ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2245/2022 от 27.07.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,

с участием административного истца Дадашова Э.С.О., его представителя адвоката Мымрина А.В., представившего удостоверение и ордер от 27 июля 2022 года,

представителя административного ответчика Козловой Т.Н., действующей на основании доверенности от 10.03.2022 года,

при секретаре Гордеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дадашова Э. Саид оглы к администрации г. Ачинска о признании незаконным решения комиссии об отказе в размещении нестационарного торгового объекта,

У С Т А Н О В И Л:

Дадашов Э.С.О. обратился в суд с административным иском к администрации г. Ачинска о признании незаконным решение об отказе на размещение нестационарного торгового объекта, мотивируя требования тем, что он имеет статус самозанятого лица. Его доход является единственным средством существования его семьи. Дети, хотя и совершеннолетние, являются инвалидами. На основании протокола от 14 апреля 2022 года заседания постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории г. Ачинска, ему отказано в размещении павильона (услуги общественного питания) площадью кв.м. по адресу: , в связи с тем, что объект находится в охранной хоне инженерных сетей или на инженерных сетях. Между тем, указанный павильон размещен по данному адресу с 2015 года. Последний раз разрешение на его размещение выдавалось ему 22.12.2021 на основании протокола той же постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) от 22.12.2021 , а также на основании дополнительного соглашения -РО от 10.01.2022 к договору о размещении нестационарного торгового объекта -РО от 09.01.2017. Срок действия договора был продлен до 21.04.2022. 15.03.2022 он подал заинтересованному лицу заявление о продлении договора о размещении павильона. Однако, в продлении было отказано путем вручения ему уведомления со ссылками на вышеназванный протокол от 14.04.2022 заседания постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории г. Ачинска. Считает, что в сложившейся экономической ситуации действия ответчика являются неправомерными, незаконными и асоциальными. Указанные действия нарушают его права и законные интересы как самозанятого лица, лишают его и его семью средств к существованию. Длительное время администрации города Ачинска ничто не мешало предоставлять бывшему собственнику, а потом и ему на возмездной основе земельный участок. То есть на момент принятия оспариваемого им решения ничего не изменилось, павильон продолжает стоять на том же месте. Получается, что до 14 апреля 2022 года это было правомерно, а с указанной даты уже нет. Кроме того, павильон это временное сооружение, нестационарный объект, поэтому, на случае каких- либо работ в районе инженерных сетей, его возможно временно переместить на необходимое расстояние. Просит признать незаконным и отменить решение постоянной комиссии администрации города Ачинска по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории и г. Ачинска от 24 апреля 2022 года об отказе ему в размещении павильона (услуги общественного питания) площадью кв.м. по адресу: (л.д. 4-6).

Определением суда от 03 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» и общество с ограниченной ответственностью «Мекад»( л.д. 47).

Определением суда от 01 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КУМИ администрации г. Ачинска Красноярского края (л.д. 59).

В судебном заседании административный истец и его представитель адвокат Мымрин А.В. поддержали административные исковые требования в полном объеме. Представитель административного истца адвокат Мымрин А.В. дополнил, что действия администрации города Ачинска ставит истца и его семью в крайне бедственное положение. В павильон вложены все деньги семьи, демонтаж павильона понесет дополнительные большие расходы, семья окажется в крайне бедственном положении. Основанием для отказа явилось не нахождение павильона на инженерных сетях, а программа по благоустройству, которая не является серьезным основанием ущемлять права административного истца.

Представитель администрации города Ачинск Козлова Т.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что отказ на размещение нестационарного торгового объекта выдан законно. Размещение объекта должно отвечать требованиям законодательства. Нестационарные торговые объекты не могут размещаться на инженерных сетях, а в данном случае, спорный объект расположен на инженерных сетях. Также поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что согласно ситуационному плату земельного участка с местоположением: , с нанесенными на него представителями ресурсоснабжающих организаций сетями и охранными зонами, спорный нестационарный объект истца размещен в охранной зоне инженерных сетей трубопроводов ХВС, обслуживаемых ООО «Теплосеть». Учитывая полученные по запросу комиссии данные, решением комиссии, оформленным протоколом от 14 апреля 2022 года , Дадашову Э.С.О. отказано в размещении павильона (услуги общественного питания) площадью кв.м. по адресу: , в связи с тем, что предполагаемое место размещения нестационарного объекта находится в охранной зоне инженерных сетей или на инженерных сетях. Договор о размещении нестационарного объекта от 09 января 2017 года -РО прекратил своё действие 22.04.2022, в связи с чем, КУМИ администрации г. Ачинска предъявлен иск к Дадашову Э.С.О. о демонтаже указанного нестационарного объекта. Постановлением администрации г. Ачинска от 06.04.2015 -п утверждены Перечень и Схема размещения нестационарных объектов на территории г. Ачинска. Постановлением администрации г. Ачинска от 28.08.2019 -п внесены изменения в Постановление администрации г. Ачинска от 06.04.2014 –п, перечень нестационарных объектов дополнен строкой 209, содержащей информацию о нестационарном объекте истца. Постановлением администрации г. Ачинска от 21.02.2022 -п внесены изменения в Постановление администрации г. Ачинска от 06.04.2015 –п, из Перечня нестационарных объектов исключена строка 209, содержащая информацию о нестационарном объекте истца. Оспариваемое решение административного ответчика принято с соблюдением порядка их принятия, в соответствии с утвержденными регламентами и положениями( л.д. 30-31).

