ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2248/19 от 07.11.2019 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-2248/2019

УИД: 91RS0009-01-2019-003445-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.,

при помощнике судьи Ходаковской Ю.В.

с участием представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованные лица Муниципальное бюджетное учреждение «Порядок», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании недействительным постановления администрации г. Евпатории №1334-п от 12.07.2019г.,

УСТАНОВИЛ

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованные лица Муниципальное бюджетное учреждение «Порядок», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании недействительным постановления. Основания иска уточнил в судебном заседании.

Свои требования мотивирует тем, что 15.08.2019г. он по договору купли-продажи приобрел у ФИО3 аттракционы, полный перечень которых указан в договоре. На момент заключения данного договора аттракционы были расположены на земельном участке по адресу: РК, <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), с кадастровым номером , являющимся собственностью Республики Крым. 12.07.2019г. Администрацией г. Евпатории было принято постановление №1334-п «О демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), с кадастровым номером , являющимся собственностью Республики Крым».

Указывает, что данным постановлением административный ответчик постановил демонтировать нестационарные объекты – иные объекты движимого имущества в виде аттракционов, незаконно размещенных на земельном участке по адресу: РК, <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), в течение семи рабочих дней с даты вручения (получения) настоящего постановления, привести занимаемый незаконно размещенными нестационарными объектами земельный участок по указанному адресу в первоначальное состояние. На Отдел городского строительства Администрации города Евпатории возложено определить специализированную организацию, производящую демонтаж (снос), вывоз, разборку демонтированных (снесенных) нестационарных объектов и имущества, находящихся в них, а также организацию, осуществляющую хранение демонтированных (снесенных) объектов и имущества, находящихся внутри них. МУП «Порядок» определено специализированной организацией, непосредственно производящей демонтаж (снос), вывоз, разборку демонтируемых (сносимых) нестационарных объектов и имущества, находящегося в них.

Считает, что данное постановление принято незаконно, с превышением ответчиком своей компетенции и нарушает его законные права и интересы по следующим основаниям:

- администрация г. Евпатории перед принятием постановления не предпринимала мер по установлению собственника спорных аттракционов, в связи с чем направила копию данного постановления исключительно в адрес ООО «Парк развлечений», не являющегося их собственником, в его адрес постановление не направлялось;

- постановление принято с превышением компетенции ответчика, поскольку постановлением Совета министров РК от 25.11.2014г. № 465 «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства» на которое ссылается администрация в обоснование принятого постановления, регламентирован порядок рассмотрения вопросов об освобождении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а земельный участок по адресу: РК, <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), с кадастровым номером 90:18:010113:17, является собственностью Республики Крым ;

- п. 5 постановления администрации г. Евпатории от 07.05.2018г. № 947-п «О создании комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория РК, определении уполномоченного органа по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов и уполномоченного органа по демонтажу (сносу) нестационарных объектов»; заключение комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория РК от 10.07.2019г. № 7,- также не дают права администрации г. Евпатории на принятие оспариваемого постановления, в связи с тем что указанная комиссия не имеет полномочий на принятие решений по объектам расположенным на земельных участках относящихся к собственности Республики Крым;

- из положений Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 30.10.2017 № 1-65/1 следует, что юрисдикция Администрации г. Евпатории на принятие решений о демонтаже (сносе) НТО не распространяется на земельные участки, хоть и расположенные в границах муниципального образования городской округ Евпатория, но являющиеся государственной собственностью РК, что подтверждается Выпиской из реестра имущества Республики Крым от 21.04.2017г. № 15028/1.

Указывает, что Распоряжением Совета министров РК 05.02.2015г. № 69-р «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» Евпаторийский дендрологический парк был включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения. Распоряжением Совета министров РК 19.10.2015г. № 981-р создано Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым (ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым). Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года №187 "Об утверждении Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым "Евпаторийский дендрологический парк", Евпаторийский дендрологический парк приобрел статус дендрологического парка регионального значения. Дендропарк находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым. Обеспечение охраны территории Дендропарка, управление по использованию территории, проведение мероприятий по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории Дендропарка осуществляет Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым».

