ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2259/18 от 27.09.2018 Железнодорожного городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2259/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года г.о. Балашиха

Московская область

Железнодорожный городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Артемовой Е.В.,

при секретаре Голубцовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать дубликат удостоверения ветерана боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать дубликат удостоверения ветерана боевых действий, указав, что заключением комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденным 29 июля 2016 года заместителем председателя комиссии генерал-майором В. Мисковцом, ему было отказано в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий. Причиной отказа в выдаче является отсутствие подтверждения участия в боевых действиях. Он обратился в Центральную Комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдачи удостоверений ветерана боевых действий с просьбой выдать ему дубликат удостоверения взамен утерянного. 01 июня 2018 года председатель Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФИО2 также отказал ему в выдаче дубликата, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 21 Порядка, основанием для выдачи дубликата удостоверения являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи. Проверка приложенных к обращению материалов показала, что документы, предусмотренные абзацем 6 пункта 8 Порядка, отсутствуют. Однако им была представлена заверенная копия списка на выдачу свидетельства на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года, в котором указан номер удостоверения . Кроме этого, им была представлена ксерокопия утерянного удостоверения. Таким образом, им полностью соблюдены требования пункта 21 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года . Он был призван на военные сборы в декабре 1979 года военным комиссариатом <адрес>) в в/ч , откуда был направлен в специальное сформированную в/ч ПП (ФИО3 госпиталь) для прохождения службы в <данные изъяты>. Службу проходил с 28 декабря 1979 года по 10 марта 1980 года в составе в/ч ПП в <адрес>. Принимал фактическое участие в боевых действиях с 01 января 1980 года. В 1990 году их признали участниками боевых действий и выдали удостоверение свидетельство о льготах серии А от 20 июля 1990 года. В его военном билете имеется запись на странице 10 о выдаче ему автомата АКМ за подписью начальника штаба в/ч старшего лейтенанта ФИО10 с печатью в/ч . Остальные записи, подтверждающие прохождение службы и участие в боевых действиях в <адрес>, в военном билете были сделаны военкоматом, в связи с расформированием в/ч ПП . В архивной справке, выданной Центральным Архивом Министерства Обороны <данные изъяты> подтверждено, что личный состав в/ч ПП принимал участие в оказании интернациональной помощи в <адрес>. В декабре 2013 года он был награжден медалью «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане» — ведомственной наградой Министерства обороны Российской Федерации, учрежденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 900 от 17 декабря 2013 года, в соответствии с пунктом 5 Порядка награждения юбилейной медалью «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане». Кроме того, при проживании по старому месту жительства в <адрес>, он пользовался льготами участника ветерана боевых действий, начиная с 1990 года по 2014 год (в том числе 1990-1993 г.г. - советский период). Согласно справке Военного комиссариата Московской области <адрес> от 25 мая 2015 года , он является участником боевых действий на территории <данные изъяты> и имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах». Его военнослужащие сослуживцы, служившие вместе с ним в тот же период, удостоверения ветеранов боевых действий уже получили и пользуются предоставленными льготами, согласно действующему законодательству РФ. Указанные обстоятельства подтверждают, что отказ в выдаче ему дубликата удостоверения «Ветеран боевых действий» является незаконным.

С учетом уточнения исковых требований, просит суд признать незаконным отказ Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий; признать незаконным заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа об отказе в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий; обязать выдать дубликат удостоверения ветерана боевых действий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования полностью поддержал. Суду пояснил, что в 1980 году являлся участником боевых действий, принимал участие в интернациональной помощи <адрес>. 20 июля 1990 года ему было выдано соответствующее удостоверение, которым он пользовался до утери удостоверения. Удостоверение было утеряно им в 2014 году при переезде в <адрес>. Социальные льготы он не получает, так как у него нет удостоверения. Считает, что решение об отказе в выдаче ему дубликата удостоверения является незаконным, нарушающим его права. Оснований для отказа в выдаче дубликата не имелось, поскольку им были представлены все необходимые документы, подтверждающие факт получения им ранее выданного удостоверения. На удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

