Дело № 2а-272/2022г.
УИД:07RS0002-01-2021-005116-70
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2022 года г. Баксан
Баксанский районный суд КБР в составе председательствующего судьи Карпова В.В., секретаря судебного заседания Шаовой Т.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2 и представителя заинтересованного лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к местной администрации Баксанского муниципального района КБР, заинтересованному лицу местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР о признании действий местной администрации Баксанского муниципального района КБР выразившиеся в непредставлении запрашиваемой информации и по формированию списков участников на получение субсидий незаконным и о возложении обязанности в восстановлении нарушенного права
У с т а н о в и л :
ФИО1, действующий по доверенности <адрес>1, выданной ДД.ММ.ГГГГг. сроком на 3 года, удостоверенной нотариусом № в интересах ФИО5 обратился в Баксанский районный суд КБР с административным иском к местной администрации Баксанского муниципального района КБР, заинтересованному лицу местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР в котором просил признать незаконными действия местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР выразившиеся в непредставлении запрошенной информации и документов на следующие вопросы:
-по какой причине ФИО5 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включен в список молодых семей ДД.ММ.ГГГГ, если заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, копией справки от 16.03.2012г.;
-какое количество семей, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>. решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> по программе Ф11П «Социальное развитие села до 2012 года» и включены в список молодых семей и какое количество из них в соответствии с ФЦП улучшили свои жилищные условия;
-какое количество семей с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и включен в сводный список с.<адрес> по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке и какое количество из них в соответствии с ФЦП получили субсидию и улучшили свои жилищные условия с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
-по какой причине ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №;
-с целью уточнения порядка продвижения в очереди ФИО5, в указанных выше программах, в которых он принимал участие, предоставить информацию о продвижении его в очереди за следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг и с ДД.ММ.ГГГГг. по 0 января 2020г.
-предоставить заверенную копию личного дела ФИО5, а также списки участников федеральных целевых программ, способствовавших улучшению жилищных условий граждан, в которых принимал участие ФИО5, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. по сегодняшний день, с указанием ФИО и порядковых номеров участников программ, датой написания заявления об включении их в состав участников этих программ и даты постановки их на учет на улучшение жилищных условий.
Возложить обязанность на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР предоставить информацию и документы по следующим вопросам:
-по какой причине ФИО5 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включен в список молодых семей ДД.ММ.ГГГГ, если заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, копией справки от 16.03.2012г.;
-какое количество семей, с 21.04.2011г. по 14.04.2017г были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>. решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включены в список молодых семей и какое количество из них в соответствии с ФЦП улучшили свои жилищные условия;
-какое количество семей с 14.04.2017г. по 01.01.2020г были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и включен в сводный список с.<адрес> по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке и какое количество из них в соответствии с ФЦП получили субсидию и улучшили свои жилищные условия с 14.04.2017г. по 01.01.2020г.;
-по какой причине ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №;
-с целью уточнения порядка продвижения в очереди ФИО5, в указанных выше программах, в которых он принимал участие, предоставить информацию о продвижении его в очереди за следующие периоды: с 21.04.2011г. по 14.04.2017г и с 14.04.2017г. по 01.01.2020г.,
-предоставить заверенную копию личного дела ФИО5, а также списки граждан участников ФЦП, способствовавших улучшению жилищных условий граждан, в которых ФИО5 принимал участие, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с указанием порядковых номеров участников программы, датой написания, заявления об включении их в состав участников этих программ и даты постановки их на учет на улучшение жилищных условий.
Признать незаконными действия местной администрации Баксанского муниципального района КБР по формированию списков участников на получение субсидий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Комплексное развитее сельских территорий» в <адрес>, выразившиеся в несоблюдении порядка продвижения очередности ФИО5 в списке участников, предоставленного в Минсельхоз Республики Кабардино-Балкария на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Комплексное развитее сельских территорий» в КБР.
