Дело № 2а-2251/2017
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2017 года город Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Канцеровой Т.В.,
при секретаре Полигас Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к *** Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия), связанных с нерассмотрением его заявлений, непринятием мер по его заявлениям,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действий (бездействия) *** Российской Федерации (далее - *** России, *** Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований указывает, что приказом *** России по *** области №*** от *** он был привлечен к дисциплинарной ответственности за якобы допущенное нарушение режима секретности, выразившееся в ***, составляющих государственную тайну, в исковом заявлении от ***, поданном к УМВД России по *** области в *** суд ***.
Приказ был вынесен на основании заключения служебной проверки рег. №*** от ***.
Заключение служебной проверки, в свою очередь, основывалось на заключении Центральной экспертной комиссии (далее - ЦЭК) *** Российской Федерации от *** за №*** якобы по результатам экспертной оценки содержания его искового заявления от *** на предмет относимости к государственной тайне приведенных в нем сведений.
Таким образом, заключение ЦЭК *** Российской Федерации, основанное на положениях приказа *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации», явилось поводом для привлечения его к дисциплинарной ответственности, для лишения его допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и увольнения его из органа внутренних дел (далее – ***) Российской Федерации.
Заявлением №*** от *** он обратился в адрес *** Российской Федерации за признанием недействительным приказа *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации», однако, административный ответчик указанное заявление оставил без удовлетворения. Между тем, административный истец полагает, что приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации» подпадает под требования законодательства Российской Федерации о государственной регистрации нормативно-правовых актов. Не будучи зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, приказ не подлежал и не подлежит применению, следовательно, его заявление №*** от *** должно было быть удовлетворено. В то же время, заявление рассмотрено с принятием по нему незаконного решения и неуполномоченным на то субъектом – Управлением защиты государственной тайны Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций *** Российской Федерации, в компетенцию которого не входит принятие решения по заявленному им требованию.
Просит признать незаконными следующие действия (бездействие) *** Российской Федерации:
- рассмотрение его заявления №*** от *** неуполномоченным субъектом – *** Российской Федерации;
- непринятие по его заявлению №*** от *** положенных по закону мер, в том числе на признание недействительным приказа *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации» с момента его издания;
- применение *** Российской Федерации недействительного приказа *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации», как нормативного акта, не прошедшего обязательную процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Просит обязать *** Российской Федерации рассмотреть его заявление №*** от *** субъектом, имеющим законные полномочия на принятие решения по требованиям, приведенным в заявлении; признать недействительным приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации».
В судебном заседании административный истец ФИО4 поддержал заявленные административные исковые требования, представил дополнительные пояснения со ссылкой на Закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в системе *** Российской Федерации, которая утверждена приказом *** Российской Федерации №*** от *** (л.д. 104-112).
Представитель административного ответчика *** Российской Федерации и заинтересованного лица *** России по *** области ФИО1 в судебном заседании возражала против административного иска, представила письменные возражения на административный иск (л.д. 36-37).
Представитель заинтересованного лица Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций *** Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление (л.д. 144).
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о *** Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ***№*** (далее – Положение), *** является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
В соответствии с п.п. 96 п. 11 Положения *** России осуществляет следующие полномочия: организует прием граждан, своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Порядок рассмотрения таких обращений установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 5 Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 10 Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу постановленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно статье 12 этого же Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Во исполнение приведенного Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в *** Российской Федерации принята Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в системе *** Российской Федерации, которая утверждена приказом *** Российской Федерации №*** от *** (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 2 Инструкции рассмотрение обращений граждан в системе *** России осуществляется подразделениями центрального аппарата *** России, территориальными органами *** России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на *** России.
