ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-225/2022 от 28.09.2022 Лаганского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-225/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2022 года г.Лагань

Лаганский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Команджаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Очировой Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Красинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия, выразившегося в длительном неустранении нарушений в области использования водного объекта «Красинское водохранилище», обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта для питьевого и хозяйственного водоснабжения в соответствии со ст. 11 п. 3 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, оградить буями акваторию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище»,

у с т а н о в и л:

<адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Красинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Красинского СМО РК) с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности, водный объект «Красинское водохранилище» используется административным ответчиком в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его использования, безопасного для здоровья населения, не имеет установленных зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организованных в составе трех поясов и обустроенных в соответствии с требованиями санитарного законодательства, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны поверхностного водного объекта, используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения», акватория первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище» не ограждена буями и другими предупредительными знаками, границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп не обозначаются столбами со специальными знаками. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено представление в адрес главы Красинского СМО РК, в котором указаны вышеназванные нарушения. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, согласно полученной информации от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не предпринято. Бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих и временно пребывающих в <адрес> Республики Калмыкия, поскольку отсутствие контроля за качеством питьевой воды, установленных зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограждения, охраны и предупредительных знаков в пределах зоны санитарной охраны источника водоснабжения ставит под сомнение качество питьевой воды, поставляемой населению.

Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в длительном неустранении следующих нарушений: использование водного объекта «Красинское водохранилище» в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его использования, безопасного для здоровья населения (ст.П, п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); использование водного объекта централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения «Красинское водохранилище» для водоснабжения <адрес> в отсутствие установленных зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организованных в составе трех поясов и обустроенных в соответствии с требованиями санитарного законодательства; в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на «Проект Зоны санитарной охраны поверхностного водного объекта, используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения» от 2017 года на «Красинское водохранилище» <адрес>. (ст. 11, п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.4, 1.5, 1,6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); акватория первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище» не ограждена буями и другими предупредительными знаками; границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп не обозначаются столбами со специальными знаками (ст. 11, ст. 18 Федерального Закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.1.5., п. 3.3.1.1, п.3.3.1.2, п.3.2.1.1, п.3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», приложение 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Также просит обязать администрацию Красинского СМО РК в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в силу: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта «Красинское водохранилище» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии со ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на «Красинское водохранилище» <адрес> в соответствии со ст. 11, п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; оградить буями акваторию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище» в соответствии со ст. 11, ст. 18 Федерального Закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.1.5., п. 3.3.1.1, п.3.3.1.2, п.3.2.1.1, п.3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», обозначить столбами со специальными знаками границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп (приложение 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

В судебное заседание административный истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Старший помощник прокурора <адрес> РК ФИО4 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

ФИО2 административного ответчика – Глава Красинского СМО ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования признал в полном объеме.

ФИО2 по <адрес>ФИО6, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражая относительно удовлетворения административных исковых требований.

В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, не признавая их явку обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и т.д.

На основании ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

В соответствии с п. 77, 78 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями - к Санитарным правилам.

Пунктом 1 Приложения к СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании анализа результатов расширенных исследований химического состава воды источников питьевого водоснабжения, а также технологии водоподготовки в системе водоснабжения.

Согласно п. 1.3, 1.4, 1.5 Санитарных правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1.6, 1.10, 1.13 Санитарных правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1. Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных законом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1).

Указанные полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1. ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенности предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1); органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляют холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> администрация Красинского СМО РК является собственником объекта водоснабжения <адрес> Республики Калмыкия, которое состоит из: <данные изъяты>

Централизованное водоснабжение <адрес> состоит из одного водозабора (насосной станции первого подъема) из поверхностного источника Красинского водохранилища, водовода протяженностью 900 м. и разводящей сети хозяйственно-питьевого водопровода протяженностью 7047 м. Источник водоснабжения – «Красинское водохранилище», питающееся из реки Волга по «Оля Каспийскому каналу».

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, в ходе проверки прокуратурой района исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные администрацией Красинского СМО РК при осуществлении деятельности по централизованному водоснабжению <адрес> Республики Калмыкия.

Так, администрацией Красинского СМО РК допущены следующие нарушения требований федерального законодательства:

- использование водного объекта «Красинское водохранилище» в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его использования, безопасного для здоровья населения (ст.П, п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- использование водного объекта централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения «Красинское водохранилище» для водоснабжения <адрес> в отсутствие установленных зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организованных в составе трех поясов и обустроенных в соответствии с требованиями санитарного законодательства; в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на «Проект Зоны санитарной охраны поверхностного водного объекта используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения» от 2017 года на «Красинское водохранилище» <адрес>. (ст. 11, п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.4, 1.5, 1,6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

- акватория первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище» не ограждена буями и другими предупредительными знаками; границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп не обозначаются столбами со специальными знаками (ст. 11, ст. 18 Федерального Закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.1.5., п. 3.3.1.1, п.3.3.1.2, п.3.2.1.1, п.3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», приложение 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами по делу: актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Территориального отдела «Восточный» ФИО2 по <адрес> в Лаганском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Глава администрации Красинского СМО РК ФИО5 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб., актом осмотра объекта водоснабжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, актом проверки Территориального отдела «Восточный» ФИО2 по <адрес> в Лаганском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> направлено представление в адрес главы администрации Красинского СМО РК об устранении вышеуказанных нарушений. Однако до настоящего времени администрация мер по устранению выявленных нарушений не предприняло.

Каких-либо объективных причин, препятствующих административным ответчиком исполнить возложенные на них обязанности в данной области, либо доказательств принятия своевременных мер не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Доказательства исполнения административным ответчиком до обращения прокурора в суд государственной политики по обеспечению жителей <адрес> качественной водой отсутствуют.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Удовлетворяя исковые требования прокурора района, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку материалы дела содержат перечень достоверных, относимых и достаточных доказательств, подтверждающих ненадлежащее осуществление административным ответчиком своих полномочий по организации водоснабжения населения, что ведет к нарушению прав граждан на безопасные и качественные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

С учетом данных обстоятельств суд считает требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Красинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в длительном неустранении следующих нарушений:

- использование водного объекта «Красинское водохранилище» в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его использования, безопасного для здоровья населения (ст.П, п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- использование водного объекта централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения «Красинское водохранилище» для водоснабжения <адрес> в отсутствие установленных зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организованных в составе трех поясов и обустроенных в соответствии с требованиями санитарного законодательства; в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на «Проект Зоны санитарной охраны поверхностного водного объекта, используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения» от 2017 года на «Красинское водохранилище» <адрес>. (ст. 11, п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.4, 1.5, 1,6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

- акватория первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище» не ограждена буями и другими предупредительными знаками; границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп не обозначаются столбами со специальными знаками (ст. 11, ст. 18 Федерального Закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.1.5., п. 3.3.1.1, п.3.3.1.2, п.3.2.1.1, п.3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», приложение 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Обязать администрацию Красинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта «Красинское водохранилище» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии со ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на «Красинское водохранилище» <адрес> в соответствии со ст. 11, п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- оградить буями акваторию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора насосной станции первого подъема на «Красинском водохранилище» в соответствии со ст. 11, ст. 18 Федерального Закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.1.5., п. 3.3.1.1, п.3.3.1.2, п.3.2.1.1, п.3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», обозначить столбами со специальными знаками границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп (приложение 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Лаганский районный суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме и в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Председательствующий Д.А. Команджаев

<данные изъяты>