Административное дело № 2а-224/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года с. Александровское
Александровский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи О.П. Крикуновой,
при секретаре Ю.А. Сюньковой,
с участием представителя административного истца адвоката адвокатской палаты Томской области Перемитиной *** представившей удостоверение № ***
административного ответчика судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО1
представителя административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области и отдела судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по *** району УФССП России по *** области ФИО2., действующей на основании доверенности № ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-224/16 по административному иску ФИО3 *** к отделу судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по *** области и судебному приставу-исполнителю ФИО1 *** о признании действий и решений судебного пристава-исполнителя незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области ФИО1 (далее по тексту – ФИО1 административный ответчик, судебный пристав-исполнитель) от *** года возбуждено исполнительное *** отношении должника ФИО3 (далее по тексту – ФИО3., административный истец, должник) о взыскании алиментов в пользу *** на содержание несовершеннолетнего ***
Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника ФИО3.
Административный истец ФИО3. обратился в суд с административным иском к отделу судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области (далее по тексту – ОСП по *** району УФССП России по *** области) о признании действий и решений судебного пристава-исполнителя незаконными. Просил:
1. признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП по *** району УФССП России по *** области ФИО1. незаконными;
2. признать постановление о возбуждении исполнительного производства *** незаконным и отменить;
3. признать постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от *** незаконным и отменить;
4. обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по *** району УФССП России по *** области ФИО1. вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу *** судебного участка *** судебного района *** области;
5. обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по *** району УФССП России по *** области ФИО1. вынести постановление о возврате исполнительного листа № *** с места работы (предприятия ЗАО ССК);
6. восстановить пропущенный срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя.
В обоснование административного иска административный истец ФИО3. указал, что ему *** стало известно о том, что взыскатель ***. в отдел судебных приставов-исполнителей заявления о принятии к производству исполнительного листа в ****** года не предъявляла, поскольку в селе *** отсутствовала.
В то же время в материалах исполнительного производства имеется заявление взыскателя, составленное на бланке отдела судебных приставов, что свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель принял заявление, не удостоверившись в личности подателя.
Кроме этого исполнительный лист выдан на взыскателя ФИО3, в постановлении о возбуждении исполнительного производства фамилия взыскателя указана как *** тогда как заявление подано *** а в материалах исполнительного производства отсутствует документ, указывающий о перемене фамилии взыскателя.
В нарушение статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель принял заявление у неустановленного лица и на основании указанного заявления совершил исполнительные действия, на основании которых производятся удержания из заработной платы административного истца.
Судебному приставу-исполнителю надлежало вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства ввиду отсутствия заявления взыскателя, отсутствия документа, удостоверяющего личность, свидетельства о перемене имени (фамилии).
Поскольку ему лишь *** стало известно о том, что взыскатель отсутствовала в селе *** года и не могла подать заявление лично, то установленный для обжалования постановления десятидневный срок подлежит восстановлению.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель ФИО1
Определением суда от *** к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено также Управление Федеральной службы судебных приставов по *** области.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд своего представителя адвоката Перемитину ***.
Представитель административного истца адвокат Перемитина ***. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по *** району УФССП России по *** области ФИО1. административные исковые требования не признала, пояснив, что, возбуждая исполнительное производство, действовала в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Ей был передан исполнительный лист, заявление и паспорт взыскателя ***., а также постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от ***. Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных статьёй 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не имелось. При возбуждении исполнительного производства фамилия взыскателя *** вместо *** была указана согласно исполнительному листу. Сведения о перемене взыскателем фамилии на *** имелись в предыдущем исполнительном производстве. Поэтому направляя *** исполнительный лист для обращения взыскания на заработную плату должника, она (судебный пристав-исполнитель) указала фамилию взыскателя *** Постановлением судебного пристава-исполнителя от *** фамилия взыскателя в исполнительном производстве была измена на ***. Срок обжалования оспариваемых постановлений истек, поскольку *** года копии постановлений были направлены должнику, в *** года должник ФИО3 обращался в отдел судебных приставов по вопросу о взыскании с него алиментов, что свидетельствует о том, что ему было известно о вынесении оспариваемых постановлений.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области и отдела судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области начальник ОСП по *** району ФИО2 административные исковые требования не признала, пояснив аналогично изложенному административным ответчиком ФИО1
Заинтересованное лицо *** (далее по тексту – ***., заинтересованное лицо, взыскатель) в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, возражала против удовлетворения административных исковых требований. В письменном отзыве указала, что в *** года она предъявила ко взысканию исполнительный лист о взыскании алиментов с ФИО3 Документы направила почтой своей сестре, та отнесла их в отдел судебных приставов-исполнителей.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие административного истца ФИО3. и заинтересованного лица ***
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Свои выводы суд основывает на следующем.
В силу статьи 30 ФЗ Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - ФЗ "Об исполнительном производстве") судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (часть. 2).
Согласно части 8 статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Статья 31 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Так, в силу указанной статьи судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются, в том числе обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со статьёй 98 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 121 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Согласно части 8 данной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Аналогичные положения установлены в статье 122 ФЗ "Об исполнительном производстве", разъяснены в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным полностью или в части, если признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанных правовых норм следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия судебного пристава-исполнителя на принятие оспариваемого решения;
б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Бремя доказывания законности оспариваемого решения лежит на лице, вынесшем это решение. Бремя доказывания нарушения законных прав и интересов административного истца, лежит на административном истце.
Для признания постановления должностного лица незаконным, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие такого постановления закону или иному акту, имеющему юридическую силу, и нарушение этим постановлением прав и законных интересов гражданина. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Исходя из указанных правовых норм, также следует, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу части 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как установлено в судебном заседании, мировым судьёй судебного участка *** области от ****** года взысканы алименты с должника ФИО3 в пользу взыскателя *** части заработка на содержание сына *** рождения.
