Дело № 2а-225/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Александровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
27 января 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению С.Г.Т. к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области о признании незаконными бездействия, действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец С.Г.Т. обратился с названным административным исковым заявлением к административным ответчикам, указав, что ОСП по КАО г. Омска УФССП России по Омской области было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного по решению Кировского районного суда г. Омска по делу № о взыскании с З.С.Л. в его пользу 321133,61 руб. В дальнейшем исполнительное производство было передано в ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было окончено, однако исполнительный лист ему не возвращался, постановление об окончании исполнительного производства не направлялось, в связи с чем, лишен возможности повторно предъявить исполнительный лист к исполнению. Ему стало известно, что исполнительное производство уничтожено. Указывает, что срок хранения материалов исполнительных производств составляет 5 лет. Уничтожение исполнительного производства, оконченного ДД.ММ.ГГГГ ранее истечения пятилетнего срока хранения, является незаконным.
Административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО № 2 УФССП России по Омской области в части не направления постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного листа, признать незаконным и преждевременным уничтожение материалов исполнительного производства.
Административный истец С.Г.Т. в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по ЦАО № 2 УФССП России по Омской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представители ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области, начальник ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, заинтересованное лицо З.С.Л., участия в судебном заседании не принимали, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела №, оценив их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 КАС РФ, ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения (постановления) судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия) являются несоответствие их закону и нарушение прав и интересов административного истца (п.1 ч. 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца, с указанием на способ восстановления такого права.
В силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 названого Федерального закона предусмотрено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 Закона "Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
В силу п. 9 ч. 3 ст. 6.1 ФЗ " Об исполнительном производстве " сведения, содержащиеся в банке данных исполнительных производств о возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47 данного Федерального закона, являются общедоступными.
ДД.ММ.ГГГГ решением Кировского районного суда г. Омска по делу № с З.С.Л. в пользу С.Г.Т. взыскана задолженность в размере 321133,61 руб.
На основании исполнительного листа, выданного по решению Кировского районного суда г. Омска по делу № постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому АО г. Омска УФССП России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № (л.д. 11).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому АО г. Омска УФССП России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано в ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области в связи с изменением места совершения исполнительных действий (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, исполнительному производству присвоен регистрационный номер №-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю С.Г.Т.
Вынесение постановления об окончании исполнительного производства предполагает направление его копий участникам исполнительного производства и возврат исполнительного документа взыскателю. Таким образом, судебным приставом-исполнителем исполнена обязанность по направлению копии постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного листа.
Каких-либо доказательств обратного материалы дела не содержат, иного не доказано.
Документы, подтверждающие отправку, не представляется возможным обозреть, так как материалы исполнительного производства, оконченного ДД.ММ.ГГГГ году, уничтожены за истечением срока хранения.
Факт неполучения административным истцом указанных документов не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя по направлению документов.
Кроме того, административным истцом не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд.
Административный истец не был лишен права и возможности отслеживать ход исполнительного производства путем обращения в ОСП лично на приеме либо посредством заявлений (ходатайств) руководствуясь нормами ст. 50 ФЗ «Об исполнительно производстве», учитывая, что информация о нахождении на исполнении исполнительного производства находилась в открытом доступе на сайте ФССП.
С момента окончания исполнительного производства и до обращения в УФССП России по Омской области в 2019 году, прошел значительный промежуток времени, в течение которого административный истец имел возможность своевременно получить полную информацию о ходе исполнительного производства и о его окончании, однако своим правом не воспользовался.
Данных о том, что взыскатель обращался за выдачей дубликата исполнительного лист или ему было отказано в его выдаче, материалы дела также не содержат.
Доказательств обратному, заявителем суду не представлено.
Установлено, что 03.07.2019 г. С.Г.Т. был дан ответ УФССП России по Омской области, из которого усматривается, что административному истцу предоставлена информация об окончании исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, об уничтожении исполнительного производства №-ИП, вместе с тем, с настоящим административным иском в суд С.Г.Т. обратился лишь в декабре 2020 года.
