УИД 48RS0001-01-2021-001928-29
Дело № 2а-2245/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Малюженко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения, возложении определенных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10.02.2021 года и возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта незавершенного строительства, в обосновании требований указав, что 23.10.2020 года административный истец обратилась через многофункциональный центр с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с приложением технического плана.
09.11.2020 г. административным истцом получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.02.2021 г. сроком до 09.02.2021 г., поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно: в техническом плане указан процент готовности объекта 18 %, при этом отсутствует расчет процента готовности объекта незавершенного строительства (в том числе удельный вес конструктивных элементов).
Приостановление кадастрового учета и государственной регистрации по причинам, указанным административным ответчиком, являлись незаконными.
В представленном на государственную регистрацию и кадастровый учет техническом плане имеется заключение кадастрового инженера, согласно которому в результате натурного обследования выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № находится объект незавершенного строительства площадью застройки 172,1 кв.м, процентом готовности 18 %; указать общую площадь и этажность объекта незавершенного строительства, являющегося зданием, строительство которого не завершено, невозможно до завершения строительства.
С учетом изложенных обстоятельств у административного ответчика не было правовых обоснований требовать от кадастрового инженера расчета процента готовности объекта незавершенного строительства, а равно приостанавливать государственную регистрацию и кадастровый учет по заявлению административного истца.
Неправомерность действий административного ответчика подтверждается также ответом ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» № 1949 от 18.12.2020 года.
Последний технический план, содержащий в себе расчет процента готовности строящегося объекта недвижимости в период приостановления государственной регистрации и кадастрового учета был подан через многофункциональный центр 03.02.2021 года, что подтверждается соответствующей описью, однако административный ответчик проигнорировал представленный административным истцом технический план и 10.02.2021 года уведомил об отказе в осуществлении государственной регистрации и кадастрового учета по заявлению истца по тем же основаниям, по которым было осуществлено приостановление государственной регистрации и кадастрового учета.
При таких обстоятельствах из-за незаконных действий административного ответчика нарушены права административного истца, а именно не произведена государственная регистрация и кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства, административному истцу причинены убытки в сумме расходов на оплату государственной пошлины за государственную регистрацию объекта в сумме 2 000 рублей, административный истец лишен возможности продлить договор аренды земельного участка с кадастровым номером № для целей завершения строительства индивидуального жилого дома.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии административного истца, ранее в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в обосновании указав, что решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности было вынесено в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Представленный первоначально технический план от 14.10.2020 г. не соответствовал Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования), а именно: в техническом плане указан процент готовности объекта - 18%, при этом отсутствовал расчет процента готовности объекта незавершенного строительства (в том числе удельный вес конструктивных элементов).
Впоследствии административным истцом был представлен новый технический план от 28.12.2020 г..
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, кадастровый инженер, определяя процент готовности объекта незавершенного строительства, самостоятельно подтверждает завершение работы по сооружению фундамента. При этом указывает данную информацию в разделе «Заключение кадастрового инженера», либо включает в состав приложения технического плана в формате PDF.
В связи с тем, что процент готовности объекта незавершенного строительства кадастровый инженер определяет самостоятельно, орган регистрации прав вправе запросить сведения об этом расчете, поскольку в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из вышеизложенного, при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственный кадастровый учет, государственный регистратор вправе истребовать сведения о наличии у недостроенного объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющегося недвижимой вещью, будет являться незаконным.
В данном случае в техническом плане от 28.12.2020 в разделе «Характеристики объекта недвижимости» указан процент готовности объекта - 12%, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» указан процент готовности - 18, при этом отсутствует расчет процента готовности объекта незавершенного строительства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из представленных административным истцом документов усматривается, что оспариваемый ответ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области был дан 10.02.2021 г., а исковое заявление поступило в суд в электронном виде 02.04.2021 г.
Таким образом, административным истцом соблюден срок, установленный положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для обращения с иском в суд.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что 02.02.2012 г. на основании постановления главы администрации Добровского муниципального района № 178 от 01.02.2012 года между администрацией Добровского муниципального района Липецкой области (арендодатель) и <данные изъяты> (арендатор) был заключен договор аренды № 857-82 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, для жилищного строительства, площадью 1000 кв.м., сроком до 29.12.2020 года.
