Дело № 2а-2241/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2020 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенова В.В. к Псковской таможне о признании незаконным решения и обязании выдать паспорт транспортного средства на автомобиль,
УСТАНОВИЛ:
Семенов В.В. обратился в суд с административным иском к Псковской таможне о признании незаконным решения и обязании выдать паспорт транспортного средства на автомобиль, в обоснование указав, что 03.03.2020 по договору купли-продажи он приобрел в собственность у государства в лице МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях автомобиль «Alfa Romeo», 1998 года выпуска за 88 533,33 рублей.
Указанный автомобиль в июне 2016 года был ввезен К.Н. по пассажирской таможенной декларации на таможенную территорию РФ с территории Литовской Республики и в установленный законом срок не был вывезен с территории РФ, в связи с этим К.Н.. была привлечена к административной ответственности, а автомобиль в 2018 передан для реализации в МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
В целях эксплуатации транспортного средства истец 06.03.2020 обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области для его регистрации, но получил отказ ввиду непредставления паспорта транспортного средства.
27.03.2020 Семенов В.В. обратился в Псковскую таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, но получил отказ, в котором истцу было предложено представить необходимые документы – решение об обращении автомобиля в федеральную собственность, документ, подтверждающий его соответствие требованиям технического регламента и документ, подтверждающий уплату утилизационного сбора.
Полагая, что требования таможенного органа о предоставлении указанных документов являются необоснованными, истец просит суд признать решение Псковской таможни, изложенное в письме от 17.04.2020 № 12-13/С-0095, незаконным и обязать Псковскую таможню выдать ему паспорт транспортного средства на автомобиль «Alfa Romeo».
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
В судебном заседании административный истец Семенов В.В. и его представитель адвокат Варава В.Ю. исковые требования и доводы в их обоснование поддержали.
Представитель административного ответчика – Псковской таможни Шалаева М.В. исковые требования не признала и пояснила, что таможенным органом выдача паспорта транспортного средства (далее ПТС) осуществляется в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. При обращении за выдачей ПТС заявителю необходимо представить документы, подтверждающие обращение транспортного средства в федеральную собственность, документ, удостоверяющий его соответствие требованиям технического регламента, сведения о котором должны быть внесены в документ, идентифицирующий транспортное средство, и документ, подтверждающий уплату утилизационного сбора. Поскольку указанные документы не представлены, оснований для выдачи ПТС не имелось. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явился, извещался о дате и времени судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела № 5-551/2017, материалы настоящего дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как усматривается из материалов дела, 03.03.2020 по договору купли-продажи товаров, изъятых таможенными органами № 30/2-З, заключенному между МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях и Семеновым В.В., последний приобрел транспортное средство «Alfa Romeo», 1998 года выпуска за 88 533,33 рублей (л.д. 11-12,13).
Истец обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области с заявлением о регистрации транспортного средства, но в проведении регистрационных действий ему отказали в связи с непредставлением документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств (л.д. 18,19).
27.03.2020 административный истец обратился в Псковскую таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль «Alfa Romeo», 1998 года выпуска.
Псковская таможня, рассмотрев обращение Семенова В.В., письмом от 17.04.2020 № 12-13/С-0095 отказала в выдаче ПТС в связи с непредставлением необходимых документов – судебного акта, вступившего в законную силу, о признании имущества бесхозяйным либо о его конфискации; документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и документа, подтверждающего оплату утилизационного сбора (л.д. 22-23).
Полагая, указанное решение незаконным, административный истец обратился с иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 установлено, что до 1 ноября 2020 года допускается оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена Евразийского экономического союза.
Выдача паспортов транспортных средств осуществляется Таможенными органами Российской Федерации на основании Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказами от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 (далее - Положение о паспортах).
В соответствии с п. 57 Положения о паспортах, паспорта выдаются таможенными органами при обращении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Наличие ПТС, оформленного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9).
В силу пункта 5 Положения о паспортах, паспорта выдаются на транспортные средства при наличии документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств требованиям, установленным Техническим регламентом ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877 О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств данный правовой акт в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств определяет ОТТС (одобрения типа транспортных средств), как документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям данного технического регламента, а СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) как документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям названного технического регламента. При этом под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6).
Из содержания пунктов 6 и 7 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств усматривается, что датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям указанного технического регламента.