Обязать местную администрацию Баксанского муниципального района КБР восстановить нарушенное право ФИО5 в получении субсидии по программе «Комплексное развитее сельских территорий» в КБР в 2022 году.
Основанием обращения в суд с административным иском административный истец обосновывал тем, что из ответа местной администрации Баксанского муниципального района КБР от 05.03.2021г. №ФИО5 является участником государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений».
По сводному списку Баксанского муниципального района по вышеуказанной категории ФИО5 значиться под №. Дата постановки на учет местной администрацией с.<адрес>, решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В ответе на обращение ФИО5, под номером Д-985 от ДД.ММ.ГГГГг. указанно, что ФИО5, на основании решения был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года и включен в списки молодых семей под №. Так же в этом ответе указано, что на ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с действующей федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по сводному списку с.<адрес> на 2017 год по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке ФИО5 значиться под №.
Так как ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №, для выяснения сложившейся ситуации им были направлены заявления в местную администрацию Баксанского муниципального района и в местную администрацию с.<адрес> муниципального района, с просьбой дать ответ на не соответствии порядкового номера очереди.
Решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес>ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 и его семья, состоящая из 4 человек, (№) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет, а в последствии были включены в список участников ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».
В период действия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012» и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье ФИО5 предоставлена не была, и эта программа прекратила свое действие в 2012 году.
При формировании списка участников должна учитываться хронологическая последовательность подачи документов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» с учетом условий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», что должно подтверждается сводным списком граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия, согласно которому очередность распределяется по дате подачи заявления, категории: граждане, молодые семьи и молодые специалисты, сфере занятости.
Лица, участвовавшие в программе «Социальное развитие села до 2012 года», в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями программы, принципом преемственности, они становятся участниками программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Поскольку ФИО5 был включен в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» путем подачи заявления еще 07.06.2007г., следовательно, ему принадлежало первоочередное право на предоставление социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по сравнению с теми гражданами, которые были включены в программу позже него.
При этом, списки должны были формироваться с учетом даты подачи заявления претендентом на получение субсидии, проверяться льготные условия получения субсидий лиц, подавших заявление позднее.
В письмах административный ответчик-местная администрация Баксанского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГг и от ДД.ММ.ГГГГг. отвечает, что в сводном списке по вышеуказанным программам на 2011 год ФИО5 был включен под порядковым номером 12, в сводном списке на 2017 год - под номером 3, а уже в сводном списке на 2021 год уже под номером 54. Данное обстоятельство прямо подтверждает факт несоблюдение очередности административным ответчиком в реализации права административного истца на улучшение его жилищных условий.
ФИО5 считает, что ответчик нарушил его жилищные права, допустил нарушения формирования списка участников программы, незаконно сместил его в очереди с № в списке до №.
В Баксанский районный суд КБР ДД.ММ.ГГГГг. от представителя административного истца ФИО5ФИО1, действующего по вышеуказанной доверенности поступило заявление к местной администрации Баксанского муниципального района КБР, заинтересованному лицу местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР об уточнение исковых требований, в которых он просит признать незаконными действия местной администрации Баксанского муниципального района КБР выразившиеся в непредставлении запрошенной информации и документов на следующие вопросы:
-по какой причине ФИО5 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включен в список молодых семей ДД.ММ.ГГГГ, если заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, копией справки от 16.03.2012г.;
-какое количество семей, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>. решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> по программе Ф11П «Социальное развитие села до 2012 года» и включены в список молодых семей и какое количество из них в соответствии с ФЦП улучшили свои жилищные условия;
-какое количество семей с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и включен в сводный список с.<адрес> по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке и какое количество из них в соответствии с ФЦП получили субсидию и улучшили свои жилищные условия с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
-по какой причине ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже в 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №;
-с целью уточнения порядка продвижения в очереди ФИО5, в указанных выше программах, в которых он принимал участие, предоставить информацию о продвижении его в очереди за следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг и с ДД.ММ.ГГГГг. по 0 января 2020г.