Согласно п.п. 8-8.4 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции, уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
В силу п.п. 99 – 99.12 Инструкции при рассмотрении обращения по существу непосредственный исполнитель: внимательно и всесторонне изучает содержание обращения, необходимые сведения, документы и материалы, определяет суть заявления, предложения или жалобы, устанавливает достаточность изложенных в обращении сведений, а также имеющихся документов и материалов для выработки и принятия решения; уточняет при необходимости у гражданина дополнительные сведения или просит представить отсутствующие документы (по телефону, при наличии в обращении сведений об абонентском номере, или приглашает его на личную беседу). В случае отказа гражданина предоставить требуемую информацию или документы ему направляется ответ по результатам рассмотрения имеющихся материалов; осуществляет подготовку запросов для получения необходимых сведений, документов и материалов. Запросы подписываются уполномоченным должностным лицом и направляются подразделением делопроизводства; вносит руководителю, давшему поручение о рассмотрении обращения, предложения о выезде на место для проверки изложенных в обращении фактов; изучает и анализирует полученные сведения, документы и материалы; устанавливает факты и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по обращению; оценивает достоверность сведений, являющихся основанием для принятия решения по обращению; устанавливает обоснованность доводов гражданина; осуществляет подготовку заключения о результатах проверки по жалобе и представляет его на утверждение должностному лицу, уполномоченному на подписание ответа; осуществляет подготовку и представление на подпись уполномоченному должностному лицу проекта ответа гражданину, а также при необходимости проектов ответов в государственный орган или должностному лицу, направившему обращение.
Из материалов дела усматривается, что заявлением исх. №*** от *** ФИО4 обратился на имя *** Российской Федерации ФИО2, в указанном заявлении просит признать недействительным приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации» с момента его издания и по настоящее время и отменить его как не прошедшего обязательную государственную регистрацию, либо произвести такую регистрацию, рассекретить его исковое заявление от ***, в случае отказа признания недействитйльным приказа №*** – привести исчерпывающее правовое обоснование такого отказа.
На обращение ФИО4 Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций *** Российской Федерации *** дан ответ, указывающий, со ссылкой на приказ Минюста России от ***№***, на то, какие нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации, а также сообщено, что приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации» не обладает признаками, которые в силу закона необходимы для государственной регистрации нормативных правовых актов, в силу чего он не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что заявление административного истца №*** от *** рассмотрено Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций *** Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с требованиями Закона РФ № 59-ФЗ от *** «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в системе *** Российской Федерации, утвержденной приказом *** Российской Федерации №*** от ***, мотивированный ответ дан в установленный законом срок по существу поставленных в обращении вопросов уполномоченным субъектом, права и свободы ФИО4 нарушены не были.
Поскольку в обращении административным истцом поставлен вопрос об отмене приказа, имеющего гриф «для служебного пользования», ответ на его обращение дан уполномоченным субъектом – заместителем начальника Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций *** Российской Федерации – начальником Управления защиты государственной тайны ФИО3.
Несогласие ФИО4 с содержанием оспариваемого ответа не свидетельствует о незаконности действий либо о бездействии *** Российской Федерации.
При этом *** Российской Федерации самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать его принять по итогам обращений то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным (в частности, обязать признать недействительным приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации»). Непринятие мер на обращение гражданина не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке. Если административный истец полагает, что приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации» является нормативным правовым актом, нарушающим его права, свободы и законные интересы, то он не лишен возможности оспорить данный приказ в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с соблюдением правил подсудности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. ст. 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также п.п. 25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суды при рассмотрении споров об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняют:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В этой связи, поскольку действиями административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушены, ответ на обращение №*** дан уполномоченным субъектом с соблюдением требований Закона РФ № 59-ФЗ от *** «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в системе *** Российской Федерации, утвержденной приказом *** Российской Федерации №*** от ***, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к *** Российской Федерации о признании незаконным рассмотрения его заявления №*** от *** неуполномоченным субъектом, непринятия по его заявлению мер, направленных на признание недействительным приказа *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации», применения указанного приказа, возложении на *** Российской Федерации обязанности рассмотреть его заявление №*** от *** уполномоченным субъектом и признать недействительным приказ *** Российской Федерации №*** от *** «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в *** Российской Федерации», - отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные КАС РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Т.В.Канцерова