С целью приведения просительной части иска в соответствие с требованиями главы 22 КАС РФ, просит признать незаконным постановление Администрации г. Евпатории Республики Крым №1334-п от 12.07.2019г. «О демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), на земельном участке с кадастровым номером 90:18:010113:17, являющимся собственностью Республики Крым.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Пояснила, что право государственной собственности Республики Крым на земельный участок, зарегистрировано в установленном законом порядке и на момент принятия спорного постановления не было отменено. Считает, что данное обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку определяет пределы компетенции административного ответчика на принятие спорного постановления. Наличие судебного дела № А83-15150/2018 по иску Администрации города Евпатории Республики Крым к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права собственности муниципального образования городской округ Евпатория на земельный участок с кадастровым номером 90:18:010113:17, площадью 3 2171 кв.м., расположенный по адресу: <...>, которое не рассмотрено судом до настоящего времени, дополнительно подтверждает отсутствие права муниципальной собственности на указанный земельный участок. Ссылка административного ответчика на решение Арбитражного суда РК от 11.12.2018г. по делу № А83-5771/2017 по иску ГАУ «УООПТ» к ООО «Парк развлечений» о демонтаже (сносе) аттракционов «Камикадзе», «Цепочная карусель», «Горки» и «Автодром» не только не свидетельствует о законности спорного постановления, но и наоборот – подтверждает, что обращаться с какими-либо требованиями, направленными на освобождение спорного земельного участка, а также совершать действия, направленные на его освобождение, может исключительно орган или уполномоченное им предприятие – ГАУ «УООПТ», на которое возложена обязанность по управлению и обеспечению сохранности особо охраняемыми природными территориями, но не Администрация г. Евпатории. Указывает, что по этим же основаниям ранее Арбитражным судом РК были вынесены вступившие в законную силу решения от 07.08.2018г. по делу № А83- 17020/2017, от 09.08.2018г. по делу № А83-12938/2017 и от 09.08.2018г. по делу № А83-12936/2017, где в исках Администрации г. Евпатории РК к ООО «Парк развлечений» о понуждении ответчика освободить спорный земельный участок путем сноса (демонтажа) находящиеся на нем зданий и сооружений, принадлежащих ООО «Парк развлечений», признании права собственности отсутствующим было отказано по причине заявления требований ненадлежащим истцом.

Считает необоснованными, доводы административного ответчика о том, что основанием принятия спорного постановления является не включение спорных аттракционов в Схему размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городской округ Евпатория, поскольку порядок включения в схему размещения, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010г. № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, из которых усматривается, что расположенные на спорном земельном участке аттракционы могли быть включены в схему размещения НТО только при условии направления соответствующего заявления администрацией в МИЗО – орган осуществляющий полномочия собственника данного участка, однако доказательств направления такого заявления в период с 2017 по 2019г. и его рассмотрения административным ответчиком не представлено, совершения каких-либо действий со стороны собственника аттракционов данные Правила не предусматривают.

Также указывает, что Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 г. № 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым. По состоянию на 23.05.2017г. Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности). В положениях данного Порядка предусмотрено, что освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности. В связи с чем, на отношения, связанные с демонтажем (сносом) НТО, размещенных на земельных участках государственной собственности, указанный Порядок не распространяется, поэтому административный ответчик неправомерно сослался на него в спорном Постановлении.

