Дело №2а-2246/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2016 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Олифер А.Г.
с участием прокурора Накцевой И.С.,
при секретаре Максимовой О.Ю.,
рассмотрев в судебном разбирательстве административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ЮВ» к Администрации города Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска об оспаривании нормативного акта в части,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ЮВ» (далее также - Общество) обратилось с административным иском к Администрации города Смоленска (далее также – Администрация), указывая, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с КН <данные изъяты> общей площадью 1 156 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «под многоквартирный жилой дом», сформированный и поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось с заявлением в Администрацию о согласовании генерального плана и паспорта цветового решения фасада объекта «трехэтажный 24-х квартирный жилой дом», планируемого к строительству на данном земельном участке. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в согласовании генерального плана и паспорта отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в границах разработанных и установленных красных линий проектируемой магистрали, т.е. территории общего пользования. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией принято постановление №-адм об утверждении проекта планировки и межевания застроенных территорий в г.Смоленске в границах Энергетического проезда – улицы Колхозной, которым были установлены красные линии планируемых к строительству объектов общего пользования, в том числе и части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку, принадлежащему Обществу. Полагая, что данным постановлением в части установления границ красных линий проектируемой территории общего пользования по земельному участку истца, образованному до принятия оспариваемого постановления и предназначенному для планируемого возведения трехэтажного жилого дома с последующим получением прибыли, нарушаются его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, ограничиваемой в связи с невозможностью использования данного участка по назначению, указывая, в частности на нарушение порядка утверждения данного постановления, поскольку публичные слушания по проекту межевания и планировки проведены в отсутствие представителей истца, не извещавшегося об их организации, истец просил суд признать незаконным и недействующим постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№-адм об утверждении проекта планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах Энергетического проезда – улицы Колхозной в части установления границ красных линий по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска (л.д.126-127).
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Бином» (л.д. 143).
Представитель истца - ООО «ЮВ» - Е. в судебном заседании требования иска поддержал по приведенным в нем доводам.
Представитель ответчиков - Администрации города Смоленска и Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска – А. в судебном заседании требования иска не признала, сославшись на соблюдение порядка проведения публичных слушаний по обсуждению оспариваемого в части проекта планировки и межевания, указав одновременно на приоритет публичных интересов, преследуемых оспариваемым нормативным актом над интересами отдельно взятого лица, дополнительно указав на пропуск истцом срока обращения в суд с данными требованиями, исчисляемого со дня официального опубликования оспариваемого нормативного акта.
Представитель заинтересованного лица – ООО «БИНОМ» - Г. в судебном заседании пояснил, что разработкой оспариваемого в части проекта планировки и межевания застроенных территорий г.Смоленска занималось Общество; проект планировки подразумевает собой уточнение линий регулирования, отображенных в генеральном плане; разночтения в генеральном плане и правилах землепользования и застройки в указании прохождения границ красных линий, не пересекая границ земельного участка истца, по сравнению с оспариваемым проектом планировки и межевания, согласно которому границы проектируемой территории общего пользования пересекают границы принадлежащего истцу земельного участка, объяснил тем обстоятельством, что по существу генеральный план, как и правила землепользования и застройки носят концептуальный характер и требований к координированию границ градостроительной инфраструктуры в данных документах нормативно не установлено, в то время как именно проект межевания и планировки имеет целью детализацию и координирование элементов планировочной инфраструктуры. По этой причине при разработке оспариваемого проекта в процессе определения координат произошло наложение границ красных линий проектируемого продолжения улицы 25 сентября, призванной разгрузить транспортные потоки по ул.Кирова г.Смоленска, на границы земельного участка истца при том, что в расчет проекта принята минимально необходимая по сравнению с генпланом ширина проезжей улицы.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что несмотря на соблюдение органом местного самоуправления процедуры утверждения оспариваемого нормативного акта, утвержденным проектом межевания и планировки затрагивается право собственности истца на земельный участок, поскольку ни оспариваемым нормативным актом, ни генеральным планом г.Смоленска ни иными муниципальными правовыми актами в настоящее время не предполагается реализации конкретных мероприятий по строительству автомобильной дороги, а, следовательно, отсутствуют основания полагать, что ограничение права истца обусловлено реальными мероприятиями, нацеленными на достижение того общественного блага, которое превалирует над частным интересом истца, в связи с чем требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению; исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «ЮВ» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с КН <данные изъяты> общей площадью 1 156 кв.м., расположенный по адресу: г.Смоленск, <адрес> с разрешенным использованием «под многоквартирный жилой дом», сформированный и поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15, 16-18, 86,).
ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось в Администрацию г.Смоленска с заявлением о согласовании генерального плана и паспорта цветового решения фасадов по объекту «трехэтажный 24-х квартирный жилой дом», предполагая на земельном участке начало строительства (л.д. 25).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управления архитектуры и градостроительства Администрации в согласовании генерального плана и паспорта цветового решения фасадов Обществу отказано со ссылкой на утвержденный постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№-адм Проект планировки и межевания застроенных территорий в г.Смоленске в границах Энергетического проезда – улицы Колхозной, согласно которому принадлежащий истцу земельный участок попадает в границы разработанных и установленных данной градостроительной документацией красных линий проектируемой магистрали районного значения – продолжение улицы 25 Сентября (л.д. 26).
Действительно постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№-адм, принятым с учетом результатов публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленска в границах Энергетического проезда – улицы Колхозной (далее – Проект) (л.д.29-30, 31-66).
Указанным Проектом, в частности, предусмотрено как реализация основных положений Генерального плана города продолжение улицы 25 Сентября как магистральной улицы районного значения регулируемого движения с проектированием велодорожек и организацией троллейбусного движения в целях улучшения транспортного обслуживания населения. Ширина проектируемой улицы 25 Сентября в границах красных линий переменная, в среднем составляющая 70 метров.
Из представленного представителем ООО «БИНОМ» в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, чертежа Проекта, а также по сведениям ИСОГД Администрации (л.д.142) усматривается пересечение границами красных линий проектируемого продолжения улицы 25 Сентября границ принадлежащего истцу земельного участка с КН <данные изъяты>.
Указанное постановление в части установления утвержденным им проектом планировки и межевания застроенных территорий границ красных линий, пересекающих участок истца, и является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
В соответствии с положениями статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Обеспечение подготовки документации по планировке территории и ее утверждение в силу ч. ч. 1, 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, установлены ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 6). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (п. 10). Решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку принимает глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний (п. 13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п. 14).
Согласно пункту 6 Решения Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска» проекты планировки территорий в г. Смоленске и проекты межевания территорий в Смоленске, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа местного самоуправления г. Смоленска, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Администрации города г.Смоленска. Администрация города Смоленска принимает постановление об утверждении документации по планировке территории в г. Смоленске с учетом результатов публичных слушаний.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и межевания регламентирован Решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске» (далее – Порядок).
Согласно разделу 4.1.3 Порядка слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории, назначаются Главой города Смоленска и проводятся Администрацией города Смоленска. Постановление Главы города Смоленска о назначении слушаний издается в течение 10 дней со дня получения от Администрации города Смоленска проекта планировки территории, проекта межевания территории. Проект планировки территории, проектом межевания территории подлежит официальному опубликованию одновременно с постановлением Главы города Смоленска о назначении слушаний и размещению на официальном сайте Смоленского городского Совета и Администрации города Смоленска в сети Интернет в течение 5 дней со дня издания Главой города Смоленска постановления о назначении слушаний. Слушания по проекту планировки территорий и проекту межевания территорий проводятся с участием жителей города Смоленска проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанных территориях, а также иных лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Участники слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в Администрацию города Смоленска свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол слушаний. По результатам слушаний Администрация города Смоленска готовит заключение о результатах слушаний, которое подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Администрации города Смоленска в сети Интернет в течение 10 дней со дня проведения слушаний. Срок проведения слушаний определяется в постановлении Главы города Смоленска о назначении слушаний и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев со дня опубликования проекта планировки территории, проекта межевания территории до дня опубликования заключения о результатах слушаний. Подготовленная документация по проекту планировки территории и проекту межевания территории, протокол слушаний с обязательным приложением заключения о результатах проведения слушаний в течение 15 дней со дня проведения слушаний направляются Главе администрации города Смоленска. Глава администрации города Смоленска с учетом протокола слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах слушаний принимает одно из следующих решений: - об утверждении документации по планировке территории; - об отклонении документации по планировке территории и о направлении ее на доработку с учетом протокола слушаний и заключения об их результатах.
