РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 сентября 2019 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием административного истца Озубековой З.С., представителя административного истца Коношанова Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-225/2019 по административному исковому заявлению Озубековой Зейны Сапарбековны к администрации Киренского городского поселения, главе Киренского муниципального образования Черных Николаю Михайловичу о признании незаконным и необоснованным постановление № 29 от 18 января 2019 года, признании незаконными и необоснованными действия должностного лица по вынесению постановления
УСТАНОВИЛ:
Озубекова З.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Киренского городского поселения, главе Киренского муниципального образования Черных Николаю Михайловичу о признании незаконным и необоснованным постановление № 29 от 18 января 2019 года, признании незаконными и необоснованными действия должностного лица по вынесению постановления, обосновав тем, что главой администрации Киренского муниципального образования Черных Н.М. вынесено и подписано постановление № 29 от 18.01.2019 «Признать недействительным постановление администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 года № 255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение кафе, о присвоении адреса нежилое помещению», с которым она не согласна, поскольку постановление вынесено без мотивации, нарушает ее права как собственника, так как она законно перевела квартиру жилого дома в нежилое помещение, кафе, данное постановление выдавалась городским поселением, а отменяет данное постановление через 7 месяцев совсем другая муниципальная власть. Истец закупила оборудование для кафе, работает 8 месяцев, оборудовала столовую, понесла значительные затраты по ремонту кафе и покупке продуктов питания. Оспариваемое постановление ей было получено по почте 05.06.2019. Считает, что перед вынесением постановления Администрация Киренского городского поселения обязана была пригласить ее и решить данный вопрос непосредственно при личном ее участии. Считает, что вынесенное постановление противоречит ст.ст. 22, 23, 24 Жилищного кодекса РФ, поскольку право собственности на нежилое помещение не обременено правами каких-либо лиц и не является частью жилого помещения, не используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания. На основании изложенного просит признать действия должностного лица – главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. незаконными и необоснованными, связанными с вынесением незаконного и необоснованного постановления администрации Киренского муниципального образования за № 29 от 18.01.2019 года «О признании недействительным постановления администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 года за №255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение кафе, о присвоении адреса нежилому помещению»; признать незаконным и необоснованным вынесенное постановление Администрации Киренского городского поселения за № 29 от 18.01.2019 года «О признании недействительным постановления администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 года за №255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение кафе, о присвоении адреса нежилому помещению».
В судебном заседании административный истец Озубекова З.С. и представитель административного истца Коношанов Д.И., действующий на основании письменного заявления, на исковых требованиях настаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указал, что административный ответчик не вправе был выносить постановление от 18.01.2019, поскольку постановление от 04.06.2018 могла отменить только администрация Алексеевского муниципального образования, в пользу которого установлены ограничения прав и обременения объекта недвижимости, а перечень выявленных объектов культурного наследия, имеющийся в материалах гражданского дела № 2-751/2018, не содержит подписи о его утверждении службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в связи с чем, спорный объект недвижимости не может являться культурным наследием.
Представитель административных ответчиков Смирнов Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление. Просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит заявленные административные исковые требования Озубековой З.С. не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что Озубекова З.С. являлась собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Постановлением администрации Киренского городского поселения № 255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение – кафе, о присвоении адреса нежилому помещению» от 04.06.2018 квартира жилого дома с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Иркутская область, Киренский район, г. № кв. 3, принадлежащая Озубековой З.С., переведена в нежилое помещение – кафе, без проведения работ по реконструкции и перепланировки. Указанное постановление подписано главой Киренского муниципального образования Черных Н.М.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 29.10.2018 удовлетворены исковые требования администрации Киренского городского поселения к Озубековой З.С. о признании реконструкции объекта недвижимости культурного наследия самовольной и об устранении нарушений законодательства; реконструкция объекта недвижимости культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес> признана самовольной; на Озубекову З.С. возложена обязанность устранить нарушения законодательства путем восстановления объекта недвижимости по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние. Решение суда вступило в законную силу 17.12.2018.
При принятии указанного решения судом было установлено, что здание по адресу: <адрес> (в том числе <адрес> нем) является выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой середины 19 в.», включенным в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенный на территории Иркутской области, утверждённый приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области № 18-спр от 14.02.2017.
В отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащую Озубековой З.С., имеется охранное обязательство № 263/2005 от 04.07.2005, зарегистрированы ограничения прав и обременение объекта недвижимости, а именно: принятие мер к обеспечению сохранности памятника истории и культуры в соответствии с рекомендациями гос.органов охраны памятников, реставрация памятников только при наличии специального разрешения гос.органа охраны памятников, использование памятника истории и культуры под жилье, в объеме, обеспечивающем сохранность памятника, уведомление гос.органа охраны памятников о предполагаемом отчуждении, сообщение гос.органу о повреждении или гибели памятника, допуск представителей гос.органов для контроля за выполнением правил содержания или научного обследования памятника, его территории и зон охраны, производство ремонтных работ за свой счет по предварительному письменному размещению гос.органа, изменение характера использования памятника только по согласованию с гос.органом.
