ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2241/2021 от 07.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-2241/2021

26RS0002-01-2021-002326-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2021 года г. Ставрополь

Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Савиной О.В.;

при секретаре Нестеренко Е.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Козырева Николая Александровича к Управлению Ставропольского края – государственной жилищной инспекции об оспаривании решения по результатам проведенной проверки государственным органом,

установил:

Козырев Н.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Ставропольского края – государственной жилищной инспекции об оспаривании решения по результатам проведенной проверки государственным органом.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 27 января 2021 г. административным ответчиком было получено заявление Козырева Н.А. о проведении проверки в отношении ООО «Эко-Сити» и его филиалов, в части нарушения требований федерального закона «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», а также правил регулирующих порядок обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г. и № 1156 от 12.11.2016 г.

По результатам проведенной проверки, Козыревым Н.А. был получен ответ за подписью начальника отдела по контролю (надзору) - за содержанием, использованием и эксплуатации жилищного фонда А.П. Осинний, из которого следует, об отсутствии нарушений со стороны ООО «Эко-Сити».

С ответом начальника отдела по контролю (надзору) - за содержанием, использованием и эксплуатации - жилищного фонда А.П. Осинний, об отсутствии нарушений в деятельности регионального оператора Козырев Н.А. не согласен, считает, что проверка проведена не должным образом, а также с нарушением Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором предусмотрено объективное и всестороннее рассмотрение обращение граждан.

Суть обращения заключалась в том, что с 01.01.2018 г. и уже 3 года на территории Ставропольского края в том числе в Апанасенковском, Туркменском, Грачевском районах, а также Ипатовском и Петровском городских округов приступил к исполнению обязанностей по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов региональный оператор ООО «Эко-Сити».

С указанного периода, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является самостоятельной коммунальной услугой, за которую потребитель обязан вносить оплату ежемесячно, однако региональный оператор обязан руководствоваться теми нормами и правилами, которые предписаны законодательством.

На территории ряда населенных пунктов, в том числе и в с. Николина Балка Петровского района применяется бестарный способ сбора ТКО, так как отсутствуют контейнеры и сами контейнерные площадки, поскольку местной власти это затратно, так как нет финансирования на эти цели, а пакеты и другие емкости региональным оператором не предоставляются.

На территории Ставропольского края имеется территориальная схема обращения с отходами, которая утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п (ред. от 24.12.2019).

Схема потоков представлена в разделе 7 территориальной схемы на рисунке 7.1. утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 22,09.2016 N 408-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае".

Согласно данной схеме потоков отходов указано только место образования - это объект инфраструктуры в том числе и частные домовладения, место сбора/транспортировки для частного домовладения это контейнеры и бестарный способ. При этом нет информации о месте накопления ТКО.

Бестарный способ накопления ТКО может применяется при невозможности обустройства контейнерной площадки или на период строительства, реконструкции или ремонта контейнерной площадки при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления.

Региональный оператор совместно с администрацией населенного пункта могут принять решение об использовании так называемого «бестарного» способа вывоза мусора.

Орган местного самоуправления должен утвердить места накопления отходов (стоянки мусоровозов) и разместить их список в своем официальном сайте и сайте регионального оператора.

Из ответа административного ответчика не усматривается, что в данной части проводилась проверка.

Полагает, что утверждение бестарного способа вывоза ТКО должно регламентироваться постановлением главы того или иного муниципального образования или иным нормативно-правовым документом.

Административный ответчик также не провел надлежащим образом проверку по факту не предоставления региональным оператором пакетов или других емкостей.

В соответствии с п.27-28 Приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 25,05.2017 N 155 (ред. от 05.11.2019) "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том "числе их раздельного накопления) на территории Ставропольского края" Региональный оператор предоставляет потребителю пакеты или другие емкости для накопления твердых коммунальных отходов в порядке, определенном Договором. Следовательно приказом министерства ЖКХ СК закреплено об обязанности предоставлять пакеты потребителю.

При осуществлении накопления твердых коммунальных отходов в пакеты или другие емкости для накопления твердых коммунальных отходов региональный оператор определяет места накопления и порядок вывоза твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующих санитарных правил.