-предоставить заверенную копию личного дела ФИО5, а также списки участников федеральных целевых программ, способствовавших улучшению жилищных условий граждан, в которых принимал участие ФИО5, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. по сегодняшний день, с указанием ФИО и порядковых номеров участников программ, датой написания заявления об включении их в состав участников этих программ и даты постановки их на учет на улучшение жилищных условий.
Возложить обязанность на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР предоставить информацию и документы по следующим вопросам:
-по какой причине ФИО5 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включен в список молодых семей ДД.ММ.ГГГГ, если заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, копией справки от 16.03.2012г.;
-какое количество семей, с 21.04.2011г. по 14.04.2017г были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>. решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включены в список молодых семей и какое количество из них в соответствии с ФЦП улучшили свои жилищные условия;
-какое количество семей с 14.04.2017г. по 01.01.2020г были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и включен в сводный список с.<адрес> по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке и какое количество из них в соответствии с ФЦП получили субсидию и улучшили свои жилищные условия с 14.04.2017г. по 01.01.2020г.;
-по какой причине ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №;
-с целью уточнения порядка продвижения в очереди ФИО5, в указанных выше программах, в которых он принимал участие, предоставить информацию о продвижении его в очереди за следующие периоды: с 21.04.2011г. по 14.04.2017г и с 14.04.2017г. по 01.01.2020г. предоставить заверенную копию личного дела ФИО5, а также списки участников федеральных целевых программ, способствовавших улучшению жилищных условий граждан, в которых принимал участие ФИО5, начиная с 21.04.2011г. по сегодняшний день, с указанием ФИО и порядковых номеров участников программ, датой написания заявления об включении их в состав участников этих программ и даты постановки их на учет на улучшение жилищных условий.
Признать незаконным действия местной администрации Баксанского муниципального района КБР по формированию списков участников на получение субсидий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Комплексное развитее сельских территорий» в КБР, выразившиеся в несоблюдении порядка продвижения очередности ФИО5 в списке участников, предоставленного в Минсельхоз Республики Кабардино-Балкария на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Комплексное развитее сельских территорий» в КБР,
-предоставить заверенную копию личного дела ФИО5, а также списки граждан участников ФЦП, способствовавших улучшению жилищных условий граждан, в которых ФИО5 принимал участие, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с указанием порядковых номеров участников программы, датой написания, заявления об включении их в состав участников этих программ и даты постановки их на учет на улучшение жилищных условий,
-обязать местную администрацию Баксанского муниципального района КБР восстановить нарушенное право ФИО5 в получении субсидии по федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период 2020г.» и государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в КБР,
- обязать местную администрацию Баксанского муниципального района КБР внести изменения в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Баксанского муниципального района в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» с присвоением ФИО5 с составом семьи из 6 человек порядкового номера 1 (один) и направлении соответствующих документов в Министерство сельского хозяйства КБР для внесения сведений в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Определением Баксанского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГг. уточенные исковые требования были приняты к производству суда для рассмотрения по существу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5ФИО1, действующий по вышеуказанной доверенности просил удовлетворит исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и при этом пояснил, что в период нахождения дела в суде им были частично получены документы, которые явились основанием для обращения в суд с иском. Кроме того, он считает, что сводный список участников программы составлен с нарушением законодательства, несмотря на то, что его участники не обращаются в суд с исковыми требованиями.
Представитель административного ответчика местной администрации Баксанского муниципального района КБР ФИО2, действующий по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГг. исковые требования не признал и пояснил, что ФИО5 был поставлен на учет как участник федеральной программы на получение субсидий для улучшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, что ФИО5 мог обратиться в администрацию с.<адрес> с заявление о постановке на учет в 2010г. Однако, в связи с отсутствием необходимых документов администрация с.<адрес>. могла ему предоставить время для предоставления дополнительных документов. Заявления, необходимые документы предоставляются заявителем непосредственно в местную администрацию по месту жительства. После документы поступают в администрацию района, где формируется сводный список участников программы. Поскольку с 2020г. действует новая программа государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на основании которой сводный список её участников был сформирован в хронологическом порядке по дате постановки на учет граждан. ФИО5 был включен в 3 раздел программы «граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений». Как следует из представленного сводного Списка ФИО5 поставлен под № в хронологическом порядке, исходя из даты постановки на учет. (поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГг.).
