Дело №2а-2248/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Стрельцова С.Н.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
с участием:
истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Елецкого городского суда с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области об оспаривании действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. В заявлении указал, что по приговору суда он отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. В 2021 году он через администрацию исправительного учреждения обратился в Елецкий городской суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Сотрудниками ответчиками ему было предложено представить справку о его трудоустройстве после освобождения. Возложенную на него обязанность по предоставлению справки о трудоустройстве он считает незаконной, поскольку в силу ч. 1 ст. 180 УИК РФ эта обязанность лежит на ответчике. Просил признать незаконной возложение на него ответчиком обязанности по предоставлению справки о трудоустройстве перед УДО.
В судебном заседании ФИО1 уточнил исковые требования. Окончательно просил признать незаконными действия ответчика, выразившееся в возложении на него обязанности по предоставлению справки о трудоустройстве перед условно-досрочном освобождении. Исковое требование в уточненном виде поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области по доверенности ФИО2 иск не признала. Объяснила, что в 2021 году истец обратился в Елецкий городской суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Для рассмотрения ходатайства истца об УДО сотрудники исправительных учреждений обязаны подготовить для суда материалы, характеризующие осужденного, в том числе сведения о возможности трудоустройства осужденного после освобождения. В соответствии с положениями «Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" запросы по месту жительства осужденного о возможности его трудоустройства после освобождения направляются на основании заявления осужденного. ФИО1 отказался написать заявление об оказании содействия в трудоустройстве. В связи с этим ФИО1 было предложено самостоятельно предоставить справку о возможности трудоустройства после освобождения. Оспариваемые истцом действия, выразившиеся в предложении представить справку о трудоустройстве, законны и обоснованны. Оспариваемые действия не возлагали на истца обязанность по предоставлению справки о трудоустройстве. Предоставление такой справки относится к усмотрению истца. Каких-либо прав истца оспариваемые им действия не нарушают. Ссылка ФИО1 на то, что в силу ст. 180 УИК РФ, эта обязанность лежит на администрации исправительного учреждения, ошибочна. На основании изложенного просила отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 1, 1.1. ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Частями 5, 7, 8 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Статья 226 вышеназванного Кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду прежде всего выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 1 УИК РФ одной из целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных, под которым понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Согласно ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Частью 1 статьи 80 УК РФ предусмотрено, что лицу, отбывающему лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
В силу ч. 1 ст. 175 УИК РФ осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 175 УИК РФ предусмотрено, что администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, не позднее чем через 15 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.
Согласно ч. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. В случае освобождения от отбывания наказания несовершеннолетнего осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет в указанные сроки о его предстоящем освобождении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства.
Приказом Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 утверждена «Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями).
Пунктом 4 Инструкции определено, что подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя: проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению"; получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (приложение N 1); рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
Согласно п. 5 Инструкции за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу - администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (приложения N 2, 3, 4).
В соответствии с п. 7 Инструкции на основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья (приложение N 6, 7)*(2). Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 05.07.2019 по настоящее время по приговору суда отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
16.08.2021 ФИО1 обратился через администрацию исправительного учреждения в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении.
В ходе подготовки характеризующих истца материалов ФИО1 было предложено написать заявление об оказании содействия в трудоустройстве после освобождения, на что истец ответил отказом.
ФИО1 было предложено самостоятельно представить справку о возможности трудоустройства после освобождения, на что истец ответил отказом, ссылаясь на то, что эта обязанность лежит на исправительном учреждении.
Постановлением от 06.09.2021 судья Елецкого городского суда отказал ФИО1 в принятии ходатайства об условно-досрочном освобождении по тому основанию, что оно подано ранее срока, предусмотренного ч. 10 ст. 175 УИК РФ.
Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются объяснениями сторон, письмом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области от 26.08.2021, ходатайством истца об УДО от 16.08.2021, характеристикой, справками, постановлением судьи от 06.09.2021.
Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Действия сотрудника исправительного учреждения, выражающиеся в предложении осужденному представить справку о возможности трудоустройства после условно-досрочного освобождения, не противоречат действующему законодательству.
Эти действия относятся к должностным обязанностям сотрудников исправительного учреждения по подготовке характеризующих осужденного материалов для рассмотрения судом его ходатайства об условно-досрочном освобождении.
Оспариваемые истцом действия, выразившееся в предложении ФИО1 представить справку о возможности трудоустройства после УДО, прав истца не нарушают и не возлагают на него обязанности, так как предоставление такой справки относится к усмотрению ФИО1.
Довод ФИО1 о том, что в силу ч. 1 ст. 180 УИК РФ обязанность по предоставлению справки о возможности трудоустройства после УДО лежит на ответчике, суд находит ошибочным.
Из анализа ч. 1 ст. 180 УИК РФ следует, что администрация исправительного учреждения обязана уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства осужденного о предстающем освобождении осужденного по окончании срока наказания не позднее шести месяцев до конца срока. Эта норма не возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанности по получению справки о возможности трудоустройства осужденного после освобождения.
Обязанность по содействию осужденному в трудоустройстве после освобождения возникает у администрации исправительного учреждения после подачи осужденным письменного заявления об этом (пункт 7 приведенной Инструкции), что в данном деле не имело место быть вследствие отказа ФИО1 от написания такого заявления.
Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемое ФИО1 действие ответчика является законным, прав истца это действие не нарушает, поэтому правовых для удовлетворения иска не имеется.
Оснований для взыскания с ФИО1 судебных расходов не имеется, поскольку определением судьи от 22.10.2021 истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области об оспаривании действий (бездействия) отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Стрельцов С.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 09 декабря 2021 года.