Представитель административного истца – адвокат Фомичев О.Е. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования. Суду пояснил, что истец с января по март 1980 года принимал участие в боевых действиях, проживал в <адрес>. В 1990 году в военкомате истцу было выдано удостоверение. При переезде из <адрес> в <адрес> истец потерял удостоверение, у него осталась только копия удостоверения. При обращении в социальную защиту, пенсионный фонд для предоставления истцу положенных льгот, ему было отказано на том основании, что у него нет удостоверения и порекомендовали ему обратиться в военкомат. В военкомате истцу сказали, что ему необходимо обращаться в Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа в <адрес>. Комиссия Западного военного округа отказала истцу в выдаче удостоверения. После чего он обратился в Центральную комиссию, но тоже получил отказ. Считает отказы незаконными, так как истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие его участие в боевых действиях. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю ФИО1 удостоверения входит в компетенцию комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий и к компетенции Центральной комиссии не относится. Комиссией Западного военного округа, к компетенции которой относится рассмотрение и решение данного вопроса, 29 июля 2016 года принято решение об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения. Решение комиссии Западного военного округа от 29 июля 2016 года в судебном порядке ФИО1 не было обжаловано, сведениями об отмене, изменении или обжаловании указанного решения Центральная комиссия не располагает. Поступившее в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации заявление ФИО1 от 29 апреля 2018 года зарегистрировано 11 мая 2018 года за и рассмотрено Центральной комиссией с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По результатам рассмотрения обращения ФИО1, поступившего в Центральную комиссию, минуя военный комиссариат и комиссию Западного военного округа, в адрес заявителя 01 июня 2018 года направлен мотивированный ответ с разъяснением о порядке рассмотрения и основаниях для решения вопроса о выдаче дубликата удостоверения, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации, а также информацией об органе, уполномоченном для его решения, и наличии права на обжалование в суде указанного решения комиссии Западного военного округа, которым его интересы не были нарушены, а также не были созданы препятствия к осуществлению им своих гражданских прав и свобод. Ответ Центральной комиссии права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает, а также не создает никаких препятствий к осуществлению административным истцом своих прав, свобод и реализации законных интересов. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени рассмотрения извещался.

Представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени рассмотрения извещался.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 КАС РФ, суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О ветеранах" предусматривается, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Закону.В раздел III приложения к Закону включен период ведения боевых действий в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Таким образом, подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона к ветеранам боевых действий отнесены лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Закона, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Афганистане в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Согласно статье 28 Закона "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.

Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Постановлением установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции, если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи.

В соответствии с пунктом 21 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по рапорту (заявлению) ветерана боевых действий и на основании соответствующих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи.

Обращение о выдаче дубликата рассматривается в соответствии с пунктами 11 - 15 указанного Порядка.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как проходивший военную службу в войсковой части ПП в период с января по март 1980 года в <адрес>, признан участником боевых действий и ему 20 июля 1990 года было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии , что подтверждается списком на выдачу свидетельств на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года по Пролетарскому Райвоенкомату <адрес>.

Из архивной справки, выданной Центральным Архивом Министерства Обороны <данные изъяты> следует, что личный состав в/ч ПП принимал участие в оказании интернациональной помощи <адрес>.

17 декабря 2013 года ФИО1 был награжден медалью «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане» — ведомственной наградой Министерства обороны Российской Федерации, учрежденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2013 года, в соответствии с пунктом 5 Порядка награждения юбилейной медалью «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане».

Согласно справке Военного комиссариата Московской области по <адрес> от 25 мая 2015 года , ФИО1 является участником боевых действий на территории <данные изъяты> и имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах».

Заключением комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденным 29 июля 2016 года заместителем председателя комиссии генерал-майором <данные изъяты>, ФИО1 было отказано в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий. Причиной отказа в выдаче является отсутствие подтверждения участия в боевых действиях.

01 июня 2018 года председатель Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФИО2 отказал ФИО1 в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 21 Порядка, основанием для выдачи дубликата удостоверения являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи. Проверка приложенных к обращению материалов показала, что документы, предусмотренные абзацем 6 пункта 8 Порядка, отсутствуют.