Согласно представленным стороной ответчика сведениям, постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ проведение публичных слушаний по проекту планировки и межевания застроенных территорий в г.Смоленске в границах Энергетического проезда- улицы Колхозной назначено на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость размещения указанного постановления одновременно с Проектом на официальном сайте Администрации.
Указанное постановление одновременно с картографическим материалом Проекта опубликовано в периодическом печатном издании «Смоленские городские известия» (л.д.93-95), определенным решением Смоленского Городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ официальным публикатором актов органов местного самоуправления города Смоленска (л.д.96-97).
Факт проведения публичных слушаний подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует отсутствие замечаний и участников слушаний относительно предложенного Проекта; 60-тью голосами участвующих решено Проект утвердить (л.д.98-101).
Заключение по результатам публичных слушаний по Проекту опубликовано в газете «Рабочий путь» за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102, 103).
Оспариваемое постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-адм об утверждении проекта планировки и межевания, принятое по результатам проведенных слушаний, опубликовано в официальном печатном издании органов местного самоуправления - газете «Смоленские городские известия» за ДД.ММ.ГГГГ№ одновременно с текстовой и картографической частями Проекта (л.д. 104-112).
Приведенные обстоятельства указывают, что возможность ознакомления заинтересованных лиц с вынесенным на публичное обсуждение проектом планировки и межевания, а также представления ими замечаний и предложений органом местного самоуправления была обеспечена.
Таким образом, вопреки доводам стороны истца порядок утверждения Проекта, включая организацию и проведение публичных слушаний, установленный ст.46 Градостроительного кодекса РФ, стороной ответчика соблюден, поскольку данным порядком не предусмотрено извещение заинтересованных лиц о предстоящих слушаниях иным, как посредством средств массовой информации, способом, а не участие представителей истца в слушаниях при условии соблюдения данного порядка, поводом полагать процедуру утверждения Проекта нарушенной не является.
Расхождений между утвержденным проектом планировки и межевания и Генеральным планом города Смоленска, а также Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в оспариваемой части установления границ красных линий суд также не находит, поскольку, по смыслу статей 18, 23 ГрК РФ генеральный план как документ, содержащий общие сведения о территориальном планировании поселения, имеет лишь концептуальное значение для дальнейших мероприятий по зонированию, планировке территорий и межеванию; в свою очередь, правила землепользования и застройки, по смыслу статьи 30 ГрК РФ, имеют целью лишь определение градостроительных регламентов для различных градостроительных зон. Точное координирование элементов градостроительного планирования в качестве требования для разработки данных документов градостроительным законодательством не предусмотрено и данные документы каталогов координат планируемых элементов инфраструктуры не содержат, в то время как проект планировки территории и межевания как документ, предназначенный для выделения элементов планировочной структуры, напротив, в силу части 6 статьи 41 ГрК РФ, предполагает при его подготовке обозначение указанных элементов с применением системы координат.
Этим и объясняется то обстоятельство, что в картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Смоленса (л.д. 135, 136, 141) границы красных линий проектируемого продолжения улицы 25 сентября не пересекают земельный участок истца, в то время как в карте проекта планировки и межевания такое наложение имеет место.