Представитель заинтересованного лица-местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР ФИО3, действующий по доверенностям исх. № от ДД.ММ.ГГГГг. исковые требования не признал и пояснил, что
Выслушав объяснения представителейадминистративного истца и ответчика, заинтересованного лица изучив представленные письменные доказательства, оценив их по правилам ст. 84 КАС РФ, проанализировав действующее законодательство, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Местной администрацией Баксанского муниципального района КБР исх. № от ДД.ММ.ГГГГг. № был дан ответ из которого следует, что на его обращение по вопросу участия ФИО5 в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» ФИО5 на личной встрече были разъяснены изменения очередности, произошедшие в сводном списке очередников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017г.г. и на период до 2020г.». В соответствии с п. 7 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» составлен сводный список очередников, претендентов на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья по Баксанскому муниципальному району, в которой по новой программе нет категории «молодая семья», «молодой специалист села», все они объединены в одну категорию «Граждане», в связи с чем произошла ротация очередности.
По условиям новой программы основным фактором предоставления социальной выплаты является не только дата постановки на учет, н и место работы участника программы и каким способом улучшаются жилищные условия.
Необходимую информацию по гражданам, получившим социальные выплаты, можно получить на сайте Минсельхоза КБР-грантораспределителя государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утратило силу в связи с принятием Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1544 «О внесении изменений в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы,
Из уведомления Совета местного самоуправления с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что ФИО5 был уведомлен, что состоит в очереди под № на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГг.
Из ответа местной администрации Баксанского муниципального района КБР исх. № от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 следует, что Решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № он (ФИО5) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012г. и включен в список молодых семей под №. На сегодняшний день в соответствии с действующей федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017г.г. и на период до 2020года» по сводному списку с.<адрес> на 2017г. по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке он значится под номером №.
Также ФИО5 было вручено уведомление о выявленных замечаниях о необходимости предоставления справок софинансирования 30%, оценка стоимости крупного рогатого скота и копии трудовой книжки, что входит в перечень необходимых документов для предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Из раздела первого указанного Постановления следует, что в 2018 году федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а с 2019 года - в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной Государственной программы, которая была досрочно завершена в 2020 году.
С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» начала действовать с ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно п. 8 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях В каждой из указанных в пункте 7 настоящего Положения групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:
В каждой из указанных в пункте 7 настоя
а) гражданам, имеющим 3 и более детей;
б) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.
Пунктом 21 Положения предусмотрено, что гражданин подает в орган местного самоуправления заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее - заявление). В заявлении указываются сведения о гражданине и всех членах его семьи, претендующих на получение социальной выплаты. Заявление подается с приложением:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копий документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) гражданина и членов его семьи;
г) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 5 настоящего Положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (для лиц, постоянно проживающих на сельских территориях), или копии документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным подпунктом «б» пункта 5 настоящего Положения (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности, за исключением условия о переезде на сельские территории);
е) копии трудовой книжки (копии трудовых договоров), или информацию о трудовой деятельности в соответствии со сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в распечатанном виде либо в электронной форме с цифровой подписью для работающих по трудовым договорам, или копии документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
ж) документов, содержащих уведомление о планируемом строительстве жилья, документов, подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению), а также документов, подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Копии документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, представляются вместе с Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и в сроки, установленные органом исполнительной власти, направляют их в орган исполнительной власти с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Согласно п. 24. Положения орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 23 настоящего Положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные сводные списки.
