Дело № 2а-2261/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 мая 2017 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.В.,
при секретаре Власовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г.Челябинска об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г.Челябинска о признании незаконным уведомления № от д.м.г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение, путем принятия административного истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска указала, что д.м.г. на имя Главы города Челябинска ею подано заявление о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. д.м.г. ею получено уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с неполным непредставлением пакета документов, а именно, в связи с непредставлением заявления о согласии на передачу персональных данных, в том числе биометрических персональных данных и запросе информации и документов от бывшего супруга ее дочери Р.В.Н. – Р.А.А. Так Р.А.А. состоял в официальном браге с ее дочерью Р.В.Н. в период с д.м.г. по д.м.г., членом семьи ФИО1 он не является, совместно с ней и членами ее семье не проживает, не общается, место его нахождения истцу и членам ее семьи не известно.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя, адвоката Смакотиной Е.А.
Представитель административного истца Смакотина Е.А. в судебном заседании поддержала требования, изложенные в административном иске. Административным ответчиком в уведомлении не указана норма закона, позволяющая понять причину отказа в предоставлении истцу муниципальной услуги. ФИО1, как и Р.В.Н. не имеют каких-либо контактных данных о месте нахождения бывшего супруга Р.В.Н. – Р.А.А., отношений не поддерживают, не общаются, установить его местонахождение не представляется возможным, в связи с чем, у ФИО1 не имеется реальной возможности предоставить административному ответчику заявление о согласии на передачу персональных данных, в том числе биометрических персональных данных и запросе информации и документов от Р.А.А., которое он должен подписать лично. Иным способом защитить свое нарушенное право не может.
Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г.Челябинска ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, представив письменный отзыв, согласно которому д.м.г. ФИО1 обратилась к Главе города Челябинска Е.Н.Т. с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с п.9.3 административного регламента при наличии у заявителя и (или) членов его семьи общего совместного имущества в виде жилых помещений, нажитых в браке (в том числе в ранее заключенных браках), учитывается доля совместно нажитого недвижимого имущества. Из представленных ФИО1 документов было установлено, что у Р.