ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2255/18 от 10.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-74/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2019 года г.Пенза

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Д.В. Шветко,

при секретаре М.С. Кругловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спицыной Валентины Юрьевны к администрации г.Пензы о признании незаконными действий администрации г.Пензы в отказе во внесении изменений в постановление администрации г.Пензы,

УСТАНОВИЛ:

Спицына В.Ю., действуя через своего представителя по доверенности Мальцева А.А., обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что она является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Вишенка» с 1983 года, за ней закреплен земельный участок площадью 720 кв.м.

27 ноября 2017 года административный истец обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении указанного земельного участка в собственность для ведения садоводства.

Письмом от 11 декабря2017 администрация города Пензы отказала в принятии решения о предоставлении ей земельного участка площадью 720 кв.м, по адресу: <адрес>, в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

После чего административный истец обратилась в Железнодорожный суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий уполномоченного органа со следующими требованиями: признать незаконными действия администрации города Пензы, выраженные в письме от 11 декабря 2017г. , по отказу в принятии решения о предоставлении Спицыной Валентине Юрьевне земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 720 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории , и в утверждении данной схемы; обязать администрацию города Пензы принять решение о предоставлении Спицыной Валентине Юрьевне земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 720 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории , и об утверждении данной схемы.

Решением суда по делу от 27 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 19 апреля 2018 года, указанные требования В.Ю. Спицыной удовлетворены.

Согласно пункту 2.4 Административного регламента предоставления администрацией города Пензы муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям», утвержденного Постановлением администрации города Пензы от 26 июня 2012 года , срок предоставления услуги составляет 14 дней.

Однако, указанное решение суда было исполнено ответчиком лишь 07 сентября 2018 года. Объективных оснований для столь долгого исполнения решения суда администрацией города Пензы административному истцу представлено не было.

После получения постановления администрации города Пензы от 07 сентября 2018 года , административный истец обратилась в ООО «Юникс» с целью подготовки межевого плана на основании утвержденной схемы для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт.

После анализа представленной документации кадастровым инженером ООО «Юникс» установлено, что постановка земельного участка на кадастровый учёт в утверждённых координатах невозможна, поскольку граница образуемого земельного участка имеет пересечения с границами смежных земельных участков, присутствует чересполосица.

Согласно данным Росреестра: уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 15 мая 2018 года; уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 18 мая 2018 года; уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 07 июня 2018 года; уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 07 июня 2018 года.

Указанная ситуация возникла исключительно по причине уточнения границ смежных земельных участков в период времени между моментом вступления в законную силу решения Железнодорожного районного суда г. Пензы по делу и моментом фактического исполнения указанного решения суда администрацией города Пензы, составивший почти полгода.

Таким образом, несвоевременное исполнение администрацией города Пенза решения Железнодорожного районного суда г. Пензы привело к невозможности выполнения административным истцом обязанностей, возложенных на неё п. 4.1 постановления администрации города Пензы от 07.09.2018 .

На основании актуальных сведений о координатах границ смежных земельных участков, специалистами ООО «Юникс» была подготовлена скорректированная схема расположения земельного участка площадью 720 кв.м, на кадастровом плане территории.

После чего административный истец обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 07 сентября 2018 года в части приложения, путём замены ранее утверждённой схемы расположения земельного участка площадью 720 кв.м, на кадастровом плане территории на скорректированную, приложенную к заявлению.

Письмом от 15 октября 2018 года администрация г.Пензы сообщила об отказе административному истцу во внесении изменений в постановление от 07 сентября 2018 года .

В связи с чем, административный истец полагает, что данными действиями повторно нарушаются ее права на получение в собственность бесплатно указанного земельного участка, установленные действующим земельным законодательством.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконными действия администрации г.Пензы, выраженные в отказе во внесении в постановление администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года изменений в части приложения, заменив ранее утвержденную схему расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на кадастровом плане территории на скорректированную; обязать администрацию г.Пензы внести поправки в постановление администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и предоставлении Спицыной В.Ю. земельного участка из состава земель населенных пунктов по адресу: <адрес> в собственность» в части прилагаемой схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заменив ранее утвержденную схему расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на кадастровом плане территории на скорректированную схему.

