Дело № 2а – 386 / 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2018 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Бондаревой Е.Ю.,
при секретаре Безруковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора Гурьевского района Калининградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Гурьевского городского округа о признании не действующим пункта 11 Порядка выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центы для детей и семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителя самостоятельное, утвержденного постановлением главы администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 15.05.2017 года № 2037 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2017 году»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Прокурор Гурьевского района Калининградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше административным иском к административному ответчику Администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, в котором просит признать не действующим пункт 11 Порядка выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры для детей и семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителя) самостоятельно (Приложение 4), утвержденного постановление главы администрации Гурьевского городского округа от 15.05.2017 года № 2037 «Об обеспечении отдых, оздоровления и занятости детей и подростков в 2017 году».
В обоснование заявленных административных исковых требований Прокурор Гурьевского района Калининградской области ссылается на то, что Постановлением главы администрации Гурьевского городского округа от 15.05.2017 № 2037 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2017 году» утвержден Порядок выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры для детей и семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителями) самостоятельно (Приложение 4).
Указанный Порядок опубликован в газете «Наше время» от 19.05.2017 № 19.
Пункт 11 Порядка, которым определена выплата родителям (законным представителям) компенсации за самостоятельно приобретенные путевки в загородные оздоровительные учреждения для детей, не находящихся в трудной жизненной ситуации, исходя из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в 2017 году, опубликованным в газете «Наше время» № 19 от 19.05.2017 года, противоречит требованиям законодательства.
В соответствии с Законом Калининградской области от 03.12.2014 № 365 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области» постановлением Правительства Калининградской области от 21.02.2013 № 81 «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в Калининградской области за счет средств областного бюджета» предусмотрено предоставление местным бюджетам муниципальных образований субсидий для проведения мероприятий по организации отдыха детей.
При этом, подпунктом 2 пункта 5 Порядка предоставления и расходования субсидий на мероприятия по организации отдыха детей, утвержденного указанным выше постановлением Правительства области, предусмотрено расходование субсидий на выплату компенсации - части стоимости путевок в загородные стационарные детские лагеря и центры стоимостью не выше 12 600 рублей при продолжительности смены 21 день родителям, которые приобрели путевки для детей в возрасте от 8 до 18 лет самостоятельно, согласно порядку, установленному администрацией муниципального образования Калининградской области, в пределах выделенных лимитов.
Пунктом 11 проекта Порядка определено, что компенсация за самостоятельно приобретенные путевки в загородные оздоровительные учреждения для детей, не находящихся в трудной жизненной ситуации, выплачивается родителями (законным представителям), исходя из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в 2017 году.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 6 Закона Калининградской области от 03.12.2014 № 365 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области» Правительство Калининградской области организует финансовое обеспечение мероприятий по организации отдыха детей их оздоровления, при этом конкретные объемы финансирования за счет средств областного бюджета устанавливаются при формировании областного бюджета на соответствующий год.
Согласно ст.7 указанного Закона Калининградской области в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области на организацию отдыха детей в каникулярное время в случае включения бюджетных ассигнований на указанные цели в закон об областном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период местным бюджетам муниципальных образований Калининградской области предоставляются субсидии при условии наличия в местных бюджетах расходов на мероприятия по организации отдыха детей.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярное время, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калининградской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Прокурор Гурьевского района Калининградской области, полагает, что в отсутствие указания на сохранение за гражданами, имеющих право на выплату компенсации, при отсутствии бюджетных лимитов на указанные цели в текущем году, возможности получить ее в следующем финансовом году, п. 11 Порядка противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан на получении компенсации.
Административный истец Прокурор Гурьевского района Калининградской области ссылается на положения ст.ст. 1, 39, гл. 21 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит разрешить данный вопрос в судебном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Иванова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив как изложено выше. Просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа не явился, в материалах дела представлено заявление от представителя Юдиной А.И., в котором содержится просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие, с указанием, что возражает против удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание положения, предусмотренные ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), а также мнение помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области Гурьевского района Ивановой Е.В., суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области.
Выслушав пояснения административного истца помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области Ивановой Е.В., исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, суд находит исковые требования прокурора Гурьевского района Калининградской области, поданные в защиту неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части 1 статьи 39, части 3 статьи 218 КАС РФ, ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокурор, осуществляя контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов вправе обратиться в суд с заявлением, если игнорирование обязанными субъектами правовых предписаний приводит к нарушению законных прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, независимо в рамках какой проверки было установлено нарушение требований закона.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.п. 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Из содержания п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В соответствие с п.2 ч. 2 ст. 6 Закона Калининградской области от 03.12.2014 № 365 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области» к полномочиям Калининградской областной Думы в сфере организации отдыха детей и их оздоровления относится утверждение в рамках закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый двухлетний период расходов на организацию отдыха детей и их оздоровления.