На основании договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка находящегося в государственной собственности от 25.03.2015 года <данные изъяты> передало все права и обязанности ФИО1 на возмездной основе.
23.10.2020 года представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 обратился через многофункциональный центр с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект незавершенного строительства, площадью застройки 172,1 кв.м., расположенного в <адрес>
Вместе с заявлением был приложен технический план по состоянию на 14.10.2020 г., подготовленный кадастровым инженером ФИО8<данные изъяты>, который был подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости по состоянию на 14.10.2020 г., уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и т.д. В заключении кадастрового инженера указана степень готовности объекта – 18 %.
09.11.2020 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области подготовило уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до 09.02.2021 г на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации – Требованиям к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно пп.16 п. 43 Требований в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства в процентах.
Степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по одному из следующих правил:
В соответствии со сметой на строительство по формуле:
,
где:
Степень - степень готовности объекта незавершенного строительства (%);
Объем выполненных работ - стоимость фактически выполненных работ (руб.);
Стоимость строительства - стоимость строительства в соответствии со сметой на строительство объекта (руб.).
В соответствии с готовностью конструктивных элементов объекта по формуле:
,
где:
Степень - степень готовности объекта незавершенного строительства (%);
i - номер конструктивного элемента по порядку;
n - общее количество конструктивных элементов в объекте;
- значение удельного веса i-ого конструктивного элемента в объекте (%);
- доля построенной части i-ого конструктивного элемента (%).
Для объектов незавершенного строительства, представляющих собой здания, строительство которых не завершено, для расчета степени готовности в соответствии с готовностью конструктивных элементов используется следующий перечень конструктивных элементов: фундамент, стены и перегородки, перекрытия, крыша, полы, окна и двери, оборудование, прочие работы.
В данном случае в техническом плане указан процент готовности – 18 %, при этом отсутствует расчет процента готовности объекта незавершенного строительства (в том числе удельный вес конструктивных элементов).
Кроме того, указанные застройщиком в Уведомлении застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома отступы от границ земельного участка не соответствуют расположению ОНС на земельном участке при загрузке координат.
01.12.2020 г., 23.12.2020 г. и 30.12.2020 г. в уведомлениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области было указано о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до 09.02.2021 г на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации – Требованиям к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
При этом, как пояснил представитель административного ответчика в уведомлениях от 09.11.2020 г. и от 01.12.2020 г. регистратором была допущена описка в дате подготовки технического плана: указано «технический план от 19.04.2018 г.» вместо правильного «от 14.10.2020 г.».
03.02.2021 г. представитель административного истца по доверенности ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о принятии дополнительных документов к ранее поданному заявлению 23.10.2020 г., предоставив технический план по состоянию на 28.12.2020 г.
Представитель административного ответчика пояснил, что в описи документов, принятых для оказания государственной услуги от 03.02.2021 г. регистратором была допущена техническая описка в дате подготовки технического плана: указано «технический план от 25.11.2020 г.» вместо правильного «от 28.12.2020 г.».
05.02.2021 г. в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области было указано о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до 09.02.2021 г. по тем же основаниям, что и раньше в уведомлениях от 01.12.2020 г., 23.12.2020 г. и 30.12.2020 г.. Кроме того, было указано, что в техническом плане указан процент готовности уже 12 %, вместо 18 %.
10.02.2021 г. административным ответчиком в уведомлении было отказано представителю истца в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права объекта незавершенного строительства на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - в связи с не устранением в срок до 09.02.2021 г. указанных в уведомлениях причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Не согласившись с данным решением в форме уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, административный истец ФИО1 обратилась в суд с данным иском на основании ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 11 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости о степени готовности объекта незавершенного строительства в процентах.
В силу ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства прилагаются:
- декларация,
- уведомление застройщика о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства,
- уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке;
- технический план, требования к которому установлены ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ.
