К делу № 2а-2252/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2016 года станица Динская Динской район
Краснодарского края
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Николаевой Т.П.,
при секретаре Корниенко А.С.,
с участием
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Прокуратуре Динского района о признании незаконным представления прокурора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Динского района о признании незаконным представления прокурора.
В обоснование исковых требований ФИО4 указано, что по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета муниципального образования Динской район, в части соблюдения лицами, замещающими муниципальную должность, обязанности представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, прокурор Динского района внес Представление № от 11.05.2016г. «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» Председателю Совета муниципального образования Динской район, ФИО5, с требованием об освобождении ФИО4 от муниципальной должности депутата Совета муниципального образования Динской район в связи с утратой доверия.
На основании ответа на запрос прокуратуры района, поступившего из организационного отдела Совета муниципального образования Динской район исх. №101 от 04.05.2016г., по состоянию на 01.05.2016г. депутатом по Новотитаровскому трехмандатному избирательному округу № 6, ФИО4, без каких-либо объективных причин не предоставлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Однако, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО4 были представлены в Совет муниципального образования Динской район - 04.05.2016г., что подтверждается Справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с отметками в принятии исполняющей обязанности начальника организационного отдела Совета муниципального образования Динской район ФИО6
ФИО4 с указанным представлением прокурора не согласен, считает его незаконным, полагает, что нарушение исполнения законодательства, указанное в представлении, отсутствовало на момент проведения проверки, по следующим основаниям:
Часть 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 13.1 названного Федерального закона №273-ФЗ, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 25.12.2008 года № 273-Ф3, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Пункт 4 ст. 5 Федерального закона РФ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009г. № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» органам местного самоуправления рекомендовано определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, нормативными правовыми актами Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендовано разработка и утверждение положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же определение должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с требованиями вышеприведенных Федеральных законов, Решением Совета муниципального образования Динской район от 02.03.2016г. № 83-8/3 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В силу п. 8 вышеуказанного Положения, определен перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно: главы муниципального образования Динской район, исполняющего полномочия главы местной администрации; депутатов Совета муниципального образования Динской район, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатов, замещающих должности в Совете муниципального образования Динской район.
Подпунктом «б» п. 3 Положения установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утверждённой Указом Президента РФ от 23.06.2014г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» - гражданами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.
Из материалов проверки следует, что последний день срока представления в Совет муниципального образования Динской район сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, определенного Положением, утвержденным Решением Совета муниципального образования Динской район от 02.03.2016 № 83-8/3, приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем - 30 апреля 2016 года.
Поскольку 30 апреля 2016 года является выходным днем, лица, замещающие (занимающие) должности, на которых возложена обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, должны отчитаться за 2015 год не позднее - 04 мая 2016 года, то есть днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутатом Совета муниципального образования Динской район, ФИО4 были представлены в Совет муниципального образования Динской район - 04 мая 2016 года, то есть в ближайший следующий за ним рабочий день.
Подчинение требованиям о соблюдении установленных в Совете муниципального образования Динской район Правил внутреннего трудового распорядка, так же предусмотрено п.п. 5 п. 5 ст. 35.1 Регламента Совета муниципального образования Динской район, утвержденного Решением Совета муниципального образования Динской район от 29.09.2010 № 109-7/2.
Частью 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поскольку последний день срока - 30 апреля 2016 года, приходится на нерабочий день, то в силу ч. 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть - 04 мая 2016 года.
Действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, составляющие правовую основу законодательства о противодействии коррупции, не содержат норм, определяющих порядок исчисления сроков в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В других законодательных актах Российской Федерации, регулирующих схожие по своей природе отношения, которые основаны на властном подчинении одной стороны другой (например, Налоговый кодекс Российской Федерации), порядок исчисления сроков предусматривает, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Иного порядка исчисления сроков в нормативных актах Российской Федерации, регулирующих отношения сторон, основанные на административном и ином властном подчинении, не предусмотрено.
Поскольку, возникшие отношения не урегулированы нормативными правовыми актами, то к таким отношениям в установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами случаях могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) или общие принципы права и законодательства (аналогия права).