Рассматривая требования административного истца, оценивая представленные суду доказательства по существу требований, суд исходит из того, что факт выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" ФИО1 сторонами не оспаривался, выдачей удостоверения 20 июля 1990 года за ним было признано конституционное право на гарантии социальной защиты, право на льготы, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Комиссия обязана была совершить техническую процедуру по замене утраченного удостоверения и выдать заявителю дубликат удостоверения, учитывая, что документы, подтверждающие факт выдачи удостоверения ранее были представлены, вне зависимости от того, имелись или отсутствовали основания для первоначальной выдачи удостоверения.

Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, с учетом принципа правовой определенности, суд приходит к выводу, что основанием для выдачи дубликата являются документы, которые подтверждают первоначальную выдачу удостоверения либо документы, подтверждающие факт выдачи удостоверения. При этом, суд отмечает, что при выдаче дубликата утерянного удостоверения также следует исходить из презумпции наличия такого права, тогда как оно никем не оспорено и подтверждению, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, учитывая суть и понятие "дубликат удостоверения" (как повторно выдаваемый документ взамен утраченного), суд исходит из того, что юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является необходимость установления факта выдачи ФИО1 такого удостоверения ранее. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 20 июля 1990 года ФИО1 было выдано удостоверение "Ветеран боевых действий", в соответствии с которым ему по настоящее время предоставляются, предусмотренные законом, социальные льготы и гарантии. Ранее выданное ФИО1 удостоверение не аннулировалось и недействительным не признавалось.

При обращении с заявлением о выдаче дубликата удостоверения "Ветеран боевых действий" ФИО1 документы, подтверждающие факт выдачи указанного удостоверения, были представлены. Суд полагает, что возложение на административного истца при обращении с заявлением о выдаче дубликата удостоверения, обязанности повторно представить документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, на основании которых ранее в установленном законом порядке было выдано удостоверение, ограничивает предоставленное ему право на компенсации и льготы.

Данное право в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Удостоверение служит лишь документом, выданным уполномоченными государственными органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в подтверждение признания за гражданами статуса ветерана боевых действий.

При таких обстоятельствах, вне зависимости от того, имелись или отсутствовали основания для первоначальной выдачи удостоверения, Комиссия обязана была совершить техническую процедуру по замене утраченного удостоверения и выдать заявителю дубликат удостоверения взамен утраченного.

Что касается факта непосредственного участия административного истца в боевых действиях, то при рассмотрении публично-правового спора о законности отказа в выдаче дубликата удостоверения "Ветеран боевых действий" недопустимо высказывать суждения по данному вопросу. Такие суждения в любом случае касаются и по существу затрагивают права заявителя на меры социальной поддержки, которые предоставляются ему как ветерану на основании ранее выданного удостоверения ветерана боевых действий.

Административным ответчиком доказательств, подтверждающих прекращение статуса ветерана боевых действий, признания недействительным ранее принятого решения о признании ФИО1 ветераном боевых действий, не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае ФИО1 не заявляет требования о признании его ветераном боевых действий и выдаче в связи с этим удостоверения, а обжалует заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа от 29 июля 2016 года и отказ Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 01 июня 2018 года, которыми ему отказано в выдаче дубликата удостоверения взамен утраченного, настоящее административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Удостоверение является лишь доказательством присвоения статуса административному истцу "Ветеран боевых действий" и выдача его дубликата в связи с утратой не может являться основанием для пересмотра ранее признанного за административным истцом права на получение социальных льгот и гарантий, установленных законом "О ветеранах".

Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие первоначальную выдачу удостоверения ветерана боевых действий ФИО1, в связи с участием в интернациональной помощи Республике Афганистан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать дубликат удостоверения ветерана боевых действий – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 01 июня 2018 года в выдаче ФИО1 дубликата удостоверения ветерана боевых действий.

Признать незаконным заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 2016 года об отказе ФИО1 в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий.

Обязать Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения дубликат удостоверения "Ветеран боевых действий".

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

Федеральный судья Е.В. Артемова

Мотивированный текст решения

изготовлен 02 октября 2018 года