ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2252/2021 от 21.02.2022 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-430/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Щербаковой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску АДМИН.ИСТЕЦ в лице ее представителя Злобина А. И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх- в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне согласно Генерального плана города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки; частично в зоне неопределенного функционального назначения. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратилась в суд.

Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, представитель административного истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Иные лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, АДМИН.ИСТЕЦ является собственником целого жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенного по адресу: г. Севастополь, , общей площадью 75,3 кв. м.

В соответствии с выпиской от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, , за АДМИН.ИСТЕЦ

Из содержания инвентарного дела на домовладение, составленного БТИ, следует, что вышеуказанный жилой года постройки расположен на земельном участке площадью 2306 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, , представив для этого необходимый пакет документов.

Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх- в предоставлении государственной услуги было отказано, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне согласно Генерального плана города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки; частично в зоне неопределенного функционального назначения; в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-3 уч. МЗ-19; частично в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ КТП-341.

В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом предварительное согласование места размещения земельного участка, в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации - процедура определения местоположения несформированного ранее земельного участка для указанных целей.

Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2, п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу положений статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, при предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию места размещения земельного участка уполномоченным органом сначала проверяется схема расположения, и только после ее утверждения производятся остальные действия по процедуре предварительного согласования.

Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в свою очередь, влечет отказ в предварительном согласовании места расположения земельного участка, на что указано в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

Согласно предоставленной суду выкопировке из Генерального плана города Севастополя, испрашиваемый земельный участок своей большей частью находится в зоне жилой индивидуальной застройки, а меньшая часть земельного участка находится в зоне неопределенного функционального назначения.

Кроме того, указанный земельный участок в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 относится к зоне Р-4-3 уч. МЗ-19, в которой разрешается ремонт, реконструкция новое строительство малоэтажной индивидуальной жилой застройки с объектами обслуживания населения.

Таким образом, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, а также учитывая то обстоятельство, что жилой дом, принадлежащий истцу, был построен еще в 1917 году, т.е. до принятия Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005 года №4114, а испрашиваемый истцом земельный участок под уже принадлежащий истцу жилой дом большей частью находится в зоне жилой индивидуальной застройки, а также в зоне неопределенного функционального назначения, что также не запрещает строительство индивидуального жилого дома, принимая во внимание положения приказа Минкультуры от 12.08.2016 года №1864, согласно которого испрашиваемый земельный участок относится к зоне Р-4-3 уч. МЗ-19, суд приходит к убеждению, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим прав и интересы административного истца.

При этом суд также учитывает, что обжалуемый отказ административного ответчика вынесен на основании положений Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которые не могут быть приняты как обоснование отказа в предоставлении административному истцу государственной услуги, так как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории со ссылкой на закон субъекта РФ после 01 января 2020 года невозможен в силу прямых указаний ч. 29 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Таким образом, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе АДМИН.ИСТЕЦ в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.-.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление АДМИН.ИСТЕЦ №ГУ- от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, .

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 09 марта 2022 года.

Судья В.В.Казацкий