Представители заинтересованных лиц ООО «Теплосеть», ООО «Мекад», КУМИ администрации г. Ачинска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 67), в судебное заседание не явились. Представителем ООО «Теплосеть» направлен отзыв на иск, в котором указано, что спорный торговый объект, принадлежащий Дадашову Э.С.О. расположен в охранной зоне инженерных сетей в нарушение требований СП 124.13330.2012 «Тепловые сети», Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 , типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 , СП 42.13330.2016 «Градостростроительство планировка и застройка городских и сельских поселений», существующее размещение объекта негативно влияет на обслуживание инженерных сетей, что ставит под угрозу эксплуатацию сетей и прохождение отопительного сезона (л.д. 62 оборот).

Выслушав административного истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования Дадашова Э.С.О., не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение НТО на указанных выше земельных участках осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно «Порядку и условий размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - размещение объектов) осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков (далее - уполномоченный орган).Разрешение выдается на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта.

Как установлено по делу, на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) 09 января 2017 года заключенного между КУМИ администрации г. Ачинска и Гасановым Р.А.О., последнему предоставлено право на размещение торгового павильона площадью кв.м., по адресу: . Место размещения нестационарного объекта определено в соответствии с ситуационным планом размещения нестационарного объекта (приложение ). Срок действия указанного договора по 16 ноября 2017 года (л.д. 56, 56 оборот).

Постановлением администрации г. Ачинска от 28 августа 2019 года -п внесены изменения в приложение к Постановлению Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. -п «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска», в раздел «нестационарные торговые объекты» дополнены строки, в том числе строка 209 (о павильоне Дадашова Э.С.О.., как субъекта малого или среднего предпринимательства), расположенном по адресу: , как сооружение, площадью кв.м. (л.д.44-45).

23 декабря 2020 года торговый павильон, площадью кв.м. приобретен у Гасанова Р.А.О. истцом Дадашовым Э.С.О.( л.д. 55).

В дальнейшем Дадашову Э.С.О. выдавались разрешения на размещения нестационарного торгового объекта (павильона), заключались дополнительные соглашения.

В том числе, 22 декабря 2021 года выдано разрешение на размещение нестационарного торгового объекта сроком по 21 апреля 2022 года( л.д. 11), а 10 января 2022 года заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия договора с 22 января 2022 года по 21 апреля 2022 года (л.д. 10).

В соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории муниципального образования город Ачинск", утвержденного Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 01.11.2017 N 346-п, основаниями для отказа во включении НТО в схемы являются: размещение НТО в охранных зонах инженерных коммуникаций, если его размещение в границах таких зон с учетом требований действующего законодательства невозможно;

В соответствии с решениями комиссии Администрацией г. Ачинска Постановлением Администрации г. Ачинска от 21.02.2022 г. -п внесены изменения в Постановление Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. -п, в приложении к Постановлению «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска», в разделе «нестационарные торговые объекты» удалены строки, в том числе строка 209 о размещении павильона истца (л.д.44).

Между тем, 15 марта 2022 года Дадашовым Э.С.О. подано заявление о размещении (продлении срока размещения) спорного нестационарного торгового объекта (л.д. 9).

14 апреля 2022 года комиссией по размещению нестационарных объектов на территории г. Ачинска рассмотрено заявление Дадашова Э.С.О. о размещении нестационарного торгового объекта, единогласно принято решение об отказе в размещении павильона, площадью кв.м., по адресу: (продление срока действия разрешения), в связи тем, что объект находится в охранной зоне инженерных сетей или на инженерных сетях (л.д.34-36).

Административному истцу направлено уведомление об отказе в удовлетворении заявления о об отказе в продлении договора о размещении спорного объекта (л.д. 7).

Проверяя доводы административного истца о незаконности принятого комиссией администрации г. Ачинска решения, суд исходит из следующего.

Постановлением администрации г. Ачинска от 24.04.2015 -п (в ред. 21.02.2022) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Ачинск» (л.д. 77-84).

Пунктами 1.6. и 1.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Ачинск» предусмотрено наименование муниципальной услуги: подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования город Ачинск. Муниципальная услуга предоставляется постоянной комиссией по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города Ачинска.

В соответствии с п. 3.1.1. Административного регламента юридические и физические лица обязаны осуществлять размещение нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города в строгом соответствии с правовым актом органа местного самоуправления, проектом нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта), согласованным с консультантом - главным архитектором города и муниципальным инспектором и исключительно в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории города Ачинска.