Озубековой З.С. при покупке жилого помещения было известно о наличии охранного обязательства и ограничения прав и обременения указанного объекта недвижимости, однако, она самовольно произвела реконструкцию объекта недвижимости культурного наследия.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному гражданскому делу и в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом при рассмотрении настоящего административного дела.
Из представленного суду договора купли-продажи от 19.04.2018 также усматривается, что Озубекова З.С. приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрированную в «Сводном списке вновь выявленных объектов, представляющих научную, художественную или иную культурную ценность г.Киренск-2000г.», регистрационный номер 25, и обязалась использовать недвижимое имущество в соответствии с охранным обязательством от 04.07.2005 № 263/2005.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 47.6 вышеуказанного закона, охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч.2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В силу ч.1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст. 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Судом также установлено, что, в связи с поступлением обращения гражданки Косенко Т.В. от 02.10.2018, Службой государственного жилищного надзора Иркутской области в период с 03.12.2018 по 07.12.2018 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Киренского городского поселения, в результате которой установлено, что администрацией Киренского городского поселения при вынесении постановления от 04.06.2018 № 255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение – кафе, о присвоении адреса нежилому помещению» были нарушены требования ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое не был согласован со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в то время как, указанное помещение согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости имеет ограничение прав и обременение объекта недвижимости на основании охранного обязательства от 04.07.2005 № 263/2005, предусматривающего возможность изменения характера использования памятника только по согласованию с Госорганом.
Таким образом, постановление от 04.06.2018 № 255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение – кафе, о присвоении адреса нежилому помещению» было вынесено администрацией Киренского городского поселения с нарушениями федерального законодательства, в связи с чем, является незаконным и подлежит отмене.
Прокуратура Киренского района, изучив акта проверки Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 07.12.2018 № 2007/18, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», направила в адрес главы администрации Киренского городского поселения Черных Н.М. предписание об устранении нарушений жилищного законодательства от 18.12.2018 № 07-24-2018, с требованием устранить нарушения федерального законодательства, а именно отменить постановление администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 № 255. Главе администрации Киренского городского поселения Черных Н.М. было разъяснено, что невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде штрафа или дисквалификацию.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу ст. 28 указанного закона представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Согласно ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с изложенным, в целях соблюдения ст. 22 ЖК РФ, на основании акта проверки Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 07.12.2018 № 2007/18, администрацией Киренского городского поселения в лице главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. издано постановление № 29 от 18.01.2019 «О признании недействительным постановление администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 года № 255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение кафе, о присвоении адреса нежилое помещению». Копия указанного постановления была направлена Озубековой З.С. по почте 04.06.2019.
Довод административного истца, что постановление от 04.06.2018 года № 255 не могло быть отменено администрацией Киренского городского поселения является несостоятельным, поскольку в силу ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в данном случае постановление администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 года № 255 отменено должностным лицом, издавшим постановление – главой Киренского муниципального образования (Киренского городского поселения) Черных Н.М. Более того, постановление от 04.06.2018 года № 255 было отменено на основании предписания прокуратуры Киренского района, выданного главе Киренского муниципального образования (Киренского городского поселения) Черных Н.М.
Довод административного истца о том, что административный ответчик при вынесении постановления № 29 от 18.01.2019 должен был пригласить её и решить вопрос об отмене постановления непосредственно при её личном участии, суд также находит несостоятельным, поскольку нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено обязательное участие лица при отмене органом местного самоуправления ранее изданного постановления.
Довод административного истца о том, что имеющийся в материалах гражданского дела № 2-751/2018 Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области, не содержит подписи о его утверждении службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в связи с чем, спорный объект недвижимости не может являться культурным наследием, является несостоятельным и опровергается имеющимися в деле доказательствами, в том числе: вступившим в законную силу решением суда от 29.10.2018, при принятии которого судом было установлено, что согласно сведений Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области № 02-76-5086/18, здание по адресу: <адрес>, <адрес>) является выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой середины 19 в.», включенным в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенный на территории Иркутской области, утверждённый приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области № 18-спр от 14.02.2017.
Иные доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, также являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что изложенные административным истцом доводы не свидетельствуют о незаконности постановления № 29 от 18.01.2019 «О признании недействительным постановление администрации Киренского городского поселения от 04.06.2018 года № 255 «О переводе квартиры жилого дома в нежилое помещение кафе, о присвоении адреса нежилое помещению», а также о незаконности действий главы Киренского муниципального образования Черных Н.М., связанных с вынесением указанного постановления. Доказательств того, что административными ответчиками допущены нарушения законодательства при вынесении постановления № 29 от 18.01.2019, административным истцом суду не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных административных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Озубековой Зейны Сапарбековны к администрации Киренского городского поселения, главе Киренского муниципального образования Черных Николаю Михайловичу о признании незаконным и необоснованным постановление № 29 от 18 января 2019 года, признании незаконными и необоснованными действия должностного лица по вынесению постановления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено судом 9 сентября 2019 года.
Судья М.В. Мельникова