Административный истец Спицына В.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца Спицыной В.Ю. – Мальцев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал и просил их удовлетворить, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г.Пензы – Андосова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась и просила в его удовлетворении отказать, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Вишенка» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От председателя СНТ «Вишенка» Раковой О.Н. поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя СНТ, против удовлетворения административного иска не возражает, полагает, что в действиях администрации г.Пензы прослеживается халатность в исполнении муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям», утвержденной постановлением администрации г.Пензы от 26 июня 2012 года .

Информация о назначении дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Железнодорожного районного суда г.Пензы в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Учитывая, что в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд не признал явку административного истца и представителя заинтересованного лица обязательной, административный истец и представитель заинтересованного лица надлежащим образом извещены и просили рассмотреть дело без их участия, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 27 февраля 2018 года по административному делу по административному иску Спицыной Валентины Юрьевны к администрации г. Пензы об оспаривании действий уполномоченного органа, установлено, что спорный земельный участок образован в границах отведенного еще в 1982 году для ведения садоводства СНТ «Вишенка» земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; с 1983 года земельным участком владеет и пользуется член данного СНТ Спицына В.Ю., которой товариществом распределен этот земельный участок площадью 720 кв.м; сведений о притязаниях на земельных участок со стороны других лиц материалы дела не содержат; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрета на предоставление земельного участка в частную собственность федеральный закон не устанавливает.

27 ноября 2017 года Спицына В.Ю. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 720 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для целей садоводства в собственность, приложив необходимые документы.

Письмом главы администрации г. Пензы от 11.12.2017 года в принятии решения о предоставлении истцу указанного земельного участка было отказано по причине, что СНТ «Вишенка» представлен земельный участок общей площадью 3,71 га, согласно имеющимся в администрации г. Пензы сведениям, данный земельный участок в настоящее время распределен и передан в собственность членам СНТ «Вишенка». Документы о предоставлении СНТ «Вишенка» дополнительного земельного участка для распределения между членами садоводческого товарищества в администрации г. Пензы отсутствуют. Кроме того, представленная истцом схема не соответствует п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762, т.к. представленная схема содержит неполные сведения ЕГРН.

Указанным выше решением суда от 27 февраля 2018 года административное исковое заявление Спицыной Валентины Юрьевны к администрации г. Пензы об оспаривании действий уполномоченного органа удовлетворено. Данным решением постановлено: «Признать незаконными действия администрации г. Пензы, выраженные в письме от 11.12.2017 года , по отказу в принятии решения о предоставлении Спицыной Валентине Юрьевне земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, площадью 720 кв.м, расположенного по адресу <адрес> в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории , и в утверждении данной схемы.

Обязать администрацию г. Пензы принять решение о предоставлении Спицыной Валентине Юрьевне земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 720 кв. м, расположенного по адресу <адрес>, в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории , и в утверждении данной схемы».

Вышеназванное решение суда вступило в законную силу 19 апреля 2018 года.

Во исполнение решения Железнодорожного районного суда г.Пензы от 27 февраля 2018 года постановлением администрации города Пензы от 07 сентября 2018 года утверждена схема расположения земельного участка площадью 720 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.

После получения постановления администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года Спицына В.Ю. обратилась в ООО «Юникс» с целью подготовки межевого плана на основании утвержденной схемы для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Юникс» Р.., для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в декабре 2017 года сотрудниками ООО «Юникс» выполнена топографическая съемка данного земельного участка и на основании нее подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановление об утверждении данной схемы от 07 сентября 2018 года получено через шесть месяцев после подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В течение этого времени на интересующей территории уточнили свои границы в соответствии с действующим земельным законодательством земельные участки с кадастровыми номерами , , . При проведении анализа установлено, что границы данных земельных участков имеют пересечение с границами образуемого земельного участка, тек же выявлена черезполосица границ образуемого земельного участка с границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами , , .

На основании актуальных сведений о координатах границ смежных земельных участков специалистами ООО «Юникс» подготовлена скорректированная схема расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на кадастровом плане территории.

25 сентября 2018 года Спицына В.Ю. обратилась в администрацию г.Пензы с заявлением о внесении изменений в постановление администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года в части приложения, путем замены ранее утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на кадастровом плане территории на скорректированную.

Письмом от 15 октября 2018 года администрация города Пензы отказала Спицыной В.Ю. во внесении изменений в постановление администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года в части приложения, путем замены ранее утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на скорректированную указав, что действующим законодательством не предусмотрена замена ранее утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также отсутствуют основания для ее утверждения. Кроме того, основанием для принятия постановления администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года явилось вступившее в законную силу решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 27 февраля 2018 года по делу . Приложением к вышеуказанному постановлению утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, указанная в решении суда.

Спицына В.Ю. не согласилась с данным отказом и обратилась в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Согласно ст.61 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно п.п. 4.1. постановления администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года Спицыной В.Ю. предписано обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области для проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.

В силу п. п. 2, 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости); заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

В случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

Таким образом, проведение государственного кадастрового учета земельного участка в границах, указанных в схеме, утвержденной постановлением администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года , без внесения в нее изменений с учетом установленных границ смежных земельных участков, невозможно.

Между тем, на дату вынесения постановления администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года, границы земельных участков смежных с земельным участком административного истца были определены и юридически зафиксированы. Так, согласно материалам дела, уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 15 мая 2018 года; уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 18 мая 2018 года; уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 07 июня 2018 года; уточнение границ земельного участка с кадастровым номером произошло 07 июня 2018 года.

В этом случае местоположение границ земельного участка административного истца должны быть указаны с учетом границ смежных земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Без изменения местоположения этих границ нельзя признать верным местоположение смежных границ в схеме, утвержденной постановлением администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года .

В этой связи отказ администрации г.Пензы во внесении изменений в постановление от 07 сентября 2018 года в части приложения, путем замены ранее утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на скорректированную является незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению

При этом, без внесения изменения в постановление администрации г.Пензы от 07 сентября 2018 года в части утверждения схемы расположения земельного участка согласно заключению, составленному кадастровым инженером Р. с учетом установленных границ смежных земельных участков, невозможно разрешение требований Спицыной В.Ю.

Доводы административного ответчика, приведенные в ходе рассмотрения настоящего дела судом исследовались суд, считает их несостоятельными и не являющимися достаточными для отказа в удовлетворении требований Спицыной В.Ю.

На основании изложенного, а также с учетом того, что отказ администрации г.Пензы во внесении изменений в постановление от 07 сентября 2018 года в части приложения, путем замены ранее утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 720 кв.м. на скорректированную, является незаконным и нарушает предусмотренные законом права административного истца на приобретение и оформление в собственность земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Спицыной В.Ю.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

Административный иск Спицыной Валентины Юрьевны к администрации г.Пензы о признании незаконным действий администрации г. Пензы в отказе во внесении изменений в постановление администрации г. Пензы – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации г. Пензы, выраженные в письме от 15.10.2018г. , по отказу в принятии решения о внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 07.09.2018 года в части утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории .

Обязать администрацию г. Пензы внести изменения в постановление администрации г. Пензы от 07.09.2018г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельный участков на кадастровом плане территории и предоставлении Спицыной В.Ю. земельного участка из состава земель населенного пункта по адресу: <адрес> в собственность», в части утверждения схемы расположения земельного участка, утвердив схему расположения земельного участка, по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории с учетом заключения кадастрового инженера Р. и установленных границ смежных земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено «15» января 2019 года.

Председательствующий - Д.В. Шветко