Дело № 2а-2257/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.
с участием представителя административного истца Яковлева М.В., представителя административного ответчика Щербаковой А.Г., при секретаре Феллер В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бойчука Петра Григорьевича к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, и.о.заместителю председателя Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края – Вахнину А.В. о признании бездействия незаконным, обязании осуществления определенных действий,
у с т а н о в и л:
Бойчук П.Г. обратился в суд с административным иском к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании осуществления определенных действий.
В обоснование заявленных требований указав, что Бойчук П.Г. владеет земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного (срочного) пользования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением лесами <адрес> (в настоящее время Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края). Земельный участок предоставлен из земель лесного фонда в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка изменен Административным ответчиком на основании заявления Бойчука П.Г. на «индивидуальное жилищное строительство», а категория земель изменена на «земли населенных пунктов», что подтверждается письмом Управления лесами правительства Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, собственником которого является Бойчук П.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на перевод земельного участка из категории земель «земли лесного фонда» в категорию земель «Земли населенных пунктов» органом, обладающим полномочиями по распоряжению таким земельным участком, является Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Он обратился в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность бесплатно. В ответ на заявление Административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность, административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщил, что у Комитета лесного хозяйства полномочия по предоставлению в собственность земельных участков, образуемых из земель лесного фонда и находящихся в федеральной собственности органам государственной власти субъектов Российской Федерации не передавались, а административному истцу надлежит обращаться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) по адресу: <адрес>. Он также обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) с аналогичным заявлением, на что получил разъяснение о том, что обращаться с указанным заявлением следует в адрес административного ответчика (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№). Административный ответчик не рассматривал по существу заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, а позиция административного ответчика, изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ вступает в противоречие с п. 12 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ и свидетельствует об уклонении последнего от предоставления административному истцу земельного участка в собственность, при наличии к тому законных оснований (ч.1 ст. 10, ч.6.1 ст.2 Федерального закона № 119-ФЗ). Отказ административного ответчика в рассмотрении заявления не позволяет реализовать административному истцу предусмотренное законом право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Просит признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края рассмотреть по существу заявление Бойчук П.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и при отсутствии иных оснований для отказа, вынести решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 3734 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно Бойчуку П.Г., взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле заинтересованным лицом привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, административным соответчиком привлечено должностное лицо – и.о.заместителя председателя комитета Вахнин А.В.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик Вахнин А.В., представитель заинтересованного лица не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель административного истца Яковлев М.В., исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении по доводам, изложенным в обоснование иска. Дополнительно пояснил, что, по мнению административного истца, отсутствуют основания для отказа в передачу земельного участка в собственность, и как следствие, бездействие административного ответчика, не рассмотревшего обращение по существу, является незаконным, что влечет за собой обязанность административного ответчика рассмотреть обращение и передать административному истцу земельный участок в собственность, при отсутствии иных оснований для отказа.
В судебное заседании представитель административного ответчика Щербакова А.Г., требования административного истца не признала, пояснив, что поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск. Дополнительно пояснила, что полномочия на предоставление земельного участка переведенного из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов в собственность у Комитета отсутствуют, данными полномочиями наделено Росимущество, т.е. с заявлением о предоставлении земельного участка, переведенного из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов в собственность бесплатно, надлежит обращаться в Росимущество и правомерность данной позиции подтверждена разъяснительными письмами Рослесхоза, Минвостокразвития России, министерством имущественных отношений Хабаровского края. Отказ административного ответчика в рассмотрении заявления административного истца полностью соответствует законодательству Российской Федерации и не противоречит приведенным в отзыве нормам закона.
Согласно представленного заинтересованным лицом МТУ Росимущество письменного отзыва, полномочия органа государственной власти, предоставившего земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлен состав земель Российской Федерации, которые по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр, Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
К данным полномочиям отнесены, в том числе, предоставление гражданам в безвозмездное пользование, аренду земельные участки из состава земель лесного фонда в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением лесами Правительства Хабаровского края Бойчуку П.Г. по договору безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ№ был предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,3734 га, имеющий местоположение: <адрес> (часть выдела №) Сидиминского участкового лесничества.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно статьей 2 указанного Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - гражданин), на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.
В силу части 4,5,6 статьи 2 Федерального закона № 119-ФЗ, земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.
