ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2241/2022 от 18.04.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Бакшеевой В.А.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2, Внуковской таможне о признании решений незаконными, обязании произвести выпуск товаров,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что 28 февраля 2022 года при декларировании товаров, пересылаемых в адрес административного истца в международных почтовых отправлениях . В отношении этих товаров были вынесены решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, в связи с чем отказано в выпуске товаров.

Административный истец полагает данные решения незаконными, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из совокупности критериев, поименованных в названной норме. При этом количественные характеристики указанных критериев и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией. Вместе с тем, в его случае характер и количество товара и частота его перемещения через таможенную границу определены начальником таможенного поста.

Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, определяются Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования. Согласно приложению № 1 к названному решению для наличных денежных средств и (или) денежных инструментов нормы ввоза не зависят от стоимости и веса наличных денежных средств. Какие-либо количественные ограничения не установлены.

Пересылаемые в адрес ФИО1 в международных почтовых отправлениях монеты, в выпуске которых ему было отказано, являются монетами, находящимися в обращении в государстве, не являющемся членом Союза и не являются коллекционными монетами, каковыми их признал административный ответчик. Данные моменты приобретались административным истцом в интернет-магазине на сайте catalog.usmint.gov и являются монетами, находящимися в свободном обращении.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО1 просит признать незаконными и отменить решения начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2 № 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № 1ZA5983W0407237907 и обязать начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2 произвести выпуск товаров, пересылаемых в адрес ФИО1 в международных почтовых отправлениях . Также административный истец просил обязать начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) не чинить ему препятствия при ввозе товаров – наличных денежных средств на таможенную территорию Союза в международных почтовых отправлениях в пределах стоимостных, весовых и количественных норм, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии для наличных денежных средств.

ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Также пояснил, что он является коллекционером монет, имеет большую коллекцию, которую получил в наследство от дедушки и продолжает ее пополнять. Монеты, купленные им в интернет-магазине и пересылаемые в международных почтовых отправлениях, предназначались для пополнения коллекции. Вопреки возражениям представителя административного ответчика тот факт, что монеты приобретались им в большом количестве, не свидетельствует о том, что они не используются им для личных целей, а приобретались для перепродажи. Указанные монеты продаются не по одной штуке, а упаковками и мешочками, как правило, по нескольку штук или даже несколько десятков штук в одной упаковке (мешочке). Сведения об этом являются общедоступными и размещены на сайтах интернет-магазинов. Кроме того, коллекционные монеты каждого вида покупаются им по несколько упаковок для себя и для каждого члена семьи (супруги и двоих детей), чтобы у каждого члена семьи была своя часть коллекции, кроме того, таким образом повышается ценность и стоимость коллекции. Все приобретенные монеты находятся дома в его коллекции. В течение 2021 года он также несколько раз приобретал американские коллекционные монеты, все они также предназначались для пополнения коллекции, т.е. для использования в личных целях. Монеты, отправляемые ему в каждом международном отправлении из США, являются разными, они могут иметь одинаковое наименование, но при этом их выпускают разные монетные дворы (в разных штатах США) и они имеют разные изображения.

Представитель административного ответчика Внуковской таможни и административный ответчик начальник ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Представитель Внуковской таможни направил отзыв на административное исковое заявление. В котором просил в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ предусматривают, что обязанность доказывания обстоятельств, нарушения права, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.

В силу п.п. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС неотнесение товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 256 настоящего Кодекса является основанием для отказа таможенного органа в выпуске товаров.

Согласно пп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под товарами для личного пользования понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

П. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС предусмотрено, что отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

В п. 6 ст. 256 ТК ЕАЭС указаны товары, которые не относятся к товарам для личного пользования независимо от критериев, указанных в п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 5 ст. 256 ТК ЕАЭС количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией.

Из разъяснений, содержащихся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Товар "монеты" не входят в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам личного пользования, утвержденный в приложении N 6 решения Евразийский экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".

В судебном заседании установлено, что 28 февраля 2022 года на таможенном посту во Внуковской таможне административным истцом ФИО1 произведено декларирование товаров, пересылаемых международными почтовыми отправлениями .

Так, почтовое отправление , весом 1,76 кг содержало монеты 2022 года American Innovation $ 1 Coin, Rhode Island (Denver), 6 комплектов по 25 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 183-188).

Почтовое отправление UPS № , весом 1,74 кг содержало монеты 2022 года American Innovation $ 1 Coin, Rhode Island (Philadelphia), 6 комплектов по 25 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 189-194).

Почтовое отправление UPS № , весом 3,64 кг содержало монеты 2022 года American Innovation $ 1 Coin, Rhode Island (Denver), 4 комплекта по 100 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 195-200).

Почтовое отправление UPS № , весом 3,52 кг содержало монеты 2022 года Native American $ 1 Coin (Philadelphia), 12 комплектов по 25 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 201-207).

Почтовое отправление UPS № № , весом 2,3 кг содержало монеты 2022 года Native American $ 1 Coin, (Denver), 1 комплект - 250 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 208-213).

Почтовое отправление UPS № , весом 3,62 кг содержало монеты 2022 года American Innovation $ 1 Coin Rhode Island (Philadelphia), 4 комплекта по 100 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 214-221).

Почтовое отправление UPS № , весом 2,24 кг содержало монеты 2022 года Native American $ 1 Coin, (Denver), 1 комплект 250 штук, общей стоимостью <данные изъяты> (л.д. 222-227).

При этом в объяснениях, приложенных к каждой декларации, ФИО1 указал, что монеты ввозятся им для личного пользования, себе, жене и детям.