Кроме этого считает, что у ответчика на момент принятия спорного постановления отсутствовали основания считать аттракционы неправомерно размещенными, поскольку размещение аттракционов на территории парка полностью соответствовало Проекту организации территории, охраны и использования Евпаторийского дендрологического парка, который был разработан ООО «Парк развлечений» и согласован с Министерством охраны окружающей природной среды Украины. ООО «Парк развлечений» было выдано охранное обязательство от 21.12.2001 № МДП-001. В соответствии с пунктами 3.6 положения «О Евпаторийском дендрологическом парке местного значения», утвержденного председателем Республиканского комитета по охране окружающей среды Автономной Республики Крым от 03.10.2005г., и положения от 16.12.2013, на территории Дендропарка разрешалась хозяйственная деятельность. Нахождение Общества на указанной территории дендрологического парка было согласовано, подписан и надлежащим образом зарегистрирован договор аренды на право пользования землей, выдано охранное обязательство, а также разработан и согласован проект организации территории, законность которого установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РК от 08.02.2018г. по делу № А83-13416/2017. Данные обстоятельства установлены Арбитражными судами по делу № А83-4251/2016.

Ссылку ответчика в постановлении на п. 9 ст. 22 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория, утв. Решением Евпаторийского горсовета от 30.10.2017г. № 1-65/1, также считает необоснованной, поскольку указанная норма к данным правоотношениям неприменима.

Доводы Администрации г. Евпатории о том, что исходя из протокола об административном правонарушении от 06.08.2019г. владельцем спорных аттракционов является ООО «Парк развлечений», поэтому права и законные интересы ФИО4 оспариваемое постановление не нарушает, считает не состоятельными в связи с тем что в данном случае документом, подтверждающим право собственности административного истца на указанные в постановлении Администрации г. Евпатории аттракционы, является договор купли-продажи.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в предыдущем судебном заседании был подан отзыв на административное исковое заявление, однако позиция административным ответчиком пересмотрена в связи с чем, уточнила возражения, указала что поскольку аттракционы, в соответствии со сложившейся судебной практикой, в том числе практикой экономической коллегии Верховного суда РФ не могут быть отнесены к нестационарным торговым объектам, так как эти объекты учитываются по классификаторам видов экономической деятельности в разделе деятельности парков культуры и отдыха, но не в разделе торговли. Постановлением Правительства РФ № 1300 от 3 декабря 2014 г. установлен Перечень объектов, размещение которых допускается без предоставления земельных участков и без установления сервитутов. В п. 24 данного постановления указаны сезонные аттракционы.

Считает, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, которым установлено, что Правительством РФ может быть утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях находящихся в публичной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, также установлено, что такой перечень утверждается Правительством РФ, а порядок и условия размещения таких объектов утверждается законом субъекта РФ. Ст. 2 Закона Республики Крым № 264 от 01.07.2016г., установлено, что размещение объектов на территории РК осуществляется на основании разрешения размещения объектов, выдаваемого уполномоченным органом. Также разъяснено, что уполномоченным органом на выдачу разрешений является: в случае размещения объекта на земельном участке находящимся в государственной собственности – Совет Министров РК, и разрешение выдается органом местного самоуправления в случае если такой объект размещается на земельном участке находящимся в муниципальной собственности. Выдача такого разрешения осуществляется на основании заключения уполномоченного муниципального органа градостроительства и архитектуры.

За таким заключением административный истец не обращался, разрешение, которое предусмотрено данным Законом Совет Министров РК ему не выдавал. Во исполнение постановления Правительства РФ № 1300 и Закона № 264-ЗРК принято постановление Совета Министров РК от 20.01.2017г. № 10 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявления о выдаче разрешения на размещение объектов на землях находящихся в государственной и муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов и предоставления согласования заинтересованными исполнительными органами». Данный порядок административным истцом также не соблюден, разрешение, которое предусмотрено данным постановлением у него отсутствует. Кроме того, на размещение и эксплуатацию аттракционов также необходимо наличие паспорта и талона на аттракцион, поскольку такие объекты рассматриваются как источники повышенной опасности. Выдача таких паспортов и талонов находится в ведении Государственной инспекции РК по техническому надзору. Согласно сведений размещенных на официальном сайте по данному адресу никаких паспортов и талонов на аттракционы не выдавалось. Считает, что поскольку все условия, предусмотренные законодательством для размещения нестационарного объекта в виде сезонного аттракциона нарушены самим административным истцом, то и его права и законные интересы оспариваемым постановлением Администрации г. Евпатории не нарушаются.

