Дело № 2а-2260/2016
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2016 года г. Красный ФИО1, Ростовской области
Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Самойленко М.Л.,
при секретаре Сысоевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к административным ответчикам Администрации Красносулинского района <адрес> филиалу ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес>, заинтересованному лицу ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала об оспаривании постановления Администрации Красносулинского района № от 25.04.2012, действий ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земель и обязании исключить сведения о них
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>» (от 25.04.2012 г. №). А также признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земель 61.18.2.2., устанавливающая особые условия использования территории - охранную зону газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов). Режим использования установлен статьями 3,14-16 правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 г. № «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» и охранная зоны на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>» и обязать исключить сведения о них в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что Красносулинским районным судом <адрес> рассматривается гражданского дело по ее иску к ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала о переносе волоконно-оптической линии связи с территории земельного участка сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования с КН №
В ходе рассмотрения дела был представлен кадастровый паспорт от 07.04.2016 года №, согласно которому по территории вышеуказанного земельного участка, принадлежащего истцу, проходит зона особого режима использования земель 61.18.2.2., устанавливающая особые условия использования территории - охранную зону газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов). Режим использования установлен статьями 3,14-16 правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 г. № «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
В то же время, 13.12.2012 года истец, на основании договора купли-продажи, приобрела право собственности на праве общей долевой собственности на указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 24.01.2013 года.
Согласно свидетельству о регистрации права как на момент приобретения, так и в настоящее время, никаких ограничений (обременений) права на земельный участок не зарегистрировано. Корреспондирующие изменения в ЕГРП относительно ограничения использования и наличия охранной зоны на земельном участке истца не вносились. Истец узнал о внесенных в государственный земельный кадастр изменениях в процессе судебного разбирательства 14.04.2016 года.
Более того, по территории участка не проходит каких-либо газораспределительных сетей, по территории участка проходит волоконно- оптическая линия связи, которая не относиться к системам газоснабжения.
Согласно листу 4 представленного кадастрового паспорта земельного участка указано, что основанием для внесения ограничения прав на земельный участок явилось постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>» (от 25.04.2012 г. №), что также свидетельствует о незаконности внесения ограничения - охранной зоны газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов).
Административный истец, как собственник участка и предыдущие собственники, не давали согласия на прокладку указанной ВОЛП и внесение каких-либо обременений земли, а соответственно постановление Администрации Красносулинского района от 25.04.2012 г. № вынесено незаконно.
Поскольку собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается ограничение, всегда относится к числу лиц, чьи права этим затрагиваются, то не извещение его о внесении ограничения должно было повлечь отказ во внесении в государственный земельный кадастр сведений об ограничении - охранной зоны газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов) и установления зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>».
Административный истец указывает, что является заинтересованным правообладателем, подразумеваемым в статье 19 Закона о земельном кадастре. Факт внесения ограничения без ее согласия очевиден и не может быть опровергнут. У кадастровой палаты не имелось оснований полагать, что внесение в государственный земельный кадастр изменений, связанных с ограничением, не затрагивает интересов собственника этого участка и может быть произведено без его уведомления. Кроме того, указанные действия привели к противоречию между зарегистрированными в ЕГРП правами и данными земельного кадастра. Объектом права собственности является конкретный земельный участок, прошедший кадастровый учет, поэтому права административного истца были нарушены именно кадастровой палатой, изменившей характеристики принадлежащего ей участка.
Дело было назначено к слушанию, Стороны направлены извещения о времени и месте слушания дела, о чем имеются подтверждения в материалах дела.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Администрации Красносулинского района <адрес> представителя административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, представителя третьего лица ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала, согласно их заявлениям, имеющимся в материалах дела.