К документам, удостоверяющим соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, относятся, в том числе ОТТС и СБКТС, а документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси) в Российской Федерации, является ПТС.
Пунктом 8 Технического регламента установлены документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, к которым относятся:
для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;
для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.
Документы, оформленные по результатам оценки соответствия продукции, проведенной в установленном настоящим техническим регламентом порядке в одном из государств - членов Таможенного союза, действуют во всех государствах - членах Таможенного союза (п. 9 Технического регламента).
Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что обязательным условием регистрации и допуска к участию в дорожном движении ввезенного физическим лицом транспортного средства для личного пользования на территории Российской Федерации является наличие ПТС, который выдается в случае соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, подтверждающегося ОТТС и СБКТС.
Таким образом, для выпуска в обращение и нахождения в эксплуатации транспортного средства на единой таможенной территории Таможенного союза должен быть оформлен документ, удостоверяющий его соответствие требованиям технического регламента, сведения о котором должны быть внесены в документ, идентифицирующий транспортное средство.
На территории Российской Федерации документом, идентифицирующий транспортное средство, является паспорт транспортного средства.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Положением статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Порядок взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора определены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291.
Выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет (п. 59 Положения о паспортах).
Исходя из приведенных положений закона, для выдачи паспорта транспортного средства в Псковскую таможню административному истцу необходимо было представить следующие документы: решение об обращение в федеральную собственность транспортного средства, документ, удостоверяющий его соответствие требованиям технического регламента, а также документ, подтверждающий уплату утилизационного сбора.
Указанные документы административным истцом представлены не были, в связи с чем, оснований для выдачи ПТС у Псковской таможни не имелось.
Суд не соглашается с утверждением представителя административного истца о том, что представление таможенному органу документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, в отношении товара бывшего в употреблении, не требуется в связи со следующим.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования.
Пунктом 5 Положения определены случаи, при которых представление таможенным органам документов о соответствии не требуется, в частности при помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 настоящего Положения, продукции (товаров), в том числе, в отношении товаров бывших в употреблении (эксплуатации).
Названное положение распространяется на правоотношения, возникающие при ввозе товара на таможенную территорию таможенного союза.
Как следует из материалов дела, транспортное средство «Alfa Romeo» было ввезено в Российскую Федерацию К.Н. в 2016 году и помещено под процедуру временного ввоза.
Постановлением Себежского районного суда от 27.10.2017 по делу № 5-551/2017 К.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ за то, что 16.06.2016 она временно ввезла на таможенную территорию РФ транспортное средство «Alfa Romeo», которое своевременно не вывезла за пределы таможенной территории Таможенного союза и ей назначено наказание в виде административного штрафа, а автомобиль «Alfa Romeo» ей возвращен.
Транспортное средство было помещено на ответственное хранение в ООО «Транзит-Терминал» и не было своевременно вывезено с территории РФ, в связи с этим 23.04.2018 автомобиль «Alfa Romeo» был передан в МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях на основании акта № 23 приема-передачи (л.д. 14,15,17).
Таким образом, поскольку транспортное средство было ввезено на территорию таможенного союза К.Н., следовательно, Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), распространяется на правоотношения, возникшие при ввозе товара на таможенную территорию, в то время как Семеновым В.В. транспортное средство приобретено в 2020 году по договору купли-продажи, в связи с чем, к нему должны применяться требования, установленные Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Подпункт 60.9 пункта 60 Положения о паспортах устанавливает порядок оформления ПТС таможенными органами с учетом указанных в нем особенностей, касающихся заполнения строки 17 ПТС.
Отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС возможно также в случае, если будут предоставлены сведения о том, что транспортное средство было ранее зарегистрировано в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих, что ранее транспортное средство было зарегистрировано в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Заслуживает внимание довод представителя ответчика о том, что для получения ПТС должен быть представлен вступивший в законную силу судебный акт о признании имущества бесхозяйным или о его конфискации, а представленный договор купли-продажи транспортного средства таковым не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Псковской таможни, поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, установленного действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, административный иск Семенова В.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-176, 178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Семенову В.В. в удовлетворении административного иска к Псковской таможне о признании незаконным решения от 17.04.2020 № 12-13/С-0095 и обязании выдать паспорт транспортного средства на автомобиль, отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2020 года.