Согласно ст. 7 вышеуказанного Закона в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области на организацию отдыха детей в каникулярное время в случае включения бюджетных ассигнований на указанные цели в закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период местным бюджетам муниципальных образований Калининградской области предоставляются субсидии при условии наличия в местных бюджетах расходов на мероприятия по организации отдыха детей.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярное время, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калининградской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдыха детей и их оздоровления осуществляется за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством (ст. 8 Закона Калининградской области от 03.12.2014 № 365).
В соответствие с Постановлением Правительства Калининградской области от 21.02.2013 № 81 (ред. от 10.05.2017) "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в Калининградской области за счет средств областного бюджета" (вместе с "Порядком предоставления и расходования субсидий на мероприятия по организации отдыха детей", "Порядком приобретения, выдачи и оплаты путевок, проезда детей и сопровождающих их лиц до места оздоровления за пределами Калининградской области и обратно, питания детей и сопровождающих в пути следования до места оздоровления за пределами Калининградской области и обратно за счет бюджетных средств в детские санатории, санаторно-оздоровительные лагеря", "Порядком приобретения, выдачи и оплаты путевок за счет бюджетных средств в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры") в соответствии с Законом Калининградской области "Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области" и в целях обеспечения оздоровительной кампании детей Правительством Калининградской области установлен порядок приобретения, выдачи и оплаты путевок, проезда детей и сопровождающих их лиц до места оздоровления за пределами Калининградской области и обратно, питания детей и сопровождающих в пути следования до места оздоровления за пределами Калининградской области и обратно за счет бюджетных средств в детские санатории, санаторно-оздоровительные лагеря согласно приложению N 2 (п.3 Постановления); рекомендовано исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований Калининградской области руководствоваться порядком приобретения, выдачи и оплаты путевок за счет бюджетных средств в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры согласно приложению N 3 (п.4 Постановления).
Согласно Порядку предоставления и расходования субсидий на мероприятия по организации отдыха детей, являющимся Приложением № 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 21 февраля 2013 г. № 81 п. 5 субсидии из областного бюджета, предоставленные муниципальным образованиям Калининградской области, реализующим мероприятия по организации отдыха детей, расходуются: пп. 1 на оплату части стоимости путевок для детей в возрасте от 6 до 18 лет из семей, не являющихся малообеспеченными или не находящихся в социально опасном положении, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры стоимостью не выше 17850 рублей при продолжительности смены 21 день, не выше 850 рублей в сутки при продолжительности смены не менее 7 дней в период весенних, осенних школьных каникул; пп. 2 на выплату компенсации части стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры стоимостью не выше 17850 рублей при продолжительности смены 21 день, не выше 850 рублей в сутки при продолжительности смены не менее 7 дней в период весенних, осенних школьных каникул родителям, которые приобрели путевки для детей в возрасте от 6 до 18 лет самостоятельно, согласно порядку, установленному администрацией муниципального образования Калининградской области, в пределах выделенных лимитов.
Согласно представленным материалам дела, в Управление по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа ДД.ММ.ГГ обратилась с заявлением ФИО11 Ю.В. в котором она просит оказать адресную помощь в оплате за путевку, выданную оздоровительным учреждением (лагерем): «Юность» 3 смену ее дочери ФИО12 Д.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения и ДД.ММ.ГГ обратилась с заявлением ФИО6 в котором она просит оказать адресную помощь в оплате за путевку, выданную оздоровительным учреждением (лагерем): «Огонек» с 18 июля по 07 августа на 2 смену ее сын ФИО7, ДД.ММ.ГГ года рождения.
Из ответов Управления по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ на обращение ФИО13 Ю.В. и от ДД.ММ.ГГ на обращение ФИО6 следует, что данные обращения были рассмотрены районной комиссией по оказанию адресной помощи жителям Гурьевского городского округа, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Указано, что в настоящее время все бюджетные средства, выделенные на организацию летнего отдыха и оздоровление детей в 2016 году - освоены, обеспечено их целевое использование. В связи с этим, комиссией принято решение об отказе в возмещении стоимости приобретенной путевки в загородный лагерь по причине полного освоения денежных средств, предусмотренных на летнюю оздоровительную компанию.