Оценивая доводы стороны истца о нарушении оспариваемым постановлением в части права на использование Обществом принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, предполагаемого к застройке многоквартирным домом, суд исходит из того обстоятельства, что утвержденный указанным постановлением проект планировки и межевания застроенных территорий г.Смоленска в границах Энергетического проезда – улицы Колхозной является реализацией Генерального плана города, Правил землепользования и застройки г.Смоленска, которыми на указанном участке предусмотрено размещение территории общего пользования, а, следовательно, установление красных линий в спорных границах обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.
При этом, проект планировки и межевания в оспариваемой части содержит необходимое обоснование установление границ красных линий, достаточное для вывода об общественной значимости проектируемого элемента планировочной структуры; в частности данным проектом предполагается снос индивидуальных жилых домов для строительства продолжения улицы 25 Сентября как реализации основных положений Генерального плана города, проектирования подземной стоянки на 186 мест около улицы Оршанская; проектом планируется собственно продолжение улицы 25 Сентября как магистральной улицы районного значения регулируемого значения; предполагается пустить троллейбусное движение; для обеспечения взаимосвязи инженерно-транспортных коммуникаций и геометрии застройки проектом предлагается реконструирование городских коммуникаций путем создания продольных подземных коллекторов для размещения инженерных сетей; проектом планировки квартала рекомендуется предусмотреть реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт существующих зданий, реконструировать системы инженерного оборудования и благоустройство территории.
Проектом предусмотрено снятие с регистрационного учета ряда земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 67:27:00200848:29, принадлежащего истцу, что указывает на открытый характер содержащихся в проекте сведений.
При этом, суд также исходит из того, что принадлежащий истцу земельный участок не застроен, а, следовательно, невозможность использования участка истцом по назначению в связи с утверждением Проекта существенного ущерба для него не влечет.
Отсутствие программ развития проектируемой территории с указанием конкретных сроков реализации отдельных мероприятий, в частности строительства продолжения улицы 25 Сентября, само по себе поводом для признания проекта в оспариваемой части незаконным и недействующим являться не может, учитывая объективную невозможность определения таких сроков на долгосрочную перспективу, исходя из особенностей бюджетного планирования.
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с ее фактическим использованием, поскольку такое планирование, предусматривая учет сложившегося землепользования, направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем.
Оспариваемое постановление Администрации принято в пределах полномочий указанного органа, введено в действие в соответствующем порядке и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает, поскольку, в частности, заявитель, несмотря на значительный срок обладания правом на земельный участок, к использованию его по назначению не приступил.
Кроме того, поскольку оспариваемым в части проектом планировки и межевания застроенных территорий г.Смоленска предусмотрено снятие ряда земельных участков, в том числе и принадлежащего истцу, с кадастрового учета, что, по существу, предполагает изъятие их в будущем для муниципальных нужд, истец не лишен в соответствии со ст.281 ГК РФ права на получение соответствующего возмещения в связи с таким изъятием.
С учетом приведенных обстоятельств оснований предполагать проект планировки и межевания в оспариваемой части не соответствующим требованиям действующего законодательства в области градостроительной деятельности и нарушающим права Общества в части использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка у суда не имеется.
Доводы представителя Администрации и Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения с настоящим иском суд находит несостоятельными, поскольку предметом иска является оспаривание не действий органа местного самоуправления, для которого статьей 218 КАС установлен трехмесячный срок, но нормативно-правовой акт, рассчитанных на неоднократное применение, касающийся прав и обязанностей неограниченного круга лиц, оспаривание которого в соответствии с частью 6 статьи 208 КАС допускается в течение всего срока действия указанного акта.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований административного иска общества с ограниченной ответственностью «ЮВ» о признании незаконным и недействующим постановления Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№-адм «Об утверждении проекта планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах Энергетического проезда – улицы Колхозной» в части установления границ красных линий по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска.
Председательствующий А.Г. Олифер
Решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2016 года.