Размещение и эксплуатация нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) осуществляется на основании действующего решения Комиссии о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) при наличии договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта). По истечении срока действия договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) владелец нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) обязан его демонтировать (п.п.3.1.15, 3.1.16).

Пунктом 1.4.6. Административного регламента предусмотрено, что комиссия – это постоянная комиссия по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории г. Ачинска, утверждаемая постановлением администрации города и осуществляющая в соответствии с установленным Регламентом деятельность по рассмотрению вопросов о размещении нестационарных объектов на территории города Ачинска. Численность и персональный состав комиссии определяется Главой администрации города.

Положение о работе постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска утверждено Постановлением Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. -п (47-48).

В силу п. 3.1.9 Административного регламента, при эксплуатации нестационарных торговых объектов должно обеспечиваться соблюдение законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, общественного питания, санитарных норм и правил, противопожарных, экологических правил, правил благоустройства территории, а также соблюдение условий труда и правил личной гигиены работников.

В п. 2.7 указанного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (исполнения муниципальной услуги), в том числе, если место размещения нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) находится в охранной зоне инженерных сетей или на инженерных сетях; несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) противопожарным нормам и правилам.

Кроме того, ГОСТ Р 54608-2011. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденный Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст установлен запрет на размещение объектов мелкорозничной торговли, к которым относятся нестационарные торговые объекты, в охранной зоне инженерных сетей (п. п. 4.1., 6.2.).

В своде правил СП 42.133330.2016 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*", утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года N 820, закреплен размер ремонтно-охранных зон водопровода и канализации, необходимых для эксплуатации и безопасной работы данных инженерных коммуникаций. Согласно таблице 15 пункта 12.35, расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до фундаментов зданий и сооружений составляет: для водопровода и напорной канализации - 5 метров.

Согласно ситуационных планов с расположением инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, расположенных на прилегающих территориях у Зверева г. Ачинска, направленных ООО «Теплосеть» в адрес администрации г. Ачинска 21 октября 2021 года (л.д. 38-41, 57) следует, что спорный павильон, принадлежащий Дадашову Э.С.О., находится фактически на инженерных сетях водоснабжения и водоотведения ООО «Теплосеть». При этом фактическое местоположение спорного нестационарного торгового объекта на инженерных сетях не оспорено административным истцом.

При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления, исходя из установленных при рассмотрении обращений Дадашова Э.С.О. нарушений при размещении объекта, обоснованно отказал ему в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, данные решения приняты уполномоченным органом в установленном порядке с соблюдением процедуры принятия данных решений.

Размещение спорного нестационарного объекта на инженерных сетях является недопустимым.

Более того, в материалы дела представлен протокол встречи с административным истцом представителя администрации г. Ачинска, в ходе которого еще 04 мая 2021 года были разъяснено Дадашову Э.С.О. о том, что спорный павильон располагается с нарушением требований действующего законодательства РФ. Собственнику предложены альтернативные места для размещения нестационарного торгового объекта вблизи ранее занимаемого. Дадашов Э.С.О. отказался от предложенного альтернативного места, мотивируя свой отказ тем, что спорный нестационарный торговый объект располагается в указанном месте длительное время, отсутствуют денежные средства для его переноса, конструктивные особенности павильона не позволит это сделать. В свою очередь, представителем администрации города Ачинска было предложено оказать содействие в переносе объекта, однако Дадашов Э.С.О. от предложенной помощи отказался (л.д. 37).

Таким образом, доводы Дадашова Э.С.О. о возможности переноса объекта для обслуживания инженерных сетей противоречит его же пояснениями о невозможности переноса без разрушения из-за конструктивных особенностей спорного нестационарного торгового объекта, что свидетельствует о нежелании административного истца принять меры к устранению нарушений действующего законодательства.

Доводы административного истца и его представителя о том, что Правительство РФ в своём Постановлении от 12 марта 2022 года «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» установило особенности разрешительного режима для отдельных сфер деятельности (строительства, туризма, торговли, транспорта и др.), в том числе продления сроков договоров аренды на размещение нестационарных торговых объектов, которые закончились или закончатся с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2026 г. а также о том, что ранее павильон находился на том же места, несмотря на нарушение, указанное администрацией, не могут служить основаниями для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный торговый павильон размещен с нарушением требований действующего законодательства, что было выявлено администрацией лишь в 2021 году.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, у суда отсутствуют основания для признания незаконными оспариваемых решений органа администрации г. Ачинска, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требованиях Дадашова Э.С.О. о признании незаконными решений комиссии от 14 апреля 2022 года, об отказе в размещении нестационарного торгового объекта отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дадашова Э. Саид оглы к администрации города Ачинска о признании незаконным и отмене решения заседания постоянной комиссии администрации города Ачинска об отказе в размещении нестационарного объекта от 14 апреля 2022 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Т.Ю. Корявина.

Мотивированное решение составлено 10 августа 2022 года.