Указывает, что региональный оператор за свою деятельность не предоставляет пакеты своим потребителям, в том числе и истцу ссылаясь якобы на то, что они не входят в тариф.

Предоставление пакетов региональным оператором при отсутствий контейнеров - является обязательным.

В тоже время административный ответчик по данному поводу не дает ответа (комментария), а поэтому считает, что проверка в данной части не проводилась.

Вывоз ТКО или проще сказать проезд спец. техники по сельской местности в частности по с. Николина Балка осуществляется один раз в неделю по средам, места накопления в соответствии с требованием действующих санитарных правил не определены, в связи с чем представители регионального оператора поясняют, что оборудование контейнерных площадок не входит в их полномочия, о чем Козырев Н.А. полностью согласен, а пакеты и другие емкости, как они же поясняют не входят в тариф, о чем он не согласен, поскольку предоставление потребителям пакетов или других емкостей и их дальнейшее использование является необходимым условием надлежащего осуществления накопления твердых коммунальных отходов, нарушение которого может повлечь лишение юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с подпунктом "а" пункта 40 Правил N 1156.

В договорах региональный оператор указывает, место накопление, адрес собственника, что является существенным нарушением ввиду того, что места накопления твердых коммунальных отходов определяется в соответствии с требованиями действующих санитарных правил, при этом не важно накопление ТКО осуществляется на контейнерных площадках или бестарным способом. В данном случае бестарный способ накопления сбора ТКО законодательством не урегулирован, соответственно должны применяться положения ч.1 ст.6 ГК, в которой указано, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Более того при заключении письменных договоров, представители регионального оператора по Апанасенковскому, Туркменскому, Грачевскому районах, а также Ипатовского и Петровского городских округов подписывают договоры с использованием факсимильной подписи, тем самым нарушают положения ст. 160 ГК, в которой сказано, что не допускается проставления факсимильной подписи без подписанного сторонами соглашения о согласии.

В настоящее время Козырев Н.А., не подписывал такого соглашения и надеялся, что представители регионального оператора, в частности директор ООО «Эко-Сити» А.Ю. Фурсин будет подписывать договоры собственноручно или предоставит соглашение об использовании факсимильной подписи, так как пункта в договоре об использовании факсимильной подписи также не имеется.

Однако договор ему вручали нарочно с факсимильной подписью без подписанного сторонами соглашения об ее использовании.

Административному ответчику необходимо было всего лишь проверить и установить факт законности заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием факсимильной подписи. Однако этого сделано не было.

При этом административный ответчик в своем ответе указывает, что у Козырева Н.А. вообще не заключен какой-либо договор, что уже говорит о том, что проверка правильности заключения договоров не проводилась, так как у него имеется договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В связи с чем, правомерность подписания договора со стороны регионального оператора, который использует факсимильную подпись, административным ответчиком не устанавливалась.

Сам по себе договор, подписанный сторонами путем факсимильного воспроизведения подписи, не противоречит действующему законодательству. Однако, если возможность такого способа подписания договора не предусмотрена правовыми актами или соглашением сторон, письменная форма сделки не может считаться соблюденной, что, в свою очередь, означает невозможность ссылаться на содержащий воспроизведение подписи документ, как на документ, свидетельствующий о заключении между сторонами договора. В этих случаях следует говорить либо об отсутствии факта заключения договора (если не имеется иных документов, подтверждающих заключение договора), либо о ничтожности заключенного между сторонами договора (если такое последствие несоблюдения письменной формы сделки предусмотрено законом или соглашением сторон).

Считает, что согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации подписанные договоры с использованием факсимильной подписи, считаются не подписанными поскольку нарушают требования закона, и являются не заключенными по вине регионального оператора, в связи с чем стороны руководствуются нормами действующего законодательства, а не договором, а это уже является грубым нарушением со стороны регионального оператора, так как прописанные в нем все существенные условия считаются недействительными, на которые он не имеет право ссылаться.

