ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-225/2016 от 16.02.2016 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 16 февраля 2016г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре Поймикиной А.Р.,

с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Христофоровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-225/2016 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Катарминского муниципального образования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры к разработке и представлению на утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, обеспечить размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Катарминского муниципального образования о признании незаконным бездействий администрации Катарминского муниципального образования в части неразработки местных нормативов градостроительного проектирования, непредставления местных нормативов градостроительного проектирования на утверждение в представительный орган Катарминского муниципального образования и неразмещения местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет»; возложении обязанности принять меры к разработке и представлению на утверждение в представительный орган Катарминского муниципального образования местных нормативов градостроительного проектирования; обеспечить размещение утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет».

В обоснование исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства РФ в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Катарминского муниципального образования 25.11.2014г. вынесено постановление № 33 «Об утверждении положения о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Катарминского муниципального образования». Вместе с тем до настоящего времени местные нормативы градостроительного проектирования администрацией Катарминского муниципального образования не разработаны, не утверждены и не размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет». В соответствии с ч.1 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления. В соответствии с ч.ч.6, 7 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов. Администрацией Катарминского муниципального образования проект местных нормативов градостроительного проектирования не опубликован в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения. В соответствии с ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 года, а утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса в срок до 1 января 2015 года. В силу ч.5 ст. 16 (3) закона Иркутской области от 23.07.2008г. № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области» органы местного самоуправления муниципальных образований области направляют уполномоченному исполнительному органу государственной власти решение об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования и местные нормативы градостроительного проектирования в течение двадцати рабочих дней со дня принятия такого решения для включения их реестр нормативов градостроительного проектирования. Администрацией Катарминского муниципального образования не были разработаны и утверждены местные нормативны градостроительного проектирования, утвержденные нормативы градостроительного проектирования в установленные законом сроки не были направлены уполномоченному исполнительному органу государственной власти для включения их реестр нормативов градостроительного проектирования и не были размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет». По результатам проверки 15.10.2015г. в адрес администрации Катарминского МО было внесено представление об устранении нарушений закона с требованием, произвести разработку и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и обеспечить их размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет». Вместе с тем, в ходе проведения проверки в порядке контроля исполнения требований прокурора было установлено, что до настоящего времени нормативы градостроительного проектирования не разработаны и не утверждены, что подтверждается информацией главы Катарминского МО от 20.11.2015г. № 41 о том, что в связи с дефицитом денежных средств администрация Каменского МО не может заключить договор на разработку местных нормативов градостроительного проектирования. В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно ч.3 ст.24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,-по месту нахождения организации, являющейся административным истцом. В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст. 15 Конституции РФ все обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, подрывает конституционный принцип правового государства, и, соответственно, нарушает интересы Российской Федерации. В связи чем Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Согласно ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Христофорова Ю.А. уточнила административные исковые требования, просила суд признать незаконным бездействие администрации Катарминского муниципального образования в части неподготовки местных нормативов градостроительного проектирования, непредставления подготовленных местных нормативов градостроительного проектирования на утверждение в представительный орган Катарминского муниципального образования и неразмещения местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет». Обязать администрацию Катарминского муниципального образования принять меры к подготовке и представлению подготовленных местных нормативов градостроительного проектирования на утверждение в представительный орган Катарминского муниципального образования. Обязать администрацию Катарминского муниципального образования обеспечить размещение утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет».

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Христофорова Ю.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить. Полагала разумным сроком для совершения вышеуказанных действий срок до 1 декабря 2016г.

Административный ответчик Администрация Катарминского муниципального образования направила заявление, в котором административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, последствия признания административного иска понятны, просила установить разумный срок для совершения данных действий до 1 декабря 2016 года.

Выслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Христофорову Ю.А., считавшую возможным принять признание административного иска, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст. 15 Конституции РФ все обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, подрывает конституционный принцип правового государства, и, соответственно, нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Согласно ст.ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч.3 ст.24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,-по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.29.4 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч.6, 7 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.

Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 года, а утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса в срок до 1 января 2015 года.

В силу ч.5 ст. 16 (3) Закона Иркутской области от 23.07.2008г. № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области» органы местного самоуправления муниципальных образований области направляют уполномоченному исполнительному органу государственной власти решение об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования и местные нормативы градостроительного проектирования в течение двадцати рабочих дней со дня принятия такого решения для включения их реестр нормативов градостроительного проектирования.

Исследовав представленные доказательства, суд установил, что Администрацией Катарминского муниципального образования проект местных нормативов градостроительного проектирования не опубликован в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения. По результатам проведенной Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проверки 15.10.2015г. в адрес администрации Катарминского муниципального образования было внесено представление об устранении нарушений закона с требованием произвести разработку и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и обеспечить их размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет». Однако до настоящего времени нормативы градостроительного проектирования не подготовлены и не утверждены, что подтверждается информацией главы Катарминского муниципального образования от 20.11.2015г. № 41 о том, что в связи с дефицитом денежных средств администрация Катарминского муниципального образования не может заключить договор на разработку местных нормативов градостроительного проектирования.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Катарминского муниципального образования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры к разработке и представлению на утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, обеспечить размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Катарминского муниципального образования в части неподготовки местных нормативов градостроительного проектирования, непредставления подготовленных местных нормативов градостроительного проектирования на утверждение в представительный орган Катарминского муниципального образования и неразмещения местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет».

Обязать администрацию Катарминского муниципального образования принять меры к подготовке и представлению подготовленных местных нормативов градостроительного проектирования на утверждение в представительный орган Катарминского муниципального образования.

Обязать администрацию Катарминского муниципального образования обеспечить размещение утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сети «Интернет» в срок до 1 декабря 2016г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Папина