При данных обстоятельствах суд считает, что доводы административного истца о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области не нашли своего подтверждения, поскольку суду не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Также необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" Приказом ФССП России от 30.01.2015 N 37 (ред. от 15.02.2017) утвержден Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения. Указанный Перечень документов введен в действие с 1 февраля 2015 г.
В соответствии с п. 2 Приказа ФССП России от 30.01.2015 N 37 руководителям структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов ФССП России надлежит руководствоваться Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, при организации документационного обеспечения.
Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения".
Перечень является основным нормативным документом, устанавливающим сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций.
Перечень используется при формировании дел, подготовке номенклатур дел организаций, упорядочении документов, а также в работе центральной экспертной комиссии ФССП России (ЦЭК) и экспертных комиссий (ЭК) территориальных органов.
Раздел 4 Перечня включает документы по организации исполнительного производства и оценке, учету, организации хранения и реализации имущества должников.
В соответствии с п. 176 Перечня, срок хранения материалов оконченных исполнительных производств по исполнению актов судебных органов составляет 3 (три) года.
В обоснование своей позиции административный истец указывает на то, что срок хранения материалов исполнительного производства составляет 5 лет, в своей деятельности в части организации хранения материалов исполнительных производств, служба принудительного исполнения должна руководствоваться приложением № 48 к Приказу ФССП России от 10.12.2010 N 682 «Об Утверждении Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».
Вместе с тем, суд не может согласиться с мнением административного истца в части срока хранения оконченных исполнительных производств.
В соответствии с п. 6 Приложения № 48 срок хранения документов завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (исполнительные документы, постановления, заявления, определения, решения, запросы, извещения, справки, акты, представления, предупреждения, уведомления, документы по розыску должника и его имущества, переписка и др.) по исполнению актов судебных органов, составляет 5 лет.
В данном случае, при конкуренции общей и специальной норм применяется специальная норма, касающаяся сроков хранения документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, Перечень которых утвержден именно Приказом ФССП России от 30.01.2015 N 37 (ред. от 15.02.2017).
В связи с чем, уничтожение исполнительного производства №-ИП, оконченного 22.10.2015 по истечении трехлетнего срока его хранения, является законным. Иное основано на неверном понимании норм права.
В соответствии с выпиской из акта от 05.02.2019г. № комиссия в составе сотрудников ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области произвела отбор к уничтожению как не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение документов. В том числе значится исполнительное производство №-ИП (№ в отношении З.С.Л., взыскатель С.Г.Т.
Порядок уничтожения материалов исполнительного производства №-ИП соответствует порядку, установленному Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 «Об Утверждении Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» (разделы XIII, XIV). А именно, в соответствии с Приказом УФССП России по Омской области от 27.12.2018 № 529 «Об утверждении Сводной номенклатуры дел» были подготовлены акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, в том числе материалов оконченных в 2015 году исполнительных производств по исполнению актов судебных органов.
Для признания незаконными действий (бездействий) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Такой совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконным действия по уничтожению исполнительного производства №-ИП.
Согласно ст. 122 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Судом принято во внимание, что 03.07.2019 г. С.Г.Т. был дан ответ УФССП России по Омской области, из которого однозначно усматривалось, что административному истцу была предоставлена информация об окончании исполнительного производства 22.10.2015 г., об уничтожении исполнительного производства №-ИП, вместе с тем, с настоящим административным иском С.Г.Т. обратился в суд лишь в декабре 2020 года, то есть со значительным пропуском срока, установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При этом административным истцом не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.
С учетом изложенного, административное исковое заявление С.Г.Т. к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области о признании незаконными бездействия, действия, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление С.Г.Т. к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области о признании незаконными бездействия, действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.В. Котельникова
Мотивированное решение составлено 08.02.2021 г.