Порядок формирования, утверждения и изменения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств, а также продления срока их действия (в случае частичного предоставления социальной выплаты) устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением и.о. главы местной администрации Баксанского муниципального района КБР №п от ДД.ММ.ГГГГг. «О создании комиссии по рассмотрению и перераспределению субсидируемых площадей по сельским поселениям Баксанского муниципального района в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» была создана комиссия по рассмотрению и перераспределению субсидируемых площадей по сельским поселениям Баксанского муниципального района в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Согласно приложения № к Постановлению местной администрации Баксанского муниципального района КБР №п от ДД.ММ.ГГГГг. было принято Положение о комиссии по рассмотрению и перераспределению субсидируемых площадей по сельским поселениям Баксанского муниципального района в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Согласно представленного сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Баксанского муниципального района в рамках Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» ФИО5, работающий трактористом у ИП КФХ № значится под номером 53 по категории «граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений». Из имеющихся сведений представленного сводного списка следует, что ФИО5 был постановлен на учет (дата постановки на учет) ДД.ММ.ГГГГг.
Из указанного сводного списка следует, что граждане значатся под определенными номерами в нем с учетом постановки их на учет.
Согласно ответа главы местной администрации Баксанского муниципального района исх. № от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5, было подтверждено он является участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № по категории «граждане, работающих по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса в сельской местности, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений». По сводному списку Баксанского муниципального района по вышеуказанной категории ФИО5 значится под номером 54.
Из ответа начальника Управления по административно-правовой и кадровой службе местной администрации Баксанского муниципального района исх. № от ДД.ММ.ГГГГг. следует, в 2011, 2018, 2020 и 2021 года получателей социальных выплат по с.<адрес> не было. Список претендентов на получение социальной выплаты составлялся на основании протокольного решения жилищной комиссии Баксанского муниципального района. Учетная документация, послужившая основанием предоставления социальных выплат на строительство (приобретения) жилья по указанным категориям граждан, молодых семей и молодых специалистов, в том числе первоначальное заявление на участие в программе находится в местных сельских поселений по месту постановки на учет. Расчеты социальных выплат и выдача свидетельства на получение социальной выплаты осуществляется Министерством сельского хозяйства КБР в соответствии с положением государственной программы.
Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 207-ПП утверждена «Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики»
Постановлением Правительства КБР №-ПП от ДД.ММ.ГГГГг. утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях.
Согласно п.22 Положения в КБР органы местного самоуправления по месту постоянного жительства граждан:
1) проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 20 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют учетные дела заявителей;
2) принимают решение по результатам проверки представленных документов о включении либо об отказе во включении заявителя в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и о принятом решении письменно извещают заявителя;
3) при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, возвращают их заявителю с указанием причин возврата;
4) направляют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и учетные дела заявителей в органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов для формирования списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по муниципальным районам, городским округам (далее - списки по муниципальным районам, городским округам).
Срок действия списков по муниципальным районам, городским округам ограничивается финансовым годом, на который они составлены.
Из содержания искового заявления, в том числе в иске об уточнении требований представителем административного истца не опровергается факт о том, что ФИО5 был в включен в участие в программу ДД.ММ.ГГГГг.
Из уведомления местной администрации с.<адрес>ФИО5 следует, что он на основании решения сессии местного самоуправления с.<адрес>№ был постановлен на учет ДД.ММ.ГГГГг. (очередность №).
Какой-либо иной даты постановки на учет ФИО5о включении в его в участие в программу на получение субсидий на улучшение жилищных условий материалы дела не располагают.
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на основании которой, представитель административного истца основывает исковые требования истца ФИО5 в настоящее время утратила силу.
С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
При указанных обстоятельствах, доказательств, что ФИО5 в сводном списке Баксанского муниципального района незаконно, с нарушением действующего законодательства значится под номером № судом не установлено.