По результатам проведения таможенной проверки начальником ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково ФИО2 28 февраля 2022 года приняты решения о неотнесении вышеуказанных товаров к товарам для личного пользования:

В выпуске товара отказано на основании пп. 2, 3 п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС. Основанием для принятия данных решений послужили: характер товаров (идентичные коллекционные монеты), их количество, а также частота перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС (с 01 января 2021 года по дату вынесения решений в адрес получателя поступало не менее 20 товарных партий с однородными товарами, количество ввезенных монет – не менее 3000 шт.).

Из пояснений административного истца следует, что он является коллекционером монет, имеет большую коллекцию. Монеты США, купленные им в интернет-магазине и пересылаемые в международных почтовых отправлениях, предназначались для пополнения этой коллекции. Указанные монеты продаются не штучно, а упаковками и мешочками, как правило, по нескольку штук или даже несколько десятков штук в одной упаковке (мешочке). Сведения об этом являются общедоступными и размещены на сайтах интернет-магазинов. Кроме того, коллекционные монеты каждого вида покупаются им по несколько упаковок для себя и для каждого члена семьи (супруги и двоих детей), чтобы у каждого члена семьи была своя часть коллекции. Все приобретенные монеты находятся дома в его коллекции. В течение 2021 года он также несколько раз приобретал американские коллекционные монеты, все они также предназначались для пополнения коллекции, т.е. для использования в личных целях. Монеты, отправляемые ему в каждом международном отправлении из США, являются разными, они могут иметь одинаковое наименование, но при этом их выпускают разные монетные дворы (в разных штатах США) и они имеют разные изображения.

Также административным истцом на обозрение суда были представлены монеты, которые приобретались им в США, в том числе в 2021 году, а также монеты Российской Федерации.

Объяснения административного истца в части продажи монет США в интернет магазина подтверждаются общедоступными сведениями, содержащимися на сайте catalog.usmint.gov.

Исходя из содержания чт. 256 ТК ЕАЭС, вопрос принятия решения о неотнесении товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования, на основании критериев, приведенных в п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС, относится к компетенции таможенного органа.

Данное обстоятельство в то же время не исключает того, что решение об отнесении (неотнесении) товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования, не может быть произвольным, должно иметь под собой законные основания, в том числе при возникновении сомнений, на наличие которых ссылается суд апелляционной инстанции.

В качестве оснований для принятия решений о неотнесении товаров к товарам для личного пользования должностное лицо таможенного органа указало приведенные в подпунктах 2 и 3 пункта 4 статьи 256 ТК ЕАЭС количественный критерий и критерий частоты перемещения товаров через таможенную границу.

До настоящего времени четко установленных вышеуказанных критериев для коллекционных монет нормативно не установлено. В перечень товаров, которые не относятся к товарам для личного пользования, указанные товары не относятся.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что вопрос о неотнесении товаров к товарам для личного пользования являлся предметом субъективной оценки должностного лица таможенного органа, который всех мер для принятия законных и обоснованных решений не предпринял. Приходя к выводу, что документы, представленные при подаче таможенных деклараций, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения (в том числе в части отнесения товаров к товарам для личного пользования с учетом их количества и частоты перемещения), при наличии сомнений в достоверности содержания заявлений ФИО1 о том, что товары приобретены им для личных нужд, для принятия законного решения должностное лицо таможенного органа имело полномочия запросить у декларанта необходимые доказательства отнесения товаров к товарам для личного пользования. Сведений, что такие документы у ФИО1 запрашивались, материалы дела не содержат.

При этом таможенным органом не указано, как при принятии решения оценивалась (не оценивалась) однородность товара.

Согласно дефиниции понятия "товары для личного пользования", приведенной в пп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, под ними понимаются товары, предназначенные для различных нужд физического лица, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Обстоятельств, указывающих на использование товара ФИО1 в предпринимательской деятельности, для последующей реализации по более высокой цене и извлечения из этого дохода не представлено.

Таким образом, с учетом установленного факта неоднородности товара (различное наименование, разные выпускающие монетные дворы), того обстоятельства, что данные монеты реализуются интернет-магазинами не штучно, а комплектами, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых решений о неотнесении товаров к товарам для личного использования.

При этом тот факт, что в 2021 году в адрес ФИО1 поступало не менее 20 международных почтовых отправлений с монетами, с учетом вышеуказанных обстоятельств также не свидетельствует о том, что приобретенные им товары не относятся к товарам для личного использования.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 в части признания незаконными и отмене решений начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2 от 28 февраля 2022 года № и обязания указанного должностного лица произвести выпуск товаров, пересылаемых в адрес ФИО1 в международных почтовых отправлениях являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая требования административного истца об обязании начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) не чинить ему препятствия при ввозе товаров – наличных денежных средств на таможенную территорию Союза в международных почтовых отправлениях в пределах стоимостных, весовых и количественных норм, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии для наличных денежных средств, суд приходит к следующему.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Таким образом, названная норма предполагает судебную защиту нарушенного права в целях его восстановления, возможность возложения на государственный орган либо его должностное лицо обязанности совершать какие-либо действия либо не чинить препятствий в реализации прав на будущее время действующим законодательством не предусмотрена.

Поэтому указанное требование административного истца удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить: решения начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2 № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS № от 28 февраля 2022 года о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, пересылаемых в международном почтовом отправлении UPS №

Обязать начальника ОТО и ТК таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) ФИО2 произвести выпуск товаров, пересылаемых в адрес ФИО1 в международных почтовых отправлениях UPS № .

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 22 апреля 2022 года.

Судья Ю.В. Медная