Представитель Администрации Красносулинского района <адрес> ФИО3 административный иск не признала, представила письменный отзыв. из которого следует, что оспариваемое постановление принято администрацией Красносулинского района, являющейся органом местного самоуправления в рамках, предоставленных п. 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ полномочий и в соответствии с требованиями Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 №. Административным истцом не представлены доказательства того, как нарушаются ее права оспариваемым постановлением. Кроме того, обратила внимание суда на то, что ФИО2 пропустила срока обращения с административным иском в суд, т.к. приобретая в собственность 1/2 долю в праве общей долевой собственности земельного участка не могла не знать о внесенных ограничениях использования земельного участка.
Позиции административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, материалы дела не содержат.
Из отзыва представителя третьего лицаПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала усматривается, что оспариваемое истцом постановление принято Администрацией Красносулинского района в рамках, предоставленных п. 3 ст. 56 ЗК РФ полномочий и в соответствии с действующим законодательством РФ, до приобретения собственником ФИО2 права собственности на 1\2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с КН № по мнению представителя третьего лица, оспариваемым истцом постановлением и действиями по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования вышеуказанного земельного участка права административного истца не нарушены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Исходя из положений Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», под линейно-кабельным сооружением связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Под волоконно-оптической линией передачи (ВОЛП) понимается совокупность линейных трактов волоконно-оптических систем передачи, имеющих общий оптический кабель, линейные сооружения и устройства их обслуживания (СО 153-34.48.519-2002. Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ", <адрес> 24.04.2003).
В целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № утверждены Правила охраны линий и сооружений связи РФ, которые являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п. 4 Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 №, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет, что ограничения (обременения) – это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
В силу ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) могут устанавливаться такие ограничения прав на землю, как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО2 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с №, общей площадью 46711 кв м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, на основании договора купли –продажи от 13.12.2012г., заключенного между продавцом ФИО6 и покупателем ФИО2 13.12.2012 года ( л.д. 11-13), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24.01.2013 года ( л.д. 9)..
Исковые требования истца мотивированы тем, что согласно кадастрового паспорта земельного участка от 07.04.2016 года № по земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему истице на праве собственности проходит зона особого режима использования земель 61.18.2.2, устанавливающая особые условия использования территории – охранную зону газораспределительных сетей. Истец утверждает, что основанием для внесения данных ограничений прав на ее земельный участок явилось оспариваемое постановление Администрации Красносулинского района от 25.04.2012 №.
Из материалов дела, исследованных в судебном заседании, следует, что 25.04.2012 года Администрацией Красносулинского района было вынесено постановление № «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>». ( л.д. 129-133 ).
Основанием для принятия вышеуказанного постановления явилось обращение ОАО «Вымпел-Коммуникации», являющегося собственником линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической линии передачи» «ВОЛП «<адрес>», право собственности которого подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2010 года № что подтверждается материалами дела.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление принято администрацией Красносулинского района в рамках, предоставленных п. 3 ст. 56 ЗК РФ полномочий и в соответствии с требованиями выше указанных правовых актов, до приобретения права собственности истцом на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с №
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. государственный кадастровый учет носит заявительный характер.
Постановка на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости возможно только на основании обращения заявителя в установленном законом порядке в орган кадастрового учета, согласно ст. 20 Закона о кадастре и представления заявителем необходимых в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре для осуществления такого учета документов.
Согласно п. 6.1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 267 от 03.06.2011г. «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий
В соответствии с изданным постановлением администрации Красносулинского района № от 25.04.2012г. по заявлению собственника волоконно-оптической линии передачи в кадастровый паспорт земельного участка с КН № внесена запись: « Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса РФ. Зона особого режима использования земель. 61.18.2.2. Постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи» ВОЛП» <адрес>» (от 25.04.2012г. №). Данное ограничение использования земельного участка распространяется на площадь 935 кв.м.