Каких-либо доказательств. что сводный список составлен с нарушением законодательства, о чем было указано представителем административного истца в судебном заседании материалы дела не располагают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 179 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО5 к местной администрации Баксанского муниципального района КБР, заинтересованному лицу местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР о признании действий местной администрации Баксанского муниципального района КБР выразившиеся в непредставлении запрашиваемой информации и по формированию списков участников на получение субсидий незаконным и о возложении обязанности в восстановлении нарушенного права удовлетворить частично.
Обязать местную администрацию с.<адрес> муниципального района КБР предоставить ФИО5 заверенную копию личного дела ФИО5, а также списки граждан участников ФЦП, способствовавших улучшению жилищных условий граждан, в которых ФИО5 принимал участие, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с указанием порядковых номеров участников программы, датой написания, заявления об включении их в состав участников этих программ и даты постановки их на учет на улучшение жилищных условий.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к местной администрации Баксанского муниципального района КБР, заинтересованному лицу местной администрации с.<адрес> муниципального района КБР о не предоставлении документов и запрашиваемой информации:
-по какой причине ФИО5 был признан нуждающемся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включен в список молодых семей ДД.ММ.ГГГГ, если заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, копией справки от 16.03.2012г.;
-какое количество семей, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг были признаны нуждающемся в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>. решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> по программе Ф11П «Социальное развитие села до 2012 года» и включены в список молодых семей и какое количество из них в соответствии с ФЦП улучшили свои жилищные условия;
-какое количество семей с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг были признаны нуждающемся в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и включен в сводный список с.<адрес> по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке и какое количество из них в соответствии с ФЦП получили субсидию и улучшили свои жилищные условия с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
-по какой причине ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №;
-с целью уточнения порядка продвижения в очереди ФИО5, в указанных выше программах, в которых он принимал участие, предоставить информацию о продвижении его в очереди за следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг и с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,
-о возложении обязанности на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР предоставить информацию и документы по следующим вопросам:
-по какой причине ФИО5 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включен в список молодых семей ДД.ММ.ГГГГ, если заявление от него поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, копией справки от 16.03.2012г.;
-какое количество семей, с 21.04.2011г. по 14.04.2017г были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>. решением сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> по программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включены в список молодых семей и какое количество из них в соответствии с ФЦП улучшили свои жилищные условия;
-какое количество семей с 14.04.2017г. по 01.01.2020г были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет местной администрацией с.<адрес>, по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и включен в сводный список с.<адрес> по обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов (работающих в агропромышленном комплексе) и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья на вторичном рынке и какое количество из них в соответствии с ФЦП получили субсидию и улучшили свои жилищные условия с 14.04.2017г. по 01.01.2020г.;
-по какой причине ФИО5 в 2017 году по программе ФЦП «Устойчивое развитее сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» числился в списках молодых семей под №, а уже 2021г. по государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № по категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений» уже числиться под №;
-с целью уточнения порядка продвижения в очереди ФИО5, в указанных выше программах, в которых он принимал участие, предоставить информацию о продвижении его в очереди за следующие периоды: с 21.04.2011г. по 14.04.2017г и с 14.04.2017г. по 01.01.2020г.,
- о признании незаконным действия местной администрации Баксанского муниципального района КБР по формированию списков участников на получение субсидий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Комплексное развитее сельских территорий» в КБР, выразившиеся в несоблюдении порядка продвижения очередности ФИО5 в списке участников, предоставленного в Минсельхоз Республики Кабардино-Балкария на получение субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Комплексное развитее сельских территорий» в КБР,
-о возложении обязанности на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР восстановить нарушенное право ФИО5 в получении субсидии по федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период 2020г.» и государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в КБР,
- о возложении обязанности на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР внести изменения в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Баксанского муниципального района в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» с присвоением ФИО5 с составом семьи из 6 человек порядкового номера 1 (один) и направлении соответствующих документов в Министерство сельского хозяйства КБР для внесения сведений в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Баксанский районный суд КБР в течение одного месяца.
Судья В. Карпов
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022г.
Мотивированное решение суда составлено 21 сентября 2022г.
№
№