Указала, что действительно в оспариваемом постановлении Администрации г. Евпатории № 1334-п от 12.07.2019г. сделана ошибочная ссылка на Постановление Совета Министров РК № 465 от 25.11.2014г. На аттракционы Правила размещения нестационарных торговых объектов и порядок демонтажа таких объектов не распространяется. В мотивировочной части постановления Администрации г. Евпатории № 1334-п от 12.07.2019г. отсутствует ссылка на нормативные акты, которые бы давали Администрации г. Евпатории право на вынесение такого Постановления, однако имеется ссылка на п. 9 ст. 22 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 30.10.2017 № 1-65/1, которым предусмотрено обязательное условие размещения нестационарных объектов на законных основаниях и демонтаж таких объектов, в случае не соответствия данным правилам. Считает, что именно ссылка на п. 9 ст. 22 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, которые распространяются на всю территорию муниципального образования, давала право Администрации г. Евпатории выносить Постановление о демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), на земельном участке с кадастровым номером 90:18:010113:17.

Представители заинтересованных лиц МБУ «Порядок», Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель заинтересованного лица Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда заявление, в котором указал, что Распоряжением Совета министров Республики Крым 05.02.2015 года № 69-р «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» Евпаторийский дендрологический парк был включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения. Полномочия по управлению Дендропарком возложены на ГАУ РК «УООПТ РК». Согласно выписки из ЕГРН следует, что правообладателем данного земельного участка является Республика Крым. Управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым возложено на Министерство имущественных и земельных отношений РК. Нормами ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусмотрено, что земельные участки в границах дендрологических парков предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление ими, иные субъекты данного права законом не предусмотрены. Указал, что в связи с нарушениями ООО «Парк развлечений» норм природоохранного законодательства 09.10.2017г. ГАУ РК «УООПТ РК» было подано в Арбитражный суд исковое заявление о признании незаконным размещения объектов на особо охраняемой природной территории и решением от 11.12.2018г., оставленного без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 г. исковые требования удовлетворены частично, ООО «Парк развлечений» в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу обязано освободить территорию дендропарка путем демонтажа за свой счет и своими силами от расположенных в границах участка объектов. Решение находится в стадии исполнения.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашаются обязанностью государства.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволили бы каждому реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

В силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ рассмотрение дел о защите лиц, обращающихся за защитой прав, свобод и законных интересов, равных перед законом и судом, должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, гарантом которых должна выступать судебная власть.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Содержание исковых требований административного истца указывает, что предметом спора является законность вынесенного ответчиком постановления № 1334-п от 12.07.2019г. "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), на земельном участке с кадастровым номером 90:18:010113:17, в связи с чем законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене.

Из материалов дела следует, что по выписки из Реестра имущества Республики Крым № 15028/1 от 21.04.2017г. правообладателем земельного участка <адрес>, кадастровый является Республика Крым. Документом-основанием включения в состав казны Республики Крым является акт приема-передачи Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 556 от 10.07.2017г. (л.д. 11)

Согласно договора купли-продажи аттракционного оборудования и акта приема-передачи от 15.08.2019г., ИП ФИО3 продал, а ФИО4 купил ранее используемые аттракционы, перечень которых приведен в договоре. (л.д. 15-19)