Административный истец полагает, что ответ на запрос прокуратуры района, поступивший из организационного отдела Совета муниципального образования Динской район исх. № 101 от 04.05.2016г., по состоянию на 01.05.2016г. о том, что депутатом по Новотитаровскому трехмандатному избирательному округу № 6, ФИО4 без каких-либо объективных причин не предоставлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, не может быть положен в основу оспариваемого Представления прокурора, поскольку представленные сведения по состоянию на 01.05.2016г. - нерабочий (праздничный) день, являются необъективными так, как не могут дать однозначного ответа обо всех, поступивших сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полагает, что нарушение исполнения законодательства, указанное в представлении, отсутствовало на момент проведения проверки – 01.05.2016г., то есть по состоянию на дату, указанную в сведениях, предоставленных из организационного отдела Совета муниципального образования Динской район.
Считает, что при рассмотрении спора необходимо учитывать следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела: включена ли занимаемая истцом должность в перечень должностей муниципальных служащих, замещение которых возлагает на муниципального служащего обязанность представлять необходимые сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера; была ли надлежащим образом исполнена истцом вышеуказанная обязанность; утверждены и вступили ли в силу в установленном законом порядке, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; имеется ли в действиях истца состав проступка (коррупционного правонарушения), применительно к рассматриваемому спору.
Регулирование порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрено в муниципальном правовом акте - Решении Совета муниципального образования Динской район от 02.03.2016г. № 83-8/3 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия отнесено к предметам регулирования органов местного самоуправления.
Пунктом 16 указанного Положения (в редакции Решения Совета муниципального образования Динской район от 02.03.2016г. № 83-8/3) предусмотрено, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, а также лицом, замещающим муниципальную должность, они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 16 указанного Положения (в редакции Решения Совета муниципального образования Динской район от 25.04.2016г. № 101-10/3 «О внесении изменений») утвержденного в новой редакции, предусмотрено «Непредставление или несвоевременное представление лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет привлечение его к ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия».
Диспозиция Пункта 16 указанного Положения (в редакции до внесения изменений) не предусматривает: ответственность в результате несвоевременного представления лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; ответственность в результате непредставления или несвоевременного представления лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; ответственность в результате представление заведомо недостоверных или неполных сведений; привлечение к ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
ФИО4 считает, что норма п. 16 указанного Положения (в редакции после внесения изменений) не может быть применима по следующим основаниям: пунктами 2 и 4 Решения Совета муниципального образования Динской район от 25.04.2016г. № 101-10/3 «О внесении изменений в Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», предусмотрен следующий порядок вступления в силу муниципального правового акта: «2. Администрации муниципального образования Динской район обнародовать настоящее решении в установленном порядке и разместить на официальном сайте муниципального образования Динской район в сети «Интернет» (bttp://www.dinskoi-raion.ru/)», «4. Настоящее решение вступает в силу после его официального обнародования».
Как следует из содержания указанного Решения Совета муниципального образования Динской район «О внесении изменений...», усматривается следующий порядок вступления в силу муниципального правового акта: 25.04.2016г. - дата, которой датировано указанное Решение; 27.04.2016г. - дата подписания, указанного Решения; 29.04.2016г. 15:58:54 часов - дата размещения, указанного Решения на официальном сайте муниципального образования Динской район в сети «Интернет» (http://www.dinskoi-raion.ru/).
По состоянию на 30.04.2016г. сведения об официальном опубликовании муниципального правового акта в средствах массовой информации отсутствуют.
Таким образом, на момент предполагаемого неисполнения, 30.04.2016г., ФИО4 обязанности о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера норма муниципального правового акта не предусматривала: ответственность в результате несвоевременного представления лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; оснований для привлечения к ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Императивная норма, изложенная в п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ содержит безусловное правило о том, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решением Совета муниципального образования Динской район Краснодарского края от 23.11.2011г. № 314-22/2 (ред. от 02.03.2016г.) «О принятии Устава муниципального образования Динской район в новой редакции» (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Краснодарскому краю 21.12.2011г. № Ru№) принят Устав муниципального образования Динской район в новой редакции.
Руководствуясь п. 3 ст. 69 Устава муниципального образования Динской район муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 3 в ред. Решения Совета муниципального образования Динской район Краснодарского края от 29.04.2015г. № 722-67/2).