Вместе с тем, из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 61:18:0600022:542 следует, что в отношении данного земельного участка имеется два ограничения,
- одно из которых внесено на основании оспариваемого постановления и содержит следующую запись: «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса РФ. Зона особого режима использования земель. 61.18.2.2. Постановление Администрации Красносулинского района «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (охранная зона) на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи» ВОЛП» <адрес>» (от 25.04.2012г. №)» ( л.д.17 ).Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической линии передачи (ВОЛП) «<адрес>», проходящее по земельному участку истца введено в эксплуатации 10.12.2009 года,
- второе содержит следующую запись: «Об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса РФ. Отнесен к зонам с особыми условиями использования территорий – охранным зонам газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов). Режим использования установлен статьями 3,14-16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000г. № «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей». Основанием для внесения данной записи указано Свидетельство о государственной регистрации права от 06.02.2014 г. №. Указанное ограничение земельного участка распространяется на площадь 697 кв.м. ( л.д. 16 ).
Таким образом, из имеющихся в деле документов усматривается, что истец ошибочно полагает, что на основании именно оспариваемого ею постановления Администрации Красносулинского района внесена запись об ограничении прав на ее земельный участок в связи с прохождением по нему газораспределительных сетей.
Доводы административного истца ФИО2 о том, что ни она, ни другие собственники не давали согласия на прокладку указанной ВОЛП и внесение каких-либо обременений земли, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на дату приобретения ФИО2 в собственность 1\2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок (право собственности истца на данный земельный участок возникло 24.01.2013 года), этот земельный участок уже имел указанные ограничения, а в силу части 5 ст.56 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату приобретения истцом земельного участка с кадастровым номером № предусмотрено сохранение ограничений прав на землю при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Характеристики земельного участка как объекта отражены в кадастровом паспорте земельного участка. Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической линии передачи (ВОЛП) <адрес> проходящее по земельному участку истца введено в эксплуатации 10.12.2009 года, поэтому при покупке земельного участка административный истец не могла не знать о проходящем по участку линейном объекте, в отношении которого законодательство требует устанавливать охранную зону.
Кроме того, что также существенно, в кадастровом паспорте земельного участка зарегистрированы ограничения использования земельного участка административным истцом, а не ограничения права административного истца на распоряжениепринадлежащим ей земельным участком. Поэтому нет никакого противоречия между зарегистрированными в ЕГРП правами административного истца и данными земельного кадастра.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения и действий незаконными, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения, действия и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Между тем, в данном случае таких обстоятельств не установлено.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доводы представителя администрации Красносулинского района о пропуске ФИО2 трехмесячного срока обращения в суд с данным административным иском, заслуживают внимания, поскольку ФИО2 при совершении в декабре 2012 года сделки по покупке земельного участка с кадастровым номером № могла и должна была знать об установлении охранной зоны по этому земельному участку, поскольку характеристики земельного участка как объекта отражены именно в кадастровом паспорте земельного участка.
Утверждения административного истца о том, что об установленных ограничениях использования земельного участка ей стало известно только при рассмотрении гражданского дела в суде 14.04.2016г., несостоятельны.
Таким образом, исследовав представленные суду материалы дела, в том числе представленные ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> по запросу суда, оценив все доказательства в их совокупности, с учетом их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований административного истца ФИО2, по основаниям, изложенным в нем. Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что суду не представлено доказательств нарушения прав ФИО2 существующимобъектом линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес> – <адрес>», построенного до приобретения ФИО2 права собственности на спорный земельный участок, ее разрешениена строительство данного объекта не требовалось. Оспариваемым постановлением и оспариваемыми действиями по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земельного участка с кадастровым номером №, права административного истца не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации Красносулинского района <адрес> филиалу ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес>, заинтересованному лицу ПАО «Вымпелком» в лице Ростовского филиала об оспаривании постановления Администрации Красносулинского района № от 25.04.2012, действий ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> по внесению в кадастр сведений о зоне особого режима использования земель 61.18.2.2., устанавливающей особые условия использования территории - охранную зону газораспределительных сетей (категория опасных производственных объектов) и охранной зоны на объект: Линейно-кабельные сооружения волоконно-оптической линии передачи ВОЛП» <адрес>», и обязании исключить сведения о них в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2016г.
Судья М.Л. Самойленко