Так, в техническом плане указываются сведения об объекте незавершенного строительства необходимые для его государственного кадастрового учета, новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства.
Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации (составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости) и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) и являются его неотъемлемой частью (ч. 11.1).
Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.13).
Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953 утверждены формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
Так, согласно п. 20 Требований, в случае отсутствия разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, проектной документации на объект незавершенного строительства сведения о таком объекте недвижимости, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и степени его готовности, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений, декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
Согласно пп. 16 п. 43 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства в процентах.
Степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по одному из следующих правил:
- в соответствии со сметой на строительство;
- в соответствии с готовностью конструктивных элементов объекта
по определенным формулам.
Для объектов незавершенного строительства, представляющих собой здания, строительство которых не завершено, для расчета степени готовности в соответствии с готовностью конструктивных элементов используется следующий перечень конструктивных элементов: фундамент, стены и перегородки, перекрытия, крыша, полы, окна и двери, оборудование, прочие работы.
Как усматривается из представленных к заявлению от 23.10.2020 г. двух технических планов по состоянию на 14.10.2020 г. и на 28.12.2020 г. в разделе «Характеристики объекта незавершенного строительства» указаны разные показатели степени готовности объекта – 18 % и 12 %. При этом в последнем техническом плане, несмотря на то, что степень готовности стоит 12 %, в заключении кадастрового инженера указана степень готовности объекта – 18 %, которая осуществлялась в соответствии с готовностью конструктивных элементов.
Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве специалиста технический директор <данные изъяты>ФИО6, при подготовке технического плана сметы на строительства не было, степень готовности объекта определялась инженером в соответствии с готовностью конструктивных элементов. При подготовке технического плана кадастровый инженер выезжал на место для осмотра. Инженер ФИО5, который подготавливал технический план, при определении степени готовности объекта в 18 %, рассчитывал ее по неизвестной таблице, которая существовала в БТИ. Показатель в 12 % готовности был рассчитан на основании Сборника № 18 таблица № 8А. Однако, показатели, указанные в разделах «Характеристики объекта незавершенного строительства» и в «Заключение кадастрового инженера» должны быть равными.
Кроме того, как следует из анализа вышеприведенных норм, содержащихся как в ст. 24 Федерального закона № 218, так и в Приказе Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953, указано, что технический план объекта незавершенного индивидуального жилищного строительства подготавливается на основании декларации, в которой степень готовности указана в 18%.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2017 г. N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который в п. 215 говорит о том, что правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются (п. 216):
- соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
- соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
- наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности (п.218):
2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим;
3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.
Таким образом, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов.
Под формой юридического документа понимается внешняя объективазация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящие перед лицом, принимающим юридический документ, цели.
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта незавершенного строительства послужило несоответствие предоставленного истцом технического плана от 28.12.2020 г. требованиям, предъявляемым к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, не устранение данных нарушений привело к оспариванию решения об отказе в удовлетворении заявления истца от 23.10.2020 г.
На основании вышеизложенного, с учетом всех вышеприведенных норм права и представленных доказательств, суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком оспариваемого решения/уведомления от 10.02.2021 г., поскольку решение принималось на основании проведенной регистратором правовой экспертизы представленных к заявлению документов, в том числе технического плана, в содержании которого при определении степени готовности объекта незавершенного строительства, которая является основными сведениями об объекте недвижимости, вносимыми в кадастр недвижимости, имелись неоговоренные кадастровым инженером противоречия. Предоставленный истцом ответчику расчет процента готовности по конструктивным элементам не содержит всех необходимых показателей, при применении которых по определенной в законе формуле регистратору можно было проверить процент готовности объекта.
Ответ Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» от 18.12.2020 года не может повлиять на выводы суда, поскольку как выше было указано, в техническом плане имелись расхождения в показателях степени готовности, которые не были оговорены кадастровым инженером в своем заключении, для проверки которых и истребовались регистратором сведения.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения в форме уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10.02.2021 г. с возложением обязанности произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Малюженко
Мотивированное решение принято 05.05.2021 г.