ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/2024 от 19.01.2024 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Мотивированное решение

составлено 19.01.2024г.

УИД 26RS0024-01-2023-004609-79

дело №2а-223/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск 10 января 2024 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Рязанцева В.О.,

при секретаре Шаковой М.М.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Невинномысского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Невинномысска Ставропольского края к Невинномысскому ГОСП УФССП по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Невинномысского ГОСП УФССП России по СК Чиловой А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Невинномысска обратилось в суд с административным исковым заявлением.

В обоснование своих требований административный истец указал, что 09.08.2020 года судебным приставом-исполнителем Невинномысского ГОСП Оганян К.К. возбуждено исполнительное производство № от 17.08.2020г. в отношении администрации г. Невинномысска, на основании исполнительного листа, выданного Невинномысским городским судом об обязании администрации г.Невинномысска, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Невинномысска провести конкурсные процедуры по заключению муниципального контракта по отлову, и содержанию животных без владельцев на 2020 год. Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Невинномысска вступившее в законную силу решение суда исполнено в полном объеме, заключены договоры № от 23.09.2020; № от 20.11.2020г.; № от 28.12.2020 «Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных». Указанные договоры исполнены в полном объеме.

29.09.2021г. судебным приставом-исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов Чиловой А.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении 7 дневного срока для добровольного исполнения. В связи с своевременным и добровольным исполнением управлением ЖКХ требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Чиловой А.В. 15.07.2021 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №.

Администрацией г. Невинномысска ранее 06.10.2021 было направлено заявление об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, до настоящего времени заявление не рассмотрено и информация о принятом решении в их адрес не направлено.

Административный истец просит освободить администрацию г. Невинномысска от уплаты исполнительского сбора.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве), согласно положениям которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника - организации - 50 000 рублей (ч. 3).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Вместе с тем, ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным Законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом, законодательством об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, предоставлено право уменьшить его размер, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

По смыслу закона, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, Определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).

Исходя из положений ст. 401 ГК РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Из представленных материалов усматривается, что 29.09.2021г. судебным приставом-исполнителем Невинномысского ГОСП Чиловой А.В. в отношении Администрации г. Невинномысска вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.

15.07.2021г. исполнительное производство окончено.

Учитывая, что принятый Невинномысским городским судом судебный акт от 10 марта 2020 года был принят в отношении как управления ЖКХ, так и администрации г.Невинномысска, а фактически судебный документ был исполнен управлением ЖКХ, который в силу полномочий возложенных на него исполнил судебный акт по проведению конкурсных процедур и заключению муниципального контракта по отлову, содержанию животных без владельцев на 2020 год на территории г. Невинномысска в полном объеме.

Следовательно исполнительное производство, возбужденное по исполнительному листу № ФС от 06.08.2020г., выданный Невинномысским городским судом в отношении администрации г. Невинномысска также подлежит окончанию, поскольку оно исполнено управлением ЖКХ в полном объеме, что подтверждается указанным выше постановлением об окончании ИП.

Администрацией г. Невинномысска ранее 06.10.2021г. было направлено заявление об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об уклонении администрации г. Невинномысска от обязанности по исполнению исполнительного документа, суд считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета всех обстоятельств исполнительного производства, а также вины администрации г. Невинномысска в неисполнении в срок исполнительного документа.

Учитывая изложенное, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации г. Невинномысска Ставропольского края удовлетворить.

Освободить Администрацию г. Невинномысска от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Невинномысского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю от 29.09.2021г. по исполнительному производству №.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме, то есть с 19.01.2024г.

Судья Рязанцев В.О.