ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-224/20 от 10.07.2020 Балезинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2а-224/2020

УИД18RS0007-01-2020-000385-30

Решение

Именем Российской Федерации

п. Балезино 10 июля 2020 года

Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Беркутовой Т.М.,

при секретаре Волковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Глущенко В. А. к Администрации МО «Балезинский район», заместителю главы администрации Кирющенкову С. А. о признании незаконным отказа о переводе нежилого помещения в жилое,

установил:

Административный истец Глущенко В.А. обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Балезинский район», заместителю главы администрации Кирющенкову С.А. о признании незаконным отказа о переводе нежилого помещения в жилое, мотивируя требования тем, что в феврале 2020 истец обратился в администрацию МО «Балезинский район» с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое. Согласно ответу от 18.02.2020 № 483 был получен отказ. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.02.2006 административному истцу принадлежит 1/2 доля в общей долевой собственности объекта, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно соглашения от 18.02.2019 1/2 первый этаж переходит Касимову А.Р., Глущенко В.А. переходит 1/2 второй этаж. Административный истец решил перевести данный объект в жилое помещение для улучшения и расширения условий для своих несовершеннолетних детей. На данный момент семья истца проживает в старом доме 1898 года строения, дом неблагоустроенный. Кроме того, в данном доме административному истцу принадлежит 1/4 доли 12,5 вк.м, то есть на четверых приходится по 3,12 кв.м на каждого. Согласно технического описания квартиры, физический износ дома составляет 62%. Постановлением от 04.102018 административный истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановлением от 13.08.2018 признан малоимущим. Объект, расположенный по адресу: <адрес> имеет отдельные входы и выходы. Отказом в переводе нежилого помещения в жилое были нарушены права административного истца и права его несовершеннолетних детей. Административный истец просит признать отказ заместителя главы администрации МО «Балезинский район» незаконным и необоснованным.

Административный истец Глущенко В.А. в судебное заседание на явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, почтовая корреспонденция вернулась по истечении срока хранения. Одновременно с подачей административного иска было подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствии административного истца на основании ст. 150 КАС РФ.

Представитель административного ответчика администрация МО «Балезинский район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. Дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика на основании ст. 150 КАС РФ. В суд направлен письменный отзыв, в котором указано следующее. 06.02.2020 Глущенко В.А. обратился в Администрацию МО «Балезинский район» с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое помещение. Не позднее чем через три дня со дня принятия Администрацией МО «Балезинский район» постановления о переводе помещения или об отказе в переводе помещения отдел строительства ЖКХ и Архитектуры Администрации МО «Балезинский район» направляет или выдает заявителю уведомление о переводе помещения или об отказе в переводе помещения. Уведомление об отказе Глущенко В.А. датировано 18.02.2020, таким образом, указанное уведомление в соответствии с требованиями регламента не могло быть вручено позднее 21.02.2020. На основании изложенного, считают, что административным истцом пропущен срок, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ. Кроме того, земельный участок, а также здание, расположенные по адресу: <адрес> согласно карте территориального зонирования МО «Балезинский район» находится в зоне О-3 делового, общественного и коммерческого назначения. Категория указанного земельного участка – земли населенного пункта. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой классификатор утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Согласно данному классификатору содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3,4. Размещение жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального, жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2. В силу положений частей 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентов при условии соблюдения требований технических регламентов. Учитывая, что видом разрешенного использования земельного участка административного истца, сведения о котором внесены в ЕГРН является «размещение и эксплуатация магазина», и он в установленном законом порядке не изменялся, размещение здания с жилой квартирой на указанном земельном участке не соответствует разрешенному виду использования для данной территориальной зоны. Считают, принятое административным органом оспариваемое решение законно и обоснованно, в удовлетворении иска просят отказать.

Административный ответчик заместитель главы Администрации МО «Балезинский район» Кирющенков С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствии административного ответчика на основании ст. 150 КАС РФ. Ранее в судебном заседании с административным иском не согласился, считает отказ о переводе нежилого помещения в жилое законным и обоснованным. Пояснил, что документы, подтверждающие вручение отказа от 18.02.2020 административному истцу Глущенко В.А., отсутствуют, отказ был вручен лично, но расписка не взята.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (ч.8 ст.226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.

В соответствии с ч.9 и ч.11 ст.226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков и обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что обжалуемый ответ вынесен заместителем главы Администрации 18.02.2020. Представителем административного ответчика не представлено суду письменных доказательств вручения данного ответа административному истцу Глущенко В.А. Из содержания административного иска также не усматривается, когда Глущенко В.А. стало известно о принятом по его заявлению решении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренный трёхмесячный срок на обращение в суд административным истцом Глущенко В.А. не пропущен. Учитывая, что административным ответчиком не представлено письменных доказательств вручения административному истцу оспариваемого уведомления, судом отклоняется довод административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд.

В судебном заседании установлено, что обжалуемый административным истцом отказ в переводе нежилого помещения в жилое подписан заместителем главы Администрации Кирющенковым С.А.