Отсутствие мест контейнерных площадок или мест накопления для складирования ТКО, отсутствие надлежащим образом утвержденного графика вывоза ТКО крайне не удобно для жителей сельской местности, так как приходиться выставлять собственные отходы вблизи своего домовладения, где бродячие собаки, кошки, разрывают его и тогда весь мусор разлетается по улице, а это уже нарушение закона об охране окружающей среды.

В свою очередь постоянно находиться возле выставленных твердых коммунальных отходов до приезда спец. техники, крайне не удобно, поскольку неизвестно в какое время проедет, а можно и вообще автотранспорт пропустить, если позже выставить собственные отходы, то придется ждать до следующей недели.

Указывает, что более того стоял вопрос к административному ответчику на установление правомерности периодичности и времени вывоза ТКО, так как в соответствии с п. 25 Постановления Правительства №1156, а также типовой формы договора по которой региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению ТКО, это является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Это обусловлено тем, что указанные региональным оператором, периодичность вывоза ТКО, (которые размещены на их сайте), нарушают требования Постановления Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354, а также действующие санитарные нормы и правила.

Так в п.17 приложения №1 постановления Правительства №354 указано, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления должно проводиться: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже); не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Между тем региональный оператор на территории сельской местности осуществляет вывоз ТКО только один раз в неделю, при этом неважно какое это время года (холодное или теплое). Данными действиями региональный оператор нарушает, в том числе и требования пункта 2.12 СанПиН 2.1.7,3550-19, который содержит аналогичные требования.

В п. 4.1. пн. 3 раздела 4 территориальной схемы указано, что вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по маршрутным графикам, которые необходимо согласовывать с органами Роспотребнадзора.

В п.1.8. СанПиН 42-128-4690-88 конкретно указано, что планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (пп. 1.2). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные, проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.п. 2.1.1).

Согласно имеющейся информации на сайте ООО «Эко-Сити» в разделе «Потребителям» графики сбора и вывоза ТКО, не утверждены - жилищным органом по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Таким образом, жители сельской местности у которых производится сбор ТКО один раз в неделю, должны вновь образованные отходы хранить до следующей недели и дышать ими, причиняя вред здоровью себе и совместно проживающим гражданам в том или ином домовладении, при этом производить оплату в полном объеме.

Административный ответчик указал в своем ответе, что график вывоза ТКО имеется на сайте ООО «Эко-Сити» и то что сбор ТКО в с. Николина Балка осуществляется один раз в неделю по средам. В тоже время соответствует ли размещенный график на сайте регионального оператора, нормам действующего законодательства административным ответчиком не установлено.

Более того административный ответчик исходил из того, что предусмотренная поименованными выше СанПиН 42-128-4690-88 и постановления Правительства №354 периодичность удаления ТКО относится исключительно к местам (площадкам) накопления ТКО.

Полагает, что график сбора ТКО, который имеется на сайте регионального оператора не проверен надлежащим образом административным ответчиком, так как нет информации о том кем утвержден график вывоза ТКО, также на основании каких норм закона устанавливалась периодичность вывоза ТКО (один раз в неделю).

В связи с чем считает, что административному ответчику необходимо было проверить и установить законность данного графика, поскольку имеются признаки его несоответствия нормам действующего законодательства.

Более того административному ответчику необходимо было также установить на основании каких норм закона ООО «Эко-Сити» осуществляет сбор ТКО в сельской местности один раз в неделю.

Также считает, что осуществлять сбор ТКО один раз в неделю, является недопустим и противоречивым.

Просит суд признать проведенную проверку с нарушением норм ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г., решение начальника отдела по контролю (надзору) - за содержанием, использованием и эксплуатации жилищного фонда А.П. Осинний незаконным, отменить, обязать управление государственной жилищной инспекции Ставропольского края провести повторную внеплановую проверку, по доводам изложенным в обращении, в котором обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение, по результатам внеплановой проверки предоставить в его адрес объективный и всесторонний ответ по существу поставленных вопросов.

Административный истец Козырев Н.А., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил. Представил письменные возражения, в которых просил суд в удовлетворении административного искового заявления Козырева Н.А. отказать. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.

Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает административное исковое заявление Козырева Н.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 22 января 2021 года административным истцом Козыревым Н.А. в Управление Ставропольского края – государственную жилищную инспекцию подано заявление о проведении проверки в области нарушения требований законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 19-26).

