Дело №2а-2256/2021
УИД: 26RS0024-01-2021-004250-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хрипкова А.И.,
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО5, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к администрации г.Невинномысска, об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО 2 обратилась в Невинномысский городской суд СК с административным иском к администрации г.Невинномысска, заявив требования об оспаривании постановления администрации г.Невинномысска от 18.06.2021г. №1046 об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
В обоснование заявленных требований истица указала, что в мае 2021 года она обратилась в администрацию г.Невинномысска с заявлением о признании ее семьи с составом из четырех человек (ФИО5, супруг – ФИО3 сын – ФИО1. и дочь – ФИО2 нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры» и муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г.Невинномысска от 15.11.2017г. №2564 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в г.Невинномысске» подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г.Невинномысске».
Постановлением администрации г.Невинномысска №1046 от 18.06.2021г. в признании таковыми им отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст.54 Жилищного Кодекса РФ. согласно пояснительной записке, приложенной к проекту данного постановления, по мнению административного ответчика, поданное ФИО5 заявление не может быть удовлетворено, так как сама истица, ее супруг, их дети, а также мать истицы – ФИО4 зарегистрированы по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., собственником которого является истица. При этом, ей с декабря 2019г. на праве собственности принадлежит и квартира по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., а ее супругу – ФИО3 ранее принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на которую прекращено в 2018 году. И со ссылкой на положения ч.2 ст.52 ЖК РФ ответчик пришел к выводу о том, что семья истицы, состоящая из четырех человек, обеспечена общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем в признании семьи нуждающейся в жилых помещениях отказано.
Заявитель не согласен с указанным выводом, считая его незаконным и необоснованным, и ссылается на то, что в соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов предоставляется не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимися в жилище.
По мнению истицы, в соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище», с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 14.06.2016г., федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1-6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»).
Перечисляя критерии, которым должна соответствовать молодая семья, претендующая на участие в подпрограмме, в том числе критерий признания такой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с ч.2 ст.52 Жилищного Кодекса РФ, заявитель ссылается на п.1-2 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ, о том, какие категории граждан могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а также на положения ч.1-2 ст.31 Жилищного Кодекса РФ, определяющей понятие члена семьи собственника жилого помещения, и указывает, что ее мать – ФИО4 будучи зарегистрированной в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> фактически в ней никогда не проживала, поскольку еще до момента приобретения данной квартиры ФИО5, ФИО4 проживала за пределами г.Невинномысска (в г.Новый Уренгой), где на протяжении последних 16-ти лет осуществляет трудовую деятельность, и соответственно, членом семьи истицы не является.
Кроме того, ссылаясь на положения ст.30 ЖК РФ и ст.288 ГК РФ о праве собственника жилого помещения владения, пользования и распоряжения им, истица полагает, что исходя из указанных норм ФИО6, как собственник принадлежащей ему квартиры по адресу: <адрес> вправе был распоряжаться данным жилым помещением по своему усмотрению, том числе касаемо его отчуждения, при этом не нарушая прав и интересов остальных лиц.
В связи с чем, истица полагает, что расчет нуждаемости ее семьи в жилых помещениях должен выглядеть 32,7 (общая площадь принадлежащей ей квартиры /4 (количество человек – членов семьи, проживающих в квартире) = 8,75 кв.м. (общая площадь жилых помещений на одного члена семьи), что менее учетной нормы в 13 кв.м., установленной на основании решения Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. (в редакции постановления №815-74 от 25.12.2015г.).
И поскольку фактический размер общей площади жилых помещений на одного члена ее семьи, состоящей из трех человек, значительно менее указанной учетной нормы, истица полагает, что оспариваемое ею постановление №1690 от 13.11.2018г. «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях» подлежит отмене.
И на основании указанных доводов просила суд отменить постановление администрации г.Невинномысска от 18.06.2021г. №1046 «Об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях» семье ФИО5, в целях включения в число участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры» и муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г.Невинномысска от 15.11.2017г. №2564 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в г.Невинномысске», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г.Невинномысске», а в порядке восстановления нарушенных прав возложить на административного ответчика – администрацию г.Невинномысска обязанность признать семью ФИО5 в составе четырех человек (истица, супруг – ФИО3 сын – ФИО1. и дочь – ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры» и муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г.Невинномысска от 15.11.2017г. №2564 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в г.Невинномысске», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г.Невинномысске».
Административный истец ФИО5 извещалась как о подготовке дела к судебному разбирательству, так и о времени и месте слушания дела по указанному в исковом заявлении адресу, а также путем размещения на официальном интернет-сайте суда сведений о данном административном деле, однако в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель административного ответчика – администрации г.Невинномысска, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в его отсутствие, а также предоставив материалы учетного дела семьи ФИО5 и письменные возражения на административный иск (л.д.26-28), согласно доводам которых состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Жилищного Кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
Ст.51 ЖК РФ предусмотрены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и п.2 ч.1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в силу ч.5 ст.50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления. Такая учетная норма определена на основании решения Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. и составляет 13 кв.м. на одного человека.