Согласно п. 5 ст. 69 Устава муниципального образования Динской район, официальным опубликованием нормативного правового акта является первая его публикация в печатном средстве массовой информации и (или) первое размещение (опубликование) его полного текста на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации (часть 5 в ред. Решения Совета муниципального образования Динской район Краснодарского края от 02.03.2016 № 72-8/3).
Согласно Закону РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмм видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Также на основании вышеназванного закона под сетевым изданием понимается сайт в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с законом.
В силу ст. 13 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, отнесены к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой ими в сети Интернет.
Изучение нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления, показало, что в отдельных нормативных актах есть ссылка на необходимость их размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет, что само по себе не противоречит действующему законодательству, но такие факты могут привести к нарушению не только федерального законодательства, но и требований уставов муниципальных образований, согласно которым муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным сайт органа местного самоуправления в сети Интернет может стать только после его регистрации в установленном порядке.
Отсутствие же фактической официальной регистрации сайта органа местного самоуправления в сети Интернет свидетельствует, о том, что в случае опубликования только на этом сайте муниципальных нормативных правовых актов их нельзя признать официально опубликованными и, соответственно, вступившими в законную силу.
В силу ст. 47, п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми возможность правового регулирования порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов предоставлена исключительно органам местного самоуправления, официальный сайт органом местного самоуправления может служить источником официального опубликования, в качестве сетевого периодического издания, после проведения соответствующих процедур установленных федеральным законодательством о регистрации сайтов как средств массовой информации.
Просит суд признать незаконным представление прокурора Динского района № 7-01-2016/1260 от 11.05.2016г. «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» с требованием об освобождении ФИО4 от муниципальной должности депутата Совета муниципального образования Динской район в связи с утратой доверия.
В судебном заседании представитель административного истца, ФИО1, поддержал заявленные требования в полном объеме, сославшись на изложенные в тексте административного иска обстоятельства. Не согласен с доводами административного ответчика о том, что представление прокурора не может быть обжаловано, поскольку оно обязательно для исполнения лицами, которым направлено, а исполнение представления влияет на права ФИО4 По применению норм трудового законодательства пояснил, что приведен пример правового регулирования, при отсутствии в законе определенной нормы права. До некоторого времени ответственность за несвоевременное представление сведений о доходах отсутствовала, законодательно данные отношения не урегулированы. Полагает, что п.16 Положения не может быть положен в основу нарушения, указанного в представлении прокурора, поскольку отсутствовали основания для его применения, как не вступившего в законную силу. Просил удовлетворить административное исковое заявление его доверителя, признать представление прокурора Динского района от 11.05.2016г. незаконным.
Представитель административного ответчика, ФИО2, административный иск не признал, полагает доводы, изложенные в административном иске несостоятельными и не влекущими оснований для признания незаконным представления прокурора. Статья 24 Закона «О прокуратуре РФ» предоставляет прокурору право на внесение представления об устранении нарушений закона в орган, который полномочен устранить допущенные нарушения. Считает, что данное представление не может быть обжаловано, поскольку, исходя из предоставленных законом полномочий, это акт реагирования прокурора, который не несет для ФИО4 правовых последствий, так как окончательное решение принимает Совет муниципального образования Динской район. Также полагает несостоятельной ссылку на нормы трудового законодательства, которые не являются специальными и не применимы в данном случае. Просил оставить административное исковое заявление ФИО4 без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, ФИО3, полагал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, оспариваемое представление в адрес ФИО4 не направлялось. Считает не применимыми нормы гражданского и трудового законодательства, поскольку ФИО4 в трудовых отношениях с Советом Муниципального образования Динской район не находится. Предпочтение отдается специальным нормам, никакая аналогия закона не применима. Депутат обязан соблюдать ограничения, запреты, установленные Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Законодательно закреплена обязанность предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, установленных законом сведений в определенный срок (ежегодно, не позднее 30 апреля), который является пресекательным и восстановлению не подлежит. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный истец, ФИО4, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлялся надлежащим образом, с учетом положений ст. 54 КАС РФ, судебное разбирательство проведено в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив административное исковое заявление, возражение административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Статьей 46 Конституции РФ, ст. 11 ГК РФ, ст.4 КАС РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствие со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом того, что представление прокурора устанавливает факт нарушения законодательства и возлагает обязанность по устранению данного нарушения, оно по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могли быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.