Для принудительного исполнения судебного решения *** был выдан исполнительный лист ***
*** года взыскатель ***. обратилась в отдел судебных приставов по *** району по вопросу о принятии исполнительного листа к производству. Волеизъявление взыскателя выражено в соответствующем письменном заявлении. В нём имеется подпись, указана необходимая информация о месте работы и номере телефона должника ФИО3 а также банковские реквизиты взыскателя *** для перечисления денежных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменным отзывом заинтересованного лица *** а также материалами исполнительного производства ***
Исполнительный лист, предъявленный в службу судебных приставов, соответствует требованиям, предусмотренным статьей 13 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Основания для принятия оспариваемого постановления от *** о возбуждении исполнительного производства и полномочия судебного пристава-исполнителя на принятие указанного постановления предусмотрены статьёй 30 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных статьёй 31 ФЗ "Об исполнительном производстве" вследствие отсутствия заявления взыскателя либо отсутствия его подписи на заявлении, не имелось.
А поэтому постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по *** району УФССП по *** области ФИО1 в соответствии с частью 8 статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" возбуждено исполнительное производство ***
Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от *** о возбуждении исполнительного производства *** принято по основаниям, предусмотренным статьёй 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", и в пределах предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий.
Основания для принятия оспариваемого постановления от *** об обращении взыскания на заработную плату должника и полномочия судебного пристава-исполнителя на принятие указанного постановления предусмотрены статьёй 98 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Поскольку предъявленный ко взысканию исполнительный документ содержал требования о взыскании периодических платежей, то в соответствии со статьёй 98 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по *** району УФССП по *** области ФИО1 обращено взыскание на заработную плату должника ФИО3., получаемую им в филиале ЗАО ССК в ***. Постановлено удержанные суммы перечислять на счёт взыскателя ***
Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от *** об обращении взыскания на заработную плату должника принято по основаниям, предусмотренным статьёй 98 ФЗ "Об исполнительном производстве", и в пределах предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий.
Порядок принятия оспариваемых постановлений установлен статьёй 14 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Так, согласно статье 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Нарушений порядка принятия постановлений о возбуждении исполнительного производства и об обращении взыскания на заработную плату в судебном заседании не установлено. Предусмотренный ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок принятия указанных решений соблюден.
Таким образом, требования нормативного правового акта ФЗ "Об исполнительном производстве", устанавливающего полномочия, основания и порядок принятия постановления от *** о возбуждении исполнительного производства *** и постановления от *** об обращении взыскания на заработную плату должника судебным приставом-исполнителем ФИО1. соблюдены.
Содержание указанных постановлений также соответствует статье 14 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Административное исковое заявление ФИО3 основано также на том, что в материалах исполнительного производства отсутствует документ, указывающий на перемену фамилии взыскателя.
Из письменного отзыва заинтересованного лица ***., а также объяснений судебного пристава-исполнителя ФИО1. следует, что копия свидетельства о расторжении брака с указанием о присвоении ***. после расторжения брака фамилии ФИО4, имелась в предыдущем исполнительном производстве.
Эти объяснения подтверждаются материалами исполнительного производства ***, возбужденного *** и оконченного *** в связи с отзывом исполнительного листа взыскателем.
В материалы исполнительного *** представлена копия паспорта взыскателя с указанием фамилии ФИО4, а также свидетельство о расторжении брака. Поэтому, направляя постановление об обращении взыскания на заработную плату, судебный пристав-исполнитель в постановлении от *** указала фамилию взыскателя ***
А поэтому содержание оспариваемых постановлений не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя от *** фамилия взыскателя в исполнительном производстве была изменена на ФИО4.
При изложенных обстоятельствах права, свободы и законные интересы административного истца ФИО3 не нарушены, препятствий к осуществлению прав и свобод административного истца не создано. Возбуждение исполнительного производства и взыскание на заработную плату административного истца ФИО3 возложено законно, обоснованно и в пределах предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий.
Кроме того, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ имеется самостоятельное основание для отказа административному истцу ФИО3. в удовлетворении административного искового заявления в связи с пропуском им срока обращения в суд.
Из объяснений сторон следует, что о принятых судебным приставом-исполнителем постановлениях административному истцу ФИО3. стало известно как минимум в *** года. Он по вопросу об удержании с него алиментов в рамках возбужденного исполнительного производства обращался к судебному приставу-исполнителю ФИО1 года и со взысканием с него алиментов был несогласен.
С административными исковыми требованиями административный истец ФИО3. обратился в суд лишь *** года, то есть со значительным пропуском установленного законом процессуального срока.
Доводы административного истца о том, что ему *** стало известно о том, что взыскатель *** в отдел судебных приставов-исполнителей заявления о принятии к производству исполнительного листа в *** года не предъявляла, не свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска процессуального срока и не является основанием для восстановления пропущенного срока. Каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска, в суд не представлено.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая, что при подаче административных исковых заявлений об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ), то необходимо возвратить административному истцу ФИО3. излишне уплаченную государственную пошлину в размере *** рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к отделу судебных приставов по *** району Управления Федеральной службы судебных приставов по *** области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по *** области и судебному приставу-исполнителю ФИО1 о признании действий и решений судебного пристава-исполнителя незаконными, - отказать.
Возвратить ФИО3 излишне уплаченную государственную пошлину в размере ***.
Разъяснить ФИО3., что заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Александровский районный суд Томской области течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.П. Крикунова
Верно. Судья: О.П. Крикунова
Решение принято судом в окончательной форме 27 ноября 2016 года