Из ответа начальника отдела по контролю (надзору) за содержанием, использованием и эксплуатацией жилищного фонда А.П. Осинний от 17.02.2021 года следует, что Козыревым Н.А. не представлены акты, подтверждающие предоставление коммунальной услуги ТКО ненадлежащего качества, следовательно, факт неоказания услуги не установлен (л.д. 16-18).

Административный истец Козырев Н.А. с ответом начальника отдела по контролю (надзору) за содержанием, использованием и эксплуатацией жилищного фонда А.П. Осинний не согласен, считает что проверка проведена не надлежащим образом, а также в нарушением Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами административного производства.

Административный истец обязан доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административный ответчик обязан доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По запросу суда из Управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции были истребованы копии обращений и ответов Козырева Н.А.

Из представленных материалов следует, что 10.09.2020 года административный истец Козырев Н.А. обращался к руководителю Управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции с заявлением о проведении внеплановой проверки в отношении подразделения ООО «Эко-Сити», расположенного в Петровском районе по адресу: г. Светлоград, ул. Калинина, <номер обезличен>, по факту требования оплаты за вывоз ТКО в сельской местности, в частности с жилого дома расположенного по ул. Мира <номер обезличен> с. Николина Балка в размере 3360 рублей (л.д. 52-57).

Согласно ответу Управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции от 28.09.2020 года № 02-06/7432, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», введены ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок государственными органами контроля (надзора) в 2020 году. В связи с чем, проведение внеплановой проверки по вопросу предоставления Козыреву Н.А. коммунальной услуги по обращению с ТКО, не представляется возможным.

Согласно пункту 10 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила №1156), установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 и письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.01.2019 №12-47/928, необходимая валовая выручка регионального оператора в том числе включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования. Вместе с тем законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО. Таким образом, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и осуществляют ведение реестра мест накопления ТКО. На основании вышеизложенного обязанность организации мест накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления или собственниках земельного участка, на котором образуются ТКО.

Одновременно сообщили, что в соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ от 03.04.2018 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Согласно пункту 148(49) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом 10 Правил № 354. Таким образом, факт некачественного предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, может подтверждаться актами, составленными в порядке раздела 10 Правил № 354. истцом не представлены акты, подтверждающие предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, следовательно, факт неоказания услуги не установлен.

В соответствии с возложенными полномочиями управление не устанавливает причинно-следственную связь свершившихся ранее фактов нарушений, и не проводит следственные мероприятия по выявлению лиц, допустивших нарушения.

При наличии информации, подтверждающей факт подлога или фальсификации документов ООО «Эко-сити» рекомендовали обратиться в Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю (л.д. 74-76).

Также административным истцом Козыревым Н.А. 21.01.2021 года было подано в Управление Ставропольского края – государственной жилищной инспекции повторное заявление о проведении проверки в области нарушения требований законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 66-73).

Согласно ответу начальника отдела по контролю (надзору) за содержанием, использованием и эксплуатацией жилищного фонда А.П. Осинний от 17.02.2021 года № 02-05/1087, согласно пункту 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от. 12.11.2016 № 1156 и Соглашению от 02.06.2017 г. об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному по итогам конкурсного отбора, между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью «Эко-Сити» (далее - ООО «Эко-Сити»), ООО «Эко-Сити» приступило к оказанию услуги по обращению с ТКО на всей территории своей деятельности с 01.01.2018 г.

В соответствии с пунктом 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в срок указанный в Правилах, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения информации ООО «Эко-Сити» на своем официальном сайте https://ecocity26.ru/, согласно части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Таким образом, региональный оператор осуществляет вывоз ТКО по всей зоне действия с 01.01.2018 г. на основании типового договора, независимо от наличия письменно заключенного договора. Собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 30 ЖК РФ).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий управлением установлено, что, вывоз ТКО по адресам: ул. Мира 1-47 (включительно д.31), с. Николина Балка, Петровского городского округа, в отсутствии письменно заключенного договора с региональным оператором, осуществляется на основании типового договора с периодичностью вывоза ТКО установленной графиком вывоза ТКО, размещенном на официальном сайте регионального оператора ООО «Эко-Сити» https://ecocity26.ru/grafiki/ (вывоз ТКО еженедельно, каждую среду, поуличный пакетированный сбор).