Из ответа администрации Гурьевского района Калининградской области от 03.11.2016 года на требование Прокуратуры Гурьевского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГ о предоставлении информации по обращению по вопросу выплаты компенсации стоимости путевки в загородный лагерь на ребенка в 2016 году ФИО6, следует, что ежегодно, во исполнение Закона Калининградской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Калининградской области» администрацией Гурьевского городского округа принимается постановление «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» на текущий год, в котором определены мероприятия по организации отдыха детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлена стоимость компенсации за путевки в загородных стационарных лагерях, в лагерях с дневным пребыванием, оплата питания и страхования детей, включая оплату продуктовых наборов для детей, не охваченных организованным отдыхом, стоимость наборов продуктов при выезде на экскурсии и походы, установлены сроки приема заявлений на выплату компенсации за приобретенную путевку.
В соответствии с «Порядком приобретения, выдачи и оплаты путевок за счет бюджетных средств в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры», (Приложение №3 к Постановлению администрации Гурьевского городского округа от 13.04.2016 г. № 1828), семьи с детьми имеют право в период с 16 мая по 15 сентября 2016 года получить компенсацию за самостоятельно приобретенную путевку в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных на оздоровление и занятость детей в 2016 году.
Размер компенсации (оплаты) исчисляется дифференцированно в зависимости от среднего душевого дохода семьи и составляет100% расчетной стоимости путевки 12 600,00 рублей. При доходе выше двух прожиточных минимумов, компенсация не выплачивается.
Постановление администрации Гурьевского городского округа от 13.04.2016 г. № 1828 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2016 году» опубликовано в газете «Наше время», размещено на сайте администрации Гурьевского городского округа своевременно.
ФИО6 обратилась в управление по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа по вопросу выплаты компенсации за самостоятельно приобретенную ДД.ММ.ГГ путевку в загородный лагерь на ребенка с заявлением ДД.ММ.ГГ.
В ходе приема ФИО6 - ДД.ММ.ГГ, были даны разъяснения о том, что ей необходимо было раньше обратиться за получением компенсации, до ДД.ММ.ГГ, и что бюджетные средства, предусмотренные на летнюю оздоровительную кампанию в 2016 году, были освоены в полном объеме.
Заявление и документы ФИО6 были приняты, рассчитан среднедушевой доход, и переданы на рассмотрение комиссии по оказанию адресной помощи.
Было установлено, что семья ФИО6 является полной, многодетной, к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, согласно расчету среднедушевого дохода, не относится, т.к. среднедушевой доход на одного члена семьи составляет 12 715,00 рублей, что выше прожиточного, установленного на душу населения в Калининградской области 10 233,00 рубля с 28.08.2016 года. (Постановление Правительства Калининградской области от 16.08.2016 г. № 387).
Учитывая, что гражданка ФИО6 обратилась с заявлением после ДД.ММ.ГГ, что ее семья не находится в трудной жизненной ситуации, не относится к категории малообеспеченных семей, комиссией было принято решение об отказе в возмещении части стоимости приобретенной путевки в загородный лагерь по причине полного освоения денежных средств, предусмотренных на летнюю оздоровительную кампанию.
В 2016 году были обеспечены отдыхом в загородных лагерях, получив компенсационную выплату за приобретение путевок 171 человек.
В 2014, 2015 годах отказов гражданам в выплате компенсации не было.
Всего, в 2016 году, по причине полного освоения бюджетных средств было отказано в выплате компенсации за приобретенную путевку 12 семьям.
Отказов гражданам в выплате компенсации со ссылкой на пункт 11 Порядка в 2017 году не было.
Методики расчета лимитов бюджетного финансирования на очередной финансовый год по выплате компенсации не имеется, так как оздоровление детей во исполнение Закона Калининградской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Калининградской области» осуществляется в рамках софинансирования из областного бюджета и бюджета Гурьевского городского округа, согласно утвержденного бюджета.
В настоящее время в проекте бюджета городского округа управлению по социальным вопросам предусмотрены денежные средства на летнюю оздоровительную кампанию в 2017 году в сумме 1 300 000 рублей, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – 300 000 рублей, на другие категории – 1 000 000 рублей. Сведения о софинансировании из областного бюджета на сегодняшний день отсутствуют.
Суд обращает внимание на тот факт, что в Гурьевском городском округе ежегодно летним оздоровлением необходимо охватить более 6 000 детей, предусмотреть компенсацию на каждого ребенка, из расчета 12 600 рублей на человека - 75,6 млн. рублей.