Администрацией г. Евпатории Республики Крым вынесено Постановление № 1334-п от 12.07.2019г. о демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), на земельном участке с кадастровым номером Постановлено демонтировать нестационарные объекты – иные объекты движимого имущества в виде аттракционов «Детская железная дорога», «Бассейн», «Батут шарики», карусели «Манеж север», «Детская цепочка», игровая площадка «Лабиринт», аттракционы «Камикадзе», «Веревочный парк - Лазалки», «Призовой тир», киоск-рыбалочка «Смешарики», батут «Энгри бердс», аттракцион «Рогатка Энгри бердс», киоск-рыбалочка «Рыбалочка», киоск «Касса», аттракционы «Цепочная карусель», «Батут», «Батут», киоск – рыбалочка «Немо», киоск «Касса», аттракционы «Тир призовой», «Автодром», два стола «Футбол», два стола «Аэро хоккей», киоск «Фото», аттракцион «Боксер», игровая площадка «Лабиринт», аттракционы «Самолет», «Мотоцикл», «Машина», «Пчелы», «Слоник», «Вертолет», «Железная дорога», «Надувной батут-горка «Ледниковый период», «Призовой дартс», передвижной прилавок «Сладкая вата», аттракцион «Призовой тир», киоск «Прохладительные напитки, мороженое, кофе, сладости», два прицепа «Вагон-бытовка» двухосный, «Машинки» трехосный, незаконно размещенные на земельном участке по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), с кадастровым номером в течении семи рабочих дней с даты вручения (получения) постановления. Привести занимаемый незаконно размещенными нестационарными объектами земельный участок в первоначальное состояние. На Отдел городского строительства Администрации города Евпатории возложено определить специализированную организацию, производящую демонтаж (снос), вывоз, разборку демонтированных (снесенных) нестационарных объектов и имущества, находящихся в них, а также организацию, осуществляющую хранение демонтированных (снесенных) объектов и имущества, находящихся внутри них, относительно следующих объектов: карусели «Манеж север», «Детская цепочка», аттракционы «Камикадзе», «Веревочный парк-Лазалки», киоск «Касса», аттракцион «Американские горки», карусель «Лебеди», аттракцион «Цепочная карусель», киоск «Касса», аттракцион «Автодром», два прицепа: «Вагон-бытовка» двухосный, «Машинки» трехосный.

Кроме того, в п. 5 постановления определено МУП «Порядок» специализированной организацией, непосредственно производящей демонтаж (снос), вывоз, разборку демонтируемых (сносимых) нестационарных объектов и имущества, находящегося в них, относительно следующих объектов: аттракционы «Детская железная дорога», «Бассейн», «Батут шарики», игровая площадка «Лабиринт», аттракционы «Призовой тир», «Смешарики», батут «Энгри бердс», «Рогатка Энгри бердс», киоск – рыбалочка «Рыбалочка», аттракционы «Батут», «Батут», «Батут», киоск-рыбалочка «Немо», аттракцион «Тир призовой», два стола «Футбол», два стола «Аэро хоккей», киоск «Фото», аттракцион «Боксер», игровая площадка «Лабиринт», аттракционы «Самолет», «Мотоцикл», «Машина», «Пчелы», «Слоник», «Вертолет», «Железная дорога», «надувной батут-горка «Ледниковый период», «Призовой дартс», передвижной прилавок «Сладкая вата», аттракцион «Призовой тир», киоск «Прохладительные напитки, мороженое, кофе сладости». (л.д. 12-14)

Данное постановление Администрации г. Евпатории РК основывается на ст. 11,60 Земельного кодекса РФ; ст. 7,43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ст. 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 № 54 ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым»; постановлении Совета министров РК от 25.11.2014г. № 465 «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства»; Уставе муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым; ч. 9 ст. 22 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 30.10.2017 № 1-65/1; п. 5 постановления администрации г. Евпатории от 07.05.2018г. № 947-п «О создании комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория РК, определении уполномоченного органа по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов и уполномоченного органа по демонтажу (сносу) нестационарных объектов»; заключении комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория РК от 10.07.2019г. № 7.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Из ст. 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 № 54 ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Республики Крым. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Постановлением Совета министров РК от 25.11.2014г. № 465 «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства» утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым.

Согласно 1.1. настоящий Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок) регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности). П. 1.5 предусмотрено, что освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые нестационарными объектами.