В соответствии с требованиями ЖК РФ и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, были рассмотрены документы, представленные ФИО5 о признании нуждающимися в жилых помещениях, и установлено, что согласно представленным документам ФИО5 с семьей зарегистрированы по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., где зарегистрировано пять человек. Квартира принадлежит на праве собственности заявительнице.
У матери заявительницы с 2019 года в собственности имеется также жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Супругу заявительницы на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., а сам он до 2019 года был зарегистрирован по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., где было зарегистрировано два человека, собственником жилого помещения является мать супруга заявительницы, право собственности прекращено в 2020 году.
Таким образом, ссылаясь на положения ч.2 ст.51 ЖК РФ ч.2 ст.51 ЖК РФ, сторона ответчика указывает, что при подсчете нуждаемости семьи в жилом помещении учитывались указанные жилые помещения: 32,6+39,8+44,6+32,7/7=21,38 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
Соответственно, как указывает представитель ответчика, был подготовлен проект постановления об отказе в признании семьи ФИО5 нуждающейся в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия, по основанию п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
При этом, ссылаясь на положения ст.10 Конституции РФ, которой государственная власть в РФ подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, представитель ответчика полагает, что решение о наличии либо отсутствии у истцов и членов их семьи права на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по каждому из оснований, предусмотренных законом, может быть сделан только органом местного самоуправления, и следовательно не могут рассматриваться требования граждан, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов, в том числе о признании нуждающимися в жилых помещениях, так как разрешение данного вопроса отнесено исключительно к компетенции администрации г.Невинномысска.
Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, привлеченный к участию в рассмотрении дела на основании определения суда от 20.10.2021г. (л.д.33-35), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв на исковое заявление (л.д.39-42), согласно доводам которых заявленные требования министерство не признает, считает их незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как указывает представитель заинтересованного лица, социальные выплаты молодым семьям предоставляются в соответствии с государственной Программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, также утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050.
И одним из условий участия в Программе, установленных п.6 названных Правил, является признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п.7 Правил.
Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности, условие о соответствии молодой семьи установленным Правилами требованиям.
Так, ссылаясь на положения ч.2 ст.51 ЖК РФ, представитель Министерства указывает, что ФИО5 с семьей зарегистрированы в г.Невинномысске в жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м., которое принадлежит на праве собственности истице, а у ее матери в собственности также находится жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., супругу истицы принадлежало жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности прекращено в 2018 году, а сам супруг заявительницы был зарегистрирован в жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем его матери, право собственности прекращено в 2020 году.
И ссылаясь на положения ст.53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве таковых не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, таких как отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, или неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Кроме того, полагает, что требование о возложении на ответчика обязанности признать семью нуждающейся в жилых помещениях, нарушает конституционный принцип разделения властей, так как судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти или местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, и к таким вопросам и относится вопрос о признании нуждающимися в жилых помещениях.
Заинтересованное лицо – ФИО6, привлеченный к участию в рассмотрении дела на основании определения суда от 20.10.2021г. (л.д.33-35), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание также не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика, а также заинтересованных лиц, поскольку в силу требований ст.150 КАС РФ их явка в судебное заседание не была признана обязательной.
Огласив доводы административного искового заявления, возражений на него административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как указано в ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается указанной подпрограммой.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а постановлением Правительства РФ от 30.01.2019г. №62 с 09.02.2019г. наименование данной программы изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, содержащей аналогичные нормы.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат установлены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в Приложении №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно п.п.«б» п.6 Правил, участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно п.7 Правил, в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (данный абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016г. №466).
Согласно ч.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Ч.3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Ст.51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, п.2 ч.1 данной нормы – гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Ч.5 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с данными положениями жилищного законодательства, Уставом г.Невинномысска, Решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г.Невинномысска в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, а также из материалов учетного дела семьи С-вых, 27.09.2016г. между ФИО3. и ФИО7 заключен брак, при заключении брака ей присвоена фамилия «Свешникова» (л.д.9), 07.12.2016г. у них родился сын – ФИО1 (л.д.10), а 03.06.2019г. – дочь – ФИО2 (л.д.12).
Из материалов административного дела, а также учетного дела семьи также следует, что ФИО5, ФИО3. и их несовершеннолетние дети: ФИО1. и ФИО2. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение имеет площадь <данные изъяты> кв.м. и принадлежит на праве собственности ФИО5 (л.д.14, 19-20). В указанной квартире зарегистрировано по месту жительства пять человек, включая членов семьи С-вых (четыре человека), а также мать истицы – ФИО4 (л.д.16-18, материалы учетного дела, в которых имеются адресные справки).
Мать истицы – ФИО4 имеет в собственности с 10.12.2019г. жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Кроме того, из материалов учетного дела следует, что в период с 11.12.2015г. по 24.04.2018г. ФИО3 на праве собственности принадлежало жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> Право собственности прекращено 24.04.2018г.
