц, которым предоставляется компенсация, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из того, что предоставление компенсации осуществляется за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, которые и должны определить круг лиц, которым предоставляется компенсация, в том числе с учетом финансовых возможностей своего бюджета, а так же принципа адресности и критерия нуждаемости родителей.

Законом Пермского края от 28.12.2007 N 172-ПК "О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования" определены правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края государственными полномочиями по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Статьей 6 Закон Пермского края от 28.12.2007 № 172-ПК, объем средств, предоставляемых органам местного самоуправления для реализации государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, для выплаты компенсации и администрирования данных выплат, формируется за счет и в пределах средств краевого бюджета (ч.1); Финансирование расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством Пермского края (ч.2); Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, предусматриваются законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период и передаются в бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов в виде субвенций(ч.3); Органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган отчеты об использовании финансовых средств, выделенных из краевого бюджета на выполнение государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.

Администрация Верещагинского городского округа, принимая Постановление об утверждении Положения о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края», реализовала свои дискреционные полномочия по установлению критерия нуждаемости при определении права на получение компенсации родителям, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, в Пермском крае в дополнение к гарантиям, установленным на федеральном уровне, действует региональная система государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, которая направлена на создание благоприятных условий для воспитания детей в многодетных семьях с учетом количества детей и их возраста, а также материального благосостояния семей.

Наряду с федеральными мерами социальной поддержки законодатель Верещагинского городского округа предусмотрел снижение размера родительской платы на 50% для родителей (законных представителей): имеющих трех и более несовершеннолетних детей; имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих Учреждение.

Письмом Министерства от 30.07.2021 №СЭД-39-01-12 исх-45 главам муниципальных образований указано на необходимость соблюдения ограничений, установленных пп. 3,4 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предписано при формировании местных бюджетов на 2022-2024 годы провести инвентаризацию расходных обязательств, исключив из них обязательства, не относящихся к вопросам местного значения, в том числе по снижению размера родительской платы.

Постановлением администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 14.12.2021 №254-01-01-2208, из п.4.3 исключена в качестве категории на получение льготы, родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

частью 5 статьи 20 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании вышеизложенных норм следует, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей и ее размер, а также вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемый им случаях и в порядке. Таким образом, предоставление льготы является правом, а не обязанностью, в связи с чем администрация Верещагинского городского округа вправе как предоставить указанную льготу самостоятельно определяемой категории граждан, так и отменить ее, либо сократить круг лиц, которому она предоставляется.

Отмена данной льготы не исключает право на получение компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных и частных детских садах в порядке, утверждённом Постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п: на первого ребенка в семье-20% среднего размера родительской платы, на второго 0 50%, на третьего и каждого последующего ребенка – 70%.

Постановление администрации Верещагинского городского округа от 14.12.2021 №254-01-01-2208 принято уполномоченным органом в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и не противоречит действующему законодательству, соответственно является законным и обоснованным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав истца со стороны административного ответчика и отказывает в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отмене постановления от 14.12.2021 №254-01-01-2208 «О внесении изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования на территории Верещагинского городского округа Пермского края», отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022 года.

Судья Р.М. Филиппенко