23.05.2017 года было заключено Соглашение № 047М/2017 о предоставлении субсидии из областного бюджета на проведение мероприятий по организации отдыха детей всех групп здоровья в лагерях различных типов, между Министерством социальной политики Калининградской области с одной стороны и Администрацией Гурьевского городского округа с другой стороны.
Согласно п.1.1 ч. 1 данного соглашения следует, что предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии муниципальному образованию «Гурьевский городской округ» на проведение мероприятий по организации отдыха детей всех групп здоровья в лагерях различных типов в соответствии с Законом Калининградской области от 19.12.2016 г. № 25 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», постановлением Правительства Калининградской области от «10» мая 2017 г. № 231 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Калининградской области», постановлением Правительства Калининградской области от 18.11.2013 г. № 848 «О государственной программе Калининградской области «Социальная поддержка населения» (с изменениями и дополнениями), постановлением администрации Гурьевского городского округа от 15.05.2017 г. № 2037 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2017 году» (далее - Субсидия).
Из п.1.2 ч. 1 следует, что субсидия предоставляются Получателю на реализацию Мероприятия, указанного в пункте 1.1. настоящего Соглашения, в размере и в порядке, установленных Постановлениями, Законом, Приложением № 1, настоящим Соглашением и иными нормативными правовыми актами Калининградской области.
Соглашения содержит условия предоставления субсидии, согласно которым необходимо: наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время; наличие муниципальной программы Получателя, мероприятия которой направлены на достижение цели государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения»; соответствие значений показателей, устанавливаемых муниципальной программой Получателя по обеспечению социальной поддержки населения, значениям показателей результативности предоставления Субсидии, установленным Приложением № 2 (ч. 2 Соглашения).
Согласно ч. 3 Соглашения, Министерство обязуется довести до Получателя Субсидию из областного бюджета в размере 2 784 000 рублей на реализацию Мероприятия.
Постановлением главы администрации Гурьевского городского округа от 15.05.2017 № 2037 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2017 году» утвержден Порядок выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры для детей и семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителями) самостоятельно (Приложение 4). Данный Порядок опубликован в газете «Наше время» от 19.05.2017 № 19.
Вместе с тем, в силу положений вышеуказанных норм, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд приходит к выводу о том, что пункт 11 Порядка выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные лагеря и центры для детей из семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителями) самостоятельно (Приложение № 4 к Постановлению администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 15.05.2017 года № 2037), согласно которому компенсация за самостоятельно приобретенные путевки в загородные оздоровительные учреждения для детей, не находящихся в трудной жизненной ситуации, выплачивается родителям (законным представителям) исходя из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в 2017 году, что противоречит требованиям законодательства, поскольку ограничивает права неопределённого круга лиц на такую выплату только в 2017 году из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в 2017 году.
В соответствие с ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: п. 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 28 постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 11 Порядка выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные лагеря и центры для детей из семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителями) самостоятельно (Приложение № 4 к Постановлению администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 15.05.2017 года № 2037), которым определена выплата родителям (законным представителям) компенсации за самостоятельно приобретенные путевки в загородные оздоровительные учреждения для детей, не находящихся в трудной жизненной ситуации, исходя из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в 2017 году, опубликованным в газете «Наше время» № 19 от 19.05.2017 года, должен быть признан недействующим со дня его принятия, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, в соответствии с его положениями не были реализованы права граждан, то данные обстоятельства являются основанием для признания его не действующим со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании - газете «Наше время».
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Магаданская городская Дума освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины, от уплаты которой при обращении в суд прокурор освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, судом не рассматривается.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Прокурора Гурьевского района Калининградской области, удовлетворить.
Признать не действующим пункт 11 Порядка выплаты компенсации части стоимости путевок в загородные лагеря и центры для детей из семей со среднедушевым доходом выше одной величины прожиточного минимума, которые приобретаются родителями (законными представителями) самостоятельно, (Приложение № 4 к Постановлению администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 15.05.2017 года № 2037 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2017 году»), которым определена выплата родителям (законным представителям) компенсации за самостоятельно приобретенные путевки в загородные оздоровительные учреждения для детей, не находящихся в трудной жизненной ситуации, исходя из бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в 2017 году, опубликованным в газете «Наше время» № 19 от 19.05.2017 года, со дня его принятия.
Обязать Администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления – газете «Наше время».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2018 года.
Судья: Е.Ю. Бондарева