Согласно пункта 1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 30.10.2017 № 1-65/1, действие настоящих Правил распространяется на правоотношения, связанные со строительством, эксплуатацией, содержанием и (или) использованием объектов благоустройства независимо от формы собственности объектов с учетом их публичного назначения, а также территорий общественного назначения и общественных пространств, расположенных на территории муниципального образования города Евпатории.

Пункт 13 ст. 2 данных Правил определяет, что территория муниципального образования (городская территория) - территория города Евпатории в пределах границ, установленных законом Республики Крым, включая территории общего пользования, а также земельные участки, принадлежащие юридическим и физическим лицам на праве собственности либо находящиеся у них в пользовании или владении.

Из приведенных положений данных Правил следует, что установленные в них требования не распространяются на земельные участки, являющиеся государственной собственностью Республики Крым.

В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), с кадастровым номером 90:18:010113:17 является собственностью Республики Крым.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право государственной собственности Республики Крым на земельный участок <адрес>, зарегистрированное в установленном законом порядке, на момент принятия спорного постановления не было отменено. Иных сведений представителем ответчика в материалы дела не представлено.

Распоряжением Совета министров Республики Крым № 69-р от 05.02.2015г. «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» Евпаторийский дендрологический парк был включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Распоряжением Совета министров Республики Крым 19.10.2015 № 981-р создано Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым (ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.04.2017г. №187 «Об утверждении Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», Евпаторийский дендрологический парк приобрел статус дендрологического парка регионального значения.

Согласно п. 1.2 Положения, Дендропарк находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

П. 1.3 Положения установлено, что обеспечение охраны территории Дендропарка, управление по использованию территории, проведение мероприятий по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории Дендропарка осуществляет Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым».

Таким образом, полномочия собственника земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), с кадастровым номером 90:18:010113:17, осуществляет Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым».

Своим правом на освобождение указанного земельного участка от размещенных на нем объектов, ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» воспользовалось, что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2018 года по делу №А83-15771/2017 г.

Кроме того, стороны в судебном заседании не отрицали, что объекты, о демонтаже которых указано в оспариваемом постановлении, были размещены на территории дендрологического парка с разрешения Общества с ограниченной ответственностью «Парк развлечений», что не противоречило условиям договора аренды данного земельного участка заключенного ООО «Парк развлечений» и действовавшего до 2016 года. Объекты находились в пользовании общества.

В связи с чем суд считает, что к данным правоотношениям должны быть применены положения ст. 272 ГК РФ, согласно которых при прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества. При отсутствии или не достижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости. Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.

При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия правовых оснований на принятие решений администрацией г. Евпатория о демонтаже (сносе) НТО размещенных на земельных участках являющихся государственной собственностью Республики Крым, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Евпатории №1334-п от 12.07.2019 г. подлежит признанию недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя.

Доводы представителя административного ответчика о том, что владельцем спорных аттракционов является ООО «Парк развлечений», поэтому права и законные интересы ФИО4 оспариваемое постановление не нарушает, суд считает необоснованными, так как документов подтверждающих свои доводы представитель суду не предоставил. Кроме этого, в силу пункта 2.3 Порядка демонтажа, в целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами. Однако суду также не были представлены доказательства осуществления каких - либо мероприятий в целях установления владельца объекта.

Договор купли-продажи аттракционного оборудования и акт приема-передачи от 15.08.2019 г. никем не оспорены, в связи с чем, оснований не доверять им у суда не имеется.

Указание аттракционного оборудования в протоколе об аресте в рамках дела об административном правонарушении в отношении ООО «Парк развлечений» также не подтверждает, что это оборудование принадлежит обществу, так как протокол был составлен в связи с проверкой, проводимой по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства земельного участка, ранее находящегося в аренде общества.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО4 к Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованные лица Муниципальное бюджетное учреждение «Порядок», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании недействительным постановления – удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Евпатории Республики Крым №1334-п от 12.07.2019г. «О демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: <адрес> (на территории Евпаторийского дендропарка), на земельном участке с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья А.И. Лантратова