ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-225/2017 от 04.05.2017 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-225/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2017 года г. Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Поповой Ю.А.,

при секретаре Половневой В.В.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора г. Дивногорска Че М.А.,

представителей административного ответчика - администрации г. Дивногорска Кудашовой С.В., действующей на основании доверенности -пр от ДД.ММ.ГГГГ, Шкоморода Н.В., действующей на основании доверенности пр от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Дивногорска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, возложении обязанности провести инвентаризацию бесхозяйных земельных участков, покрытых лесными насаждениями, расположенных на территории муниципального образования города Дивногорска Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Дивногорска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду; возложении обязанности провести инвентаризацию бесхозяйных земельных участков, покрытых лесными насаждениями, расположенных на территории муниципального образования г. Дивногорск, с указанием наименования и площади таких земельных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, в течение полутора лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Дивногорска проверки установлено, что в границах муниципального образования г. Дивногорск имеются земельные участки, покрытые лесными насаждениями, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не включены в генеральный план муниципального образования г. Дивногорск, то есть не поставлены на кадастровый учет и являются бесхозяйными лесными участками.

В силу статей 92, 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 1 п. п. 6, 8 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Поскольку именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них, необходимо осуществить инвентаризацию.

Обязанность органа местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001г.).

Непринятие мер по индивидуализации и уточнению границ земельных участков, занятых указанной категорией лесов, приводит к невозможности рационального использования таких лесов, их охраны и защиты, осуществлению надлежащего муниципального лесного контроля, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе, связанной с лесными пожарами, нерациональному использованию лесного ресурса и как следствие нарушению интересов неопределенного круга лиц.

Старший помощник прокурора г. Дивногорска Че М.А. в судебном заседании поддержала уточненное административное исковое заявление по основаниям, аналогичным изложенным в нем.

Представители административного ответчика – администрации г. Дивногорска Кудашова С.В., Шкоморода Н.В., в судебном заседании исковые требования не признали, мотивируя тем, что инвентаризация лесных участков не входит в полномочия органа местного самоуправления.

Заинтересованные лица - КГБУ «Красноярское лесничество», Министерство лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, что суд в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным.

Из письменного отзыва представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края следует, что исковые требования прокурора г. Дивногорска подлежат удовлетворению, поскольку у администрации г. Дивногорска есть все основания для проведения инвентаризации бесхозных лесных участков лесного фонда, не относящиеся к государственному лесному фонду, расположенных на территории муниципального образования г. Дивногорска.

Свидетель ФИО4, в судебном заседании показала, что она работает в КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий» в должности преподавателя, также пояснила, что леса на территории Российской Федерации делятся на две территории: леса государственного лесного фонда и леса иных категорий. В леса иных категорий входят леса, которые находятся на территории городов, населенных пунктов, муниципальных образований. На территории г. Дивногорска произрастают зеленые насаждения, часть из которых можно назвать лесом. Лесной кодекс РФ не дает четкого определения о том, что такое городские леса. В техникуме проводили пробную инвентаризацию лесных насаждений. После ее проведения два участка можно назвать лесом. Лес – совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, которые в своем развитии влияют друг на друга и на окружающую среду. Таких участков на территории муниципального образования г. Дивногорска можно найти гораздо больше. Указанная территория – 12321 га не вся является лесом. В течение вегетационного периода можно провести инвентаризацию или лесоустройство, эти понятия равнозначны. Лесоустройство – исследование территории и назначение на этой площади каких-либо мероприятий, в т.ч. оценка запасов древесины, почвенного покроя и т.д. Лесоустройство необходимо для того, чтобы в дальнейшем лесные насаждения можно было как-то эксплуатировать, чтобы эти насаждения приносили пользу. На территории муниципального образования имеются такие насаждения, которые подходят к возрасту рубки и уже представляют определенную опасность. Лесной кодекс РФ говорит о том, что любые мероприятия, которые мы проводим на землях, покрытых лесом, могут проводиться только на основании проекта освоения лесов. А для того, чтобы проект освоения лесов подготовить, необходимо сначала провести лесоустройство, чтобы понять, какую технологию использовать для рубки, какой запас древесины будет получен. На сегодняшний день со стороны администрации г. Дивногорска лесного контроля нет.

Выслушав прокурора, представителей административного ответчика, свидетеля, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ст. 19 Лесного кодекса РФ)

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка в сфере исполнения администрацией г. Дивногорска законодательства о лесопользовании, в ходе которой установлено наличие в границах муниципального образования города Дивногорска земельных участков, покрытых лесными насаждениями, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не включены в генеральный план муниципального образования города Дивногорска, то есть не поставлены на кадастровый учет и являются бесхозяйными лесными участками.

Из ответа администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в муниципальной казне муниципального образования г. Дивногорск лесные участки, находящиеся на территории МО г. Дивногорск, которые не отнесены к лесному фонду, отсутствуют.