Согласно распоряжению и.о. главы МО «Балезинский район» №74 от 18.07.2018, и.о. заместителя Главы Администрации МО «Балезинский район» по вопросам строительства и ЖКХ Кирющенкову С.А. делегированы полномочия Главы МО «Балеинский район» в том числе на перевод (отказ о переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Согласно выписке из распоряжения главы МО «Балезинский район» №574-к от 23.11.2018 Кирющенков С.А. назначен на должность заместителя главы Администрации по вопросам строительства и ЖКХ с 22.11.2018.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое принято уполномоченным лицом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

10.04.2017 между администрацией МО «Балезинский район» (арендодатель) и Касимовым А.Р., действующим за себя и за Глущенко В.А. (арендатор) заключен договор аренды № 36-2017 земельного участка, находящегося в собственности, согласно которому арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земли населенных пунктов с кадастровым номером 18:02:020150:98, находящийся по адресу: <адрес>, разрешенное использование: магазины (4.4) – строительство и размещение здания магазина, общей площадью 146 кв.м. (п.1.1. договора). Срок договора аренды устанавливается с 10.04.2017 по 09.04.2020. (п.2.1).

Из актов приема-передачи от 10.04.2017 следует, что Администрация МО «Балезинский район» передала в соответствии с договором аренды № 36-2017 от 10.04.2017 в аренду с 10.04.2017 по 09.04.2020 Глущенко В.А. и Касимову А.Р. земельный участок из категории земли населенных пунктов с кадастровым номером 18:02:020150:98, находящийся по адресу: <адрес>, разрешенное использование: магазины (4.4) – строительство и размещение здания магазина, общей площадью 146 кв.м.

Из разрешения на строительство № 18-№RU18502000-1034-2017 от 07.09.2017 следует, что последнее было выдано Касимову А.Р. и Глущенко В.А. для строительства объекта капитального строительства, наименование объекта – магазин, кадастровый номер земельного участка 18:02:020150:98, адрес объекта: <адрес>.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № 18-№RU18502000-476-2017 от 13.12.2017 Касимову А.Р. и Глущенко В.А. разрешен ввод в эксплуатацию - магазин, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно представленной выписке из ЕГРН от 05.03.2019 Глущенко В.А. является собственником нежилого помещения площадью 126,4 кв.м расположенного по адресу: <адрес>, помещение <номер>.

Из соглашения о выделе доли в праве собственности от 18.02.2019 заключённого между Касимовым А.Р. (сторона 1) и Глущенко В.А. (сторона 2) следует, что стороне 2 принадлежит ? доли нежилого здания, заключающаяся в изолированных частях на первом этаже, состоящего из 2-х помещений: №1 -1,86 кв.м, № 2-5,94 кв.м., на втором этаже, состоящего из трех помещений: № 3-119,40 кв.м, № 4 -2,52 кв.м, ; № 6 -2 кв.м, общей площадью 131,7 кв.м. Вход отдельный. Адрес: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что 06.02.2020 Глущенко В.А. обратился в Администрацию МО «Балезинский район» с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, расположенного по адресу: <адрес>, помещение <номер>. К заявлению приложена выписка из ЕГРН от 05.03.2019, соглашение о разделении долей от 18.02.2019.

18.02.2020 Администрацией МО «Балезинский район» дан отказ о переводе нежилого помещения в жилое со ссылкой на п. 4 ст.22 ЖК РФ и п.9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В силу ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Уведомление об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч.4).

Согласно частям 2, 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47.

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с п. 9 данного Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонирование, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: утверждение правил землепользования и застройки поселений.

В силу статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представителем органов местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Согласно частям 1 - 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 3 ст. 85 ЗК РФ также предусмотрено, что собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Из анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

В силу ч. 6 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор разрешенного использования земельных участков.

Суду представлены Правила землепользования и застройки МО «Балезинское» с учетом изменений, внесенных Распоряжениями Правительства УР. В указанных Правилах определена зона делового, общественного и коммерческого назначения (О-3). Данная зона выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов местного значения, связанных прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодический потребностей населения в соответствии с нижеприведенными видами разрешенного использования: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешённого использования. В указанной зоне не предусмотрено размещение объектов жилого назначения.

Согласно представленной суду карте градостроительного зонирования нежилое помещение, расположенное по адресу: «<адрес>» относится к зоне О-З, а именно, зоне делового общественного и коммерческого назначения.

Учитывая, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, согласно карте территориального зонирования МО «Балезинский район» находится в зоне О-3 делового, общественного и коммерческого назначения, в котором не предусмотрено размещение объектов жилого назначения, Администрацией МО «Балезинский район» было обоснованно отказано административному истцу в переводе нежилого помещения в жилое.

Довод административного истца на то, что отказом в переводе нежилого помещения в жилое нарушены права истца и его несовершеннолетних детей, поскольку его семья признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении судом отклоняется. Поскольку признание малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не является безусловным основанием для удовлетворения заявления о переводе нежилого помещения в жилое.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Глущенко В. А. к Администрации МО «Балезинский район», заместителю главы администрации Кирющенкову С. А. о признании незаконным отказа о переводе нежилого помещения в жилое отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Балезинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.М. Беркутова