дело № 2а-2248/2023
УИД 03RS0064-01-2023-001634-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года город Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фаизова Р.З.,
при секретаре судебного заседания Галлямовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявление Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для введения огородничества и возложении обязанностей в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов для введения огородничества,
установил:
Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и Уфимскому району; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью № кв.м., расположенного в <адрес> без проведения торгов в аренду, сроком на № года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № №, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и <адрес>; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью № кв.м., расположенного в сельском <адрес> без проведения торгов в аренду, сроком на 3 года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № № с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения.
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и <адрес>; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью 499 кв.м., расположенного в сельском поселении Жуковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан без проведения торгов в аренду, сроком на 3 года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № №, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и <адрес>; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью № кв.м., расположенного в <адрес> без проведения торгов в аренду, сроком на № года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № №, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № У-06вх-1141-г о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения.
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и Уфимскому району; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью 500 кв.м., расположенного в сельском поселении Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан без проведения торгов в аренду, сроком на № года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № №, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и Уфимскому району; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью № кв.м., расположенного в сельском <адрес> без проведения торгов в аренду, сроком на 3 года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № У-06вх-1145-г, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также Харисов Д.Р. обратился в суд с административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением за входящим № № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит предоставить в аренду без проведения торгов, цель использования земельного участка «ведение огородничества», с приложением к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На указанное обращение получен ответ административного ответчика исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «огородничество» является условно разрешенным видом использования земельных участков. В дополнении административным ответчиком разъяснены положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, других оснований для отказа в предварительном согласовании земельных участков по заявлению Харисова Д.Р. ответ не содержит. Административный истец считает решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельные участки. Указанный ответ административного ответчика не содержит ссылки на дату принятия Правилами землепользования и застройки сельского поселения.
На дату подачи Харисова Д.Р. заявления решение о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки не было принято. В Правила землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан внесены изменения на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, согласно Правилам вид разрешенного использования «под ведение огородничества» исключен и является условно-разрешенным. Таким образом, Харисов Д.Р. обратился в пределах срока действия разрешения на использование земельного участка с видом разрешенного использования «под ведение огородничества» - в качестве основного.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по городу Уфе и <адрес>; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод, и законных интересов административного истца путем возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принять решение о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельного участка, площадью 500 кв.м., расположенного в <адрес> без проведения торгов в аренду, сроком на 3 года для ведения огородничества на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № №, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административные дела № по административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, № административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, № по административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, № по административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, № по административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, № по административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, № по административному исковому заявлению Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и возложении обязанности о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, объединены в одно производство, присвоив номер дела №.
Административный истец Харисов Д.Р., представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, представители заинтересованных лиц Администрации сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГХарисов Д.Р. обратился в Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлениями за входящими № № о предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных по <адрес>, в д. Стуколкино Булгаковского сельсовета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, а также по <адрес> с видом разрешенного использования земельного участка: «для ведения огородничества», в аренду, без проведения торгов.
Письмом исх. № №ДД.ММ.ГГГГ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказано в удовлетворении заявлений на основании пункта 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельских поселений Булгаковский и Жуковский сельсоветы муниципального района <адрес> Республики Башкортостан испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне с индексом «№», где вид разрешенного использования «ведение огородничества» является условно разрешенным видом использования земельных участков, и, сообщив, что статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства Также указало, что проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне «№» - зоне индивидуальной жилой застройки.
Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан, утвержденным решением Совета сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне «№» - зоне индивидуальной жилой застройки.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, определены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к ним относится: решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
На основании пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 23 статьи 39.16 кодекса.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодеком Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства – пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу части 5 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
На основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 762, утверждены «Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, вступили в законную силу только с момента публикации данного решения Совета в газете «Уфимские Нивы», а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Правила землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан, утвержденные решением Совета сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, вступили в законную силу только с момента публикации данного решения Совета в газете «Уфимские Нивы», а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу разъяснений, изложенных в абзаце 1 пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении вышеуказанных заявлений Харисова Д.Р. подлежали применению нормы, действовавшие на момент его обращения к административному ответчику, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из оспариваемого отказа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. № № следует, что данный отказ мотивирован Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, то есть которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не действовали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административному истцу не могло быть отказано в предварительном согласовании предоставления вышеуказанных земельных участков со ссылкой на Правила землепользования и застройки вышеуказанных сельский поселений, которые на момент его обращения не действовали.
Таким образом, суд считает необходимым признать оспариваемое административным истцом решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка за исходящим № № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Вместе с тем, требование о возложении обязанности на административного ответчика по принятию решения о предварительном согласовании предоставления Харисов Д.Р. земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена» в аренду без проведения торгов, расположенных по <адрес>, а также по <адрес> с целью использования земельных участков под «ведение огородничества», удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.
В силу положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В силу положений абзаца 2 пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» суд, признавая оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, может отказать в возложении на административного ответчика (орган или лицо, наделенные публичными полномочиями) обязанности совершить какие-либо действия, если на день рассмотрения дела законодательством установлен запрет на осуществление гражданами, организациями соответствующих действий.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На основании пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденных от ДД.ММ.ГГГГ, и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденных от ДД.ММ.ГГГГ, действующими в настоящее время, испрашиваемые Харисова Д.Р. земельные участки, расположенные по <адрес>, а также по <адрес> отнесены к зонам застройки индивидуальными жилыми домами «№» данных сельских поселений, и только в перечне условно-разрешенных видов разрешенного использования имеется такой вид использования как «ведение огородничества».
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 того же кодекса предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как ранее установлено, испрашиваемые Харисова Д.Р. земельные участки, расположенные по <адрес>, находятся в территориальных зонах «№» в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсоветы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившими в законную силу ДД.ММ.ГГГГ; а также земельные участки, расположенные по <адрес>, находятся в территориальных зонах «Ж-1» в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жуковский сельсоветы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета сельского поселения Жуковсикй сельсовет муниципального района Уфимский район Республика Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившими в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которые недействующими, в том числе в части, не признаны, являются действующими.
Поскольку на момент рассмотрения спора в суде принят нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в силу которого земельные участки, отнесенные к зоне жилой застройки «№», для которых вид разрешенного использования «для ведения огородничества» является условно-разрешенным видом, данные участки не подлежат передачи в аренду по основаниями подпункта 19 пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без соблюдения требований, предусмотренных статьями 5.1. и 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по устранению допущенных нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявлений Харисова Д.Р. в связи с установлением вышеуказанных особенностей предоставления вышеуказанных земельных участков в аренду.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Харисова Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для введения огородничества и возложении обязанностей в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов для введения огородничества - удовлетворить частично.
Признать незаконными решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлениям Харисова Д.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, выраженное в ответе за исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административных исковых требований Харисова Д.Р. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.З. Фаизов