Согласно информации КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий» от ДД.ММ.ГГГГ, техникум не обладает информацией о количестве и площадях лесных участков на территории муниципального образования г. Дивногорска. Для определения границ лесных участков их таксационных характеристик (количество, возраст, породный состав, объем на гектаре и т.д.), необходимо проводить специальные мероприятия (лесоустройство или инвентаризацию лесов с постановкой этих участков на кадастровый учет). По данным предоставленным в Генеральном плане МО г. Дивногорск площадь муниципального образования составляет 50 334 га (503,34 кв.км), из них 2 923 га приходится на земли в границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. На территории района общая площадь земли лесного фонда составляет 38 013,0 га (76% территории Дивногорского МО), 12 321,0 га (24%) земли других категорий (населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов) на которых тоже произрастают леса, но их количество в материалах Генерального плана отсутствует. Все леса Дивногорского МО относятся по целевому назначению к защитным лесам и являются городскими лесами.

Границы земель лесного фонда на территории Дивногорского МО отмечены на схеме территориального устройства и современного использования территории.

Согласно акту натурного осмотра лесничего Усть-Манского участкового лесничества ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, лесные насаждения, находящиеся между г. Дивногорск и пос. Усть-Мана, от ЛЭП и до автодороги М-54, не относятся к землям государственного лесного фонда.

По запросу прокуратуры г. Дивногорска КГБПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий» проведено обследование двух земельных участков в границах МО <адрес> покрытых лесными насаждениями. Результаты обследования показывают, что на участке в районе дома, расположенного по адресу: <адрес>, пом. 1 имеются лесные насаждения в составе: 60% сосны (возраст 100 лет, высота 26, диаметром 32), 20% лиственницы (возраст 100 лет, высота 26, диаметром 30), 20% березы (возраст 75 лет, высота 25, диаметром 32) запас 330 м3 /га, соответственно на одном участке площадью 0,27 га – 89,1 м3 леса.

На участке в районе <адрес>, площадью 0,55 га имеются лесные насаждения в составе: 80% сосны (возраст 110 лет, высота 25, диаметром 36), 20% березы (возраст 70 лет, высота 23, диаметром 32), с запасом 300 м3 /га, то есть на участке расположено 165 м3 леса.

Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования города Дивногорска общая площадь земли лесного фонда составляет 38013,0 га (76% территории Дивногорского МО), 12321,0 га (24%) земли других категорий (населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов) на которых тоже произрастают леса, но их количество в материалах Генерального плана отсутствует. Все леса МО г. Дивногорск относятся по целевому назначению к защитным лесам и являются городскими лесами.

На земельных участках занятых лесными насаждениями, расположенными на территории муниципального образования города Дивногорска, не принимаются меры по обеспечению защиты лесов от негативного воздействия, передачи их в пользование в целях обеспечения их сохранности, содержания и рационального использования.

Данные факты имеют место в связи с тем, что органы местного самоуправления муниципального образования г. Дивногорск не имеют обобщенных сведений, содержащих полную информацию о количественных и качественных характеристиках лесов, расположенных на территории муниципального образования на землях, государственная собственность на которые не разграничена, их местонахождении, правообладателях, бесхозных земельных участках с лесными насаждениями, что препятствует определению статуса и категории каждого из них, использованию данных объектов, как объектов имущества, в соответствии с целевым назначением, обеспечению лесов от негативного воздействия.

Без определения качественных характеристик земельных участков с лесными насаждениями, в отсутствие сведений о категориях земель, на которых расположены леса, невозможно принятие мер по рациональному использованию данных природных объектов.

Проведение инвентаризации лесных участков, расположенных на территории муниципального образования г. Дивногорск, формирование базы информационных ресурсов о данных объектах, будет способствовать упорядочению деятельности в сфере лесопользования на территории муниципального образования г. Дивногорска.

Определение качественных характеристик конкретных земельных участков, занятых лесными насаждениями, установление их статуса и категории, позволит рационально и эффективно распоряжаться данными земельными участками, использовать их по целевому назначению, обеспечить их охрану и защиту от негативного воздействия.

С учетом вышеизложенного и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на них.

Принимая решение о возложении на ответчика обязанности совершить действия, направленные на проведение инвентаризации лесных участков, расположенных на территории муниципального образования г. Дивногорск, с указанием наименования и площади таких земельных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, суд приходит к выводу, что в целях исполнимости решения суда качественно и в полном объеме ответчику необходимо установить разумный срок для исполнения решения суда – два года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Дивногорска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, возложении обязанности провести инвентаризацию бесхозяйных земельных участков, покрытых лесными насаждениями, расположенных на территории муниципального образования города Дивногорска Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Дивногорска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду.

Обязать администрацию г. Дивногорска Красноярского края совершить действия, направленные на проведение инвентаризации бесхозяйных земельных участков, покрытых лесными насаждениями, расположенных на территории муниципального образования города Дивногорска, с указанием наименования и площади таких земельных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Попова

«Согласовано» __________________________________судья Ю.А. Попова