ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2260/2021 от 03.02.2022 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-438/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2022 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Щербаковой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску АДМИН.ИСТЕЦ к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Правительство города Севастополя о признании отказа незаконным и его отмене, возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованное лицо: Правительство города Севастополя о признании отказа незаконным и его отмене, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что он является членом СТСН «Керамик» и пользователем земельного участка площадью 227 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, СТСН «Керамик», уч. , находящегося в границах землепользования СТСН «Керамик». ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении как члену некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ- в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку испрашиваемая площадь земельного участка согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории составляет 227 кв. м, при этом предельный минимальный размер земельного участка для размещения садового участка, установленный постановлением Правительства Севастополя №317-ПП «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя» (с изменениями от 27.12.2019) составляет 400 кв. м. АДМИН.ИСТЕЦ считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав обратился в суд.

Административный истец в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требований административного иска поддержал, просит их удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать в связи с необоснованностью.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не представил.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, АДМИН.ИСТЕЦ с ДД.ММ.ГГГГ является членом СТСН «Керамик», в его пользовании находится земельный участок площадью 227 кв. м, предназначенный для ведения индивидуального садоводства.

Как усматривается из представленной суду выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ СТСН «Керамик», земельный участок в границах СТСН «Керамик» находится в настоящее время в пользовании АДМИН.ИСТЕЦ, при этом его площадь указана как 227 кв. м.

Согласно государственному акту на право постоянного пользования землей в пользовании СТСН «Керамик», которое является правопреемником СТ «Керамик», находится земельный участок 5,7203 га, предназначенный для ведения коллективного садоводства, расположенный по адресу: г. Севастополь, , в районе .

Как усматривается из представленных суду документов, земельный участок в СТСН "Керамик" (ранее – СТ «Керамик») образован площадью 227 кв. м. с 2000 года, ранее находился в пользовании иного члена кооператива, который был исключен из товарищества в связи с грубым нарушением положений Устава.

В дальнейшем административным истцом была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления и согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано, поскольку испрашиваемая площадь земельного участка согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории составляет 227 кв. м, что менее предельного минимального размера земельного участка для размещения садового участка, установленного постановлением Правительства Севастополя №317-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя» (400 кв. м).

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок подготовки схемы земельного участка на кадастровом плане территории определен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Пунктами 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, среди прочего, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Пунктами 1 и 2 настоящей статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 01 марта 2022 г. члены некоммерческих организаций, созданных до 01 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, садоводческому товариществу «Керамик», реорганизованному в 2015 году в СТСН «Керамик», на основании решения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р предоставлен в постоянное пользование земельный участок с целевым назначением: «для ведения коллективного садоводства», о чем ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией выдан государственный акт о праве постоянного пользования землей серии .

Таким образом, земельный участок, из которого образован земельный участок, находящийся в пользовании административного истца, был предоставлен садоводческому товариществу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Испрашиваемый земельный участок распределен в пользование административного истца АДМИН.ИСТЕЦ, являющегося членом СТСН «Керамик» и пользователем земельного участка площадью 227 кв. м, что подтверждается представленными в материалы дела копиями документов.

При этом данные об изъятии указанного земельного участка из оборота, ограничении в обороте либо о том, что в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, материалы дела не содержат.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у административного истца права приобретения в собственность находящегося в его пользовании земельного участка в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пунктам 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Как установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктами 2, 4 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Реализуя указанное право на приобретение в собственность земельного участка, административный истец, действуя согласно указанным положениям Земельного кодекса, обеспечил подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка, фактическая площадь которого, как установлено в результате кадастровых замеров, составила 227 кв. м.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 г. №317-ПП «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя» утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования города Севастополя, и установлен предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого для размещения садового участка, который составляет 400 кв. м.

Ссылаясь на указанные положения постановления Правительства Севастополя, и учитывая, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 227 кв. м, то есть менее предельного минимального размера, ответчик принял оспариваемое решение.

В то же время, хотя образование земельного участка с точки зрения правового регулирования этого действия, выполнялось в 2021 году, формирование и предоставление в пользование, то есть фактическое образование испрашиваемого земельного участка в том его размере, в котором он заявлен для предоставления в собственность, состоялось до принятия Правительством Севастополя постановления от 20 апреля 2017 г. №317-ПП «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя», устанавливающего, в том числе, предельный минимальный размер образуемого земельного участка.

Применение нормативных правовых актов к правоотношениям, возникшим до их принятия и вступления в силу, противоречит принципу действия закона во времени, а в рассматриваемом случае, кроме того, препятствует реализации положений пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», определяющим за административным истцом ее право приобретения в собственность находящегося в пользовании земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что поскольку суду представлены доказательства формирования спорного земельного участка в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, оспариваемое решение является незаконным, нарушающим права административного истца, в связи с чем заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе АДМИН.ИСТЕЦ в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, СТСН «Керамик», уч. , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ- – незаконным и его отменить.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление АДМИН.ИСТЕЦ №ГУ от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ ) о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, СТСН «Керамик», уч. площадью 227 кв. м.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 17 февраля 2022 года.

Судья В.В.Казацкий