Поскольку ФИО4, в отношении которого внесено представление, считает, что представление нарушает его права, свободы и законные интересы, то он вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением, и оно должно быть рассмотрено по существу.
Предусмотренные законом сроки обращения в суд, административным истцом соблюдены.
В судебном заседании установлено, что Представлением «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» № от 11.05.2016г., внесенным Председателю Совета муниципального образования Динской район, прокурор Динского района требует освободить ФИО4 от муниципальной должности депутата Совета муниципального образования Динской район в связи с утратой доверия (л.д. 17-19).
Согласно отметкам и.о. начальника орг.отдела, ФИО6, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутатом Совета муниципального образования Динской район, ФИО4 были представлены в Совет муниципального образования Динской район 04.05.2016 года (л.д. 14-16).
Решением Совета муниципального образования Динской район № 83-8/3 от 02.03.2016г. утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
согласно п. 3 которого, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» … б) гражданами, замещающими муниципальные должности, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным».
В случае непредставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, а также лицом, замещающим муниципальную должность, они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16 Положения) (л.д. 24, 25-27).
Решением Совета муниципального образования Динской район № 101-10/3 от 25.04.2016г. в Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера внесены изменения, в том числе в пункт 16 - «Непредставление или несвоевременное предоставление лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих Супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет привлечение его к ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия». Решение обнародовано 29.04.2016г. (л.д. 28-29, 30).
В силу абзаца 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч.2 ст. 21 Закона).
Пунктом 3 ч. 3 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ», установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст. 24 Закона).
Вместе с тем, требование о рассмотрении представления не означает, что лицо, которому было внесено представление, не вправе возразить против изложенных в представлении выводов, обосновав свои возражения.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005г. № 84-О по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 24) следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, либо путем обращения в суд.
Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, необходимым условием для удовлетворения заявленных требований является нарушение прав административного истца проведением проверки и внесением представления. Таких обстоятельств по делу не усматривается.
Так, прокурор Динского района, в связи с проводимой проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции, получил от и.о. председателя Совета МО Динской район информацию о том, что по состоянию на 01.05.2016г. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представили 26 из 27 избранных в Совет депутатов, не представил сведения – ФИО4 (исх № 101 от 04.04.2016г).
Аналогичный по содержанию ответ получен прокурором от председателя Совета МО Динской район информацию о том, что ФИО4, депутат по Новотитаровскому трехмандатному избирательному округу № 6, представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 04.05.2016г. (исх. № 103 от 05.05.2016г.)
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплено представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. б п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Решением Совета муниципального образования Динской район от 02.03.2016г. № 83-8/3, сведения предоставляются гражданами, замещающими муниципальные должности, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В силу п. 8 вышеуказанного Положения, депутаты Совета муниципального образования Динской район, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутаты, замещающие должности в Совете муниципального образования Динской район, относятся к указанным выше лицам.
Анализ изложенных выше норм права в совокупности приводит суд к убеждению, что административный истец, как депутат Совета муниципального образования Динской район обязан соблюдать предусмотренные законодательством ограничения и представлять в установленный законом срок необходимые сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
Внесение представления влечет обязанность для Совета Муниципального образования Динской район рассмотреть данное представление и сообщить о результатах рассмотрения прокурору, что само по себе не означает нарушения прав ФИО4, поскольку прокурор, внося оспариваемое представление, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Доводы иска об отсутствии в действиях ФИО4 состав проступка (коррупционного правонарушения) в связи с тем, что 30.04.2016г. приходится на нерабочий день, судом не рассматриваются, поскольку данные обстоятельства не подлежат установлению при рассмотрении настоящего административного дела.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска ФИО4 не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 89 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску.
Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, то меры предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемого представления прокурора подлежат отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 89, 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО4 к Прокуратуре Динского района о признании незаконным представления прокурора оставить без удовлетворения.
Меры предварительной защиты в виде приостановления действия представления прокурора Динского района № 7-01-2016/1260 от 11 мая 2016 года «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2016 года.
Председательствующий Т.П. Николаева