ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2251/2022 от 07.06.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2а-2251/2022

11RS0001-01-2021-020121-16

Решение

именем Российской Федерации

г. Ухта, Республика Коми

07 июня 2022 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания,

установил:

ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд с административным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее – УФСИН России по РК) о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в сумме 200.000 руб., указав в обоснование требований, что на его имя поступили журналы и кодексы Российской Федерации, которые были изъяты и переданы для хранения на склад администрацией учреждения. Административный истец полагает, что данными действиями нарушены его право на получение информации, поскольку журналы он приобрел по подписке на собственные средства, а Кодексы, которые прислала ему жена, отсутствуют в библиотеке Учреждения.

Определением Сыктывкарского городского суда от 01.12.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №19» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-19).

Определением Сыктывкарского городского суда от 13.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 25.04.2022, настоящее административное дело передано на рассмотрение в Ухтинский городской суд.

Определением суда от 07.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России).

Административный истец, отбывающий наказание в ФКУ ИК-19, опрошенный по средствам системы видеоконференц-связи, на заявленных требованиях настаивал и показал, что у него имеются два учебника: по истерии, по обществознанию, потому что он учится. Больше никаких учебников, журналов и т.п. у него нет, все было изъято сотрудниками ИК-19.

Представитель УФСИН России по РК, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, ФСИН России по доверенности ФИО2 требования не признала, полагала действия по изъятию у административного истца журналов и Кодексов правомерными.

Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний.

Из материалов дела следует, что ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 03.07.2020, содержится в обычных условиях отбывания наказания.

Согласно ответа АО «Почта России» от 22.10.2021, в период с апреля по май 2021 года на имя административного истца поступили следующие подписные издания: журнал «National Geogrhic» №4, № 5; журнал «Популярная механика» № 4, № 5; журнал «Discovery» № 4, № 5; журнал «Российская хроника Европейского суда» № 2. Вся поступившая литература была выдана уполномоченному лицу ФКУ ИК-19.

Все вышеперечисленные журналы администрацией Учреждения были переданы для хранения на склад.

23.06.2021 на имя административного истца от гражданки ФИО3 поступила бандероль, в которой находились Земельный, Гражданский, Семейный, Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическая литература была изъята администрацией Учреждения и передана для хранения на склад.

Полагая указанные действия администрации ФКУ ИК-19 незаконными и нарушающими положения Конвенция о защите прав человека и основных свобод, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина регламентирована в статье 55 Конституции Российской Федерации и допускается как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с требованиями ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные, в том числе, обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Такие правила утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее Правила).

Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Статьей 95 УИК РФ и п. 93 Правил установлено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.

Обнаруженные запрещенные вещи изымаются, по ним принимается решение в соответствии с главой XI Правил (п. 97 Правил).

В приложении №1 к Правилам, в пункте 18 в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, бандеролях либо приобретать отнесены любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).

Пунктом 26 указанного приложения к Правилам прямо предусмотрен запрет осужденным иметь при себе вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами порядке.

Пунктом 52 Правил установлено, что запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке. При переводе осужденных в другое ИУ изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденных пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осужденных - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.

Установленные по делу обстоятельства, применительно к вышеизложенному законодательству с учетом предусмотренных и приведенных выше изъятий и ограничений прав и свобод граждан при исполнении уголовного наказания, свидетельствуют о том, что направленные в адрес административного истца бандеролью книги в виде кодексов, с учетом установленных правил отнесены к предметам, которые осужденным запрещено получать в посылках, передачах и бандеролях, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что действия администрации ФКУ ИК-19, выразившиеся в изъятии указанной юридической литературы из бандероли, направленной в адрес административного истца, соответствуют требованиям закона.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении №1238-О от 29.05.2012, Конституция Российской Федерации, относя уголовное и уголовно-исполнительное законодательство к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт «о»), наделила федерального законодателя полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого как следует из части первой статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это, в частности, обусловливает применение к совершившим преступления лицам уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, особенность исполнения которых связана с тем, что осужденные ограничиваются в своих правах и свободах и на них возлагаются определенные обязанности.

В Определении №378-О от 12.07.2006 года Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применение к лицу, совершившему противоправное деяние, такого наказания, как лишение свободы, рассчитано на изменение привычного уклада его жизни, отношений с окружающими и предполагает определенное морально-психологическое воздействие, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности.

Статья 82 УИК РФ и статья 14 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляют общие режимные требования, обусловленные спецификой деятельности органов уголовно-исполнительной системы. Введение федеральным законодателем таких требований предопределено целями исполнения наказания в виде лишения свободы, направлено на соблюдение порядка его отбывания в условиях, обеспечивающих, с одной стороны, изоляцию осужденных и исполнение ими своих обязанностей, а с другой - охрану их прав и законных интересов, и в этом смысле, как общее правило, согласуется с конституционно значимыми целями, которыми только и могут быть обусловлены возможные ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При этом, установленное ст. 95 УИК РФ ограничение получения осужденными путем направления посылок, передач и бандеролей только письменных принадлежностей, не ограничивает право осужденного на приобретение необходимой литературы по подписке или за счет собственных средств и не исключает для административного истца возможность получения необходимых печатных изданий (в том числе и юридической литературы), обеспечивая справедливость применяемых в результате осуждения мер воздействия без несоразмерного ограничения его прав.

Таким образом, периодические издания, подписка на которые была оформлена административным истцом через АО «Почта России» не подпадают под приведенные выше ограничения, а учитывая, что на день их изъятия и на день рассмотрения дела в суде в пользовании истца находилось количество книг, не превышающих максимально допустимое количество (2 учебника), суд находит действия исправительного учреждения по изъятию периодических изданий незаконными.

Учитывая характер допущенных нарушений, развлекательно-позновательную направленность изъятой литературы, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу административного истца денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 2.000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования ФИО1, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №19» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в размере 2.000 рублей.

В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированное решения, с 09 июня 2022 года.

Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.