Из содержания материалов дела, а также пояснений истца, содержащихся в исковом заявлении, следует, что по адресу: <адрес>ФИО4. фактически не проживает.
27.04.2021г. ФИО5 обратилась в администрацию г.Невинномысска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», молодую семью в составе четырех человек: ФИО5, ФИО3ФИО1 и ФИО2. В заявлении она указала, что имеет в собственности жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, а также указано, что гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за последние пять лет она и члены ее семьи не производили. К заявлению приложены следующие документы: копии паспортов ФИО5 и ФИО3., копии свидетельства о рождении детей, документы о регистрации по месту жительства, согласие на обработку персональных данных.
Постановлением администрации г.Невинномысска от 18.06.2021г. №1046 в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» ФИО5 с составом семьи из четырех человек: заявитель, ее супруг и их, дети: ФИО1 и ФИО2 зарегистрированных по адресу: <адрес>, отказано с указанием на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. О принятом решении ФИО5 уведомлена в тот же день – 18.06.2021г.
Из содержания пояснительной записки к проекту постановления №1046 от 18.06.2021г. следует, что в расчет нуждаемости членов семьи заявителя включены жилые помещения, принадлежащие ФИО5 (<данные изъяты> кв.м.), ее матери – ФИО4 (<данные изъяты> кв.м.), а также ранее принадлежавшее ФИО3 (<данные изъяты> кв.м.), и его матери (<данные изъяты> кв.м.), и разделив сумму площадей указанных жилых помещений на количество лиц, зарегистрированных в них (7), установлен размер обеспеченности каждого члена семьи заявителя жилой площадью в 21,38 кв., что более учетной нормы площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
Из пояснений истицы, содержащихся в исковом заявлении, следует, что совместно с ФИО4 она не проживает, последняя членом ее семьи не является. Указанный довод в нарушение правил, определенных ст.62 КАС РФ, не опровергнут стороной ответчика.
Вместе с тем, ч.3 и ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ содержат определенные требования, указывающие на обязанность лица с заявлением о принятии на жилищный учет представить документы, подтверждающие право состоять на таком учете.
Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом, согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» содержатся разъяснения о том, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом, учитывая положения ч.1 ст.31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст.84 КАС РФ) (п.13 Постановления Пленума).
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в данном случае в нарушение требований ст.62 КАС РФ не доказаны обстоятельства, на которые имеются ссылки как в пояснительной записке к оспариваемому постановлению, так и в возражениях на исковое заявление, поскольку в обоснование своей позиции по делу приведены те же доводы, что и в пояснительной записке к проекту постановления администрации г.Невинномысска Ставропольского края «об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях», а именно обеспеченность ФИО5 и членов ее семьи выше учетной нормы, а за основу расчета приняты жилые помещения, принадлежащие матери истицы, которая совместно с нею не проживет.
И таким образом, исходя из положений ч.2 ст.51 ЖК РФ, расчет нуждаемости членов семьи ФИО5 следует производить исходя из следующего: <данные изъяты> (квартира, принадлежащая истице) + <данные изъяты> (квартира, принадлежавшая супругу истицы до 2018г.) + <данные изъяты> (квартира, принадлежавшая матери супруга истицы, и где супруг истицы был зарегистрирован до 2019г.)/ 6 (количество человек, зарегистрированных в данных жилых помещениях) = <данные изъяты> кв.м., что более учетной нормы нуждаемости, установленной решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г.
Кроме того, согласно положениям ст.53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Однако, законом перечень таких действий не установлен.
Вместе с тем, п.2.5 Письма Минстроя России от 07.08.2017г. №28068-ЕС/05 «О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством», согласно положениям ст.53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:
- вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;
- переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;
- отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;
- неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Соответственно, распоряжение в 2018 году ФИО3. находящимся у него в собственности жилым помещением, в данном случае расценено органом местного самоуправления как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст.53 ЖЕК РФ не позволяет ФИО5 и членам ее семьи быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, п.2 и 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также если не истек установленный ст.53 ЖК РФ срок.
А учитывая, что при подаче ФИО5 в администрацию г.Невинномысска заявления о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», не представлено документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оспариваемое постановление администрации г.Невинномысска является правомерным.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом, обязанность доказывания соблюдения указанного трехмесячного срока лежит на лице, обратившемся в суд с административным исковым заявлением.
Из материалов дела следует, что оспариваемое истицей решение органа местного самоуправления принято 18.06.2021г., и в этот же день ФИО5 уведомлена о принятом решении. Соответственно, срок обращения в суд с требованиями об оспаривании данного решения истек 18.09.2021г.
При этом, административное исковое заявление подано ФИО5 в общественную приемную суда 04.10.2021г., и в этот же день его копия передана административному ответчику (л.д.4).
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Заявителем не представлены суду ни доводы о причинах пропуска установленного трехмесячного срока для оспаривания постановления №1046 от 18.06.2021г., ни доказательства уважительности причин пропуска данного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 177-180, 219, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного иска ФИО5, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к администрации г.Невинномысска, об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 ноября 2021 года.
Судья А.И.Хрипков