По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) земельный участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в аренду, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату. По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в аренду.
Частями 6.1, 6.2 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что до истечения пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок (за исключением земельных участков из состава земель лесного фонда) предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату при условии, что на таком земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства, который принадлежит этому гражданину на праве собственности и соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, установленными в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона.
До истечения пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок (за исключением земельных участков из состава земель лесного фонда) предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату при условии, что этим гражданином заключен с российской кредитной организацией кредитный договор, предусматривающий целевое использование кредитных средств на строительство на таком земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, который соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, установленными в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также передачу такого земельного участка в залог российской кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
При этом, частью 7 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством (далее - уполномоченный орган).
В силу части 1,3 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ, земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида или иных видов разрешенного использования земельного участка по правилам, установленным настоящей статьей. При этом принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.
В соответствии с письмом Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с заявлением Бойчука П.Г. ДД.ММ.ГГГГ был изменен вид разрешенного использования предоставленного земельного участка «на индивидуальное жилищное строительство», а категория земель на «земли населенных пунктов», что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно части 12 статьи 8 указанного Федерального закона, при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются.
При этом, часть 13 статьи 8 ФЗ № 119-ФЗ устанавливает, что в случае перевода предоставленного в соответствии с настоящим Федеральным законом земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов такой земельный участок к городским лесам не относится.
ДД.ММ.ГГГГ Бойчук П.Г. обратился в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края с заявлением о предоставлении ему земельного участка, переданного по договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ№ в собственность бесплатно.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края сообщил, что у Комитета лесного хозяйства полномочия по предоставлению в собственность земельных участков, образуемых из земель лесного фонда и находящихся в федеральной собственности органам государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют, а административному истцу надлежит обращаться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) по адресу: <адрес>.
Бойчук П.Г. также обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) с аналогичным заявлением, на что получил разъяснение о том, что обращаться с указанным заявлением следует в адрес административного ответчика (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№).
В обоснование несогласия с данным ответом, Бойчук П.Г. ссылается на то, что именно Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края обязан как лицо, у которого сохраняются полномочия по распоряжению земельным участком, передать данный участок ему в собственность бесплатно.
Вместе с тем, данный доводы Бойчука П.Г. являются ошибочными, поскольку Положением о Комитете установлено, что Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренды, что закреплено пунктом 3 Положения о Комитете, т.е. не обладает полномочиями на предоставление земельного участка переведенного из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов в собственность.
В процессе рассмотрения дела стороны подтвердили, что действительно действующее законодательство не регламентирует вопрос о передаче таких земельных участков, в собственность гражданам бесплатно, т.е. ответ и разъяснения данные административным ответчиком Бойчуку П.Г. основывались на действующих нормам права, при отсутствии полномочий на передачу в собственность земельных участков у Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
Таким образом, оснований для признания незаконным ответа административного ответчика, основанного на нормах действующего законодательства, у суда не имеется, а усматривается спор о праве, подлежащий рассмотрению в ином судебном порядке, учитывая неопределенность в вопросе полномочий передачи земельных участков в собственность бесплатно при изменении категории земель с учетом позиций изложенных в разъяснениях Федерального агентства Лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, Минвостокразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на наличие данных полномочий у Росимущества как органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия на передачу права собственности на земельный участок, переведенный из земель лесного фонда в земли иных категорий.
Доводы административного истца о том, что данный ответ противоречит действующему законодательству, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку полномочий у Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на передачу земельного участка в собственность, не имеется, действующим законодательством такие полномочия не закреплены, а сохранение у органа государственной власти прав по распоряжению земельным участком, не означает возможность передачи такого земельного участка в собственность гражданам.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В данном случае, оспариваемое решение не нарушает каких-либо прав и свобод заявителя и соответствует закону.
В связи с указанным, оснований полагать, что действиями административного ответчика затрагиваются права административного истца по изложенным выше обстоятельствам, не имеется, соответственно, не подлежат удовлетворению и требования административного истца в части обязания совершить административного ответчика определенные действия и возмещение судебных расходов.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Бойчука Петра Григорьевича к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, и.о.заместителю председателя Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края – Вахнину А.В. о признании бездействия незаконным, обязании осуществления определенных действий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 20.05.2021 г.
судья Белоусова О.С.