Нормы действующего законодательства Российской Федерации предусматривают вариативность способов складирования ТКО, а также прямо не устанавливают обязанности регионального оператора осуществлять вывоз ТКО от частных домовладений ежедневно, однако иная периодичность вывоза ТКО может быть установлена при заключении потребителем письменного договора об обращении с ТКО. Требования положений п. 2.2.1 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88», а также п. 17 Приложения №1 Правил №354, в части периодичности вывоза мусора согласно среднесуточной температуры воздуха, применяются в отношении мест (площадок) накопления ТКО и не распространяются на пакетированный сбор.

Применение региональным оператором поуличного пакетированного сбора ТКО (бестарный способ) в частном секторе, обусловлено уровнем оснащенности муниципальных образований Ставропольского края контейнерными площадками. Данная позиция, а также еженедельная периодичность вывоза ТКО при бестарном сборе, в случае отсутствия или нехватки мест накопления ТКО в муниципальном образовании, отражена в Постановлении Правительства Ставропольского края от 07.02.2021 № 36-п «О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. № 408-п».

Дополнительно до Козырева Н.А. было доведено, что факт неоказания или некачественного оказания услуги, устанавливается в соответствии с разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с разделом 5 «Порядок фиксации нарушений по договору» формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору (в том числе и типовому) на оказание услуг по обращению с ТКО, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором. В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Козыревым Н.А. не представлены акты, подтверждающие предоставление коммунальной услуги ТКО ненадлежащего качества, следовательно, факт неоказания услуги не установлен (л.д. 77-79).

Кроме того, административный истец в своем обращении указывал на неразглашение своих персональных данных. При проведении проверки у лица, в отношении которого проводится проверка истребуются все необходимые документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязанности и требований действующего жилищного законодательства, в том числе в отношении лиц, которые обращаются с жалобой.

Персональные данные - это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных - определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). К персональным данным могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество; пол, возраст; образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации; место жительства; семейное положение, наличие детей, родственные связи; факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.).

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ, ч.1 ст. 81 ТК РФ).

Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием, предусмотренная законом совокупность оснований для удовлетворения требований административного истца о признания действий (бездействий) административного ответчика незаконными в ходе рассмотрения дела не установлена.

Так как административным истцом Козыревым Н. А. в своем обращении, направленном в адрес управления были даны указания на неразглашение персональных данных (к каким относятся в том числе Ф.И.О., а также адрес проживания), управлению не представилось возможным провести в отношении регионального оператора внеплановую проверку по доводам обращения, для проведения которой от регионального оператора требовалось предоставление должностному лицу управления, проводимому проверку, всей необходимой документации, подтверждающей факт надлежащего исполнения обязанности по оказанию абоненту Козыреву Н.А. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Проведение управлением проверки не представилось возможным без предоставления региональному оператору персональных данных заявителя, в отношении распространения которых заявитель в утвердительной форме дал отказ.

Однако, должностным лицом управления, при рассмотрении обращений Козырева Н.А., с учетом заявления о неразглашении персональных данных, заявителю были даны подробные разъяснения со ссылкой на нормы действующего законодательства, в том числе как по факту неразглашения персональных данных, так и по способам сбора региональным оператором твердых коммунальных отходов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Управления СК - государственной жилищной инспекции приняты в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения административных требований Козырева Н.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Козырева Николая Александровича к Управлению Ставропольского края – государственной жилищной инспекции о признании проведенной проверки с нарушением норм ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г., об отмене решения начальника отдела по контролю (надзору) - за содержанием, использованием и эксплуатации жилищного фонда А.П. Осинний, об обязании управления государственной жилищной инспекции Ставропольского края провести повторную внеплановую проверку, по доводам изложенным в обращении, предоставлении в адрес Козырева Николая Александровича ответа по существу поставленных вопросов, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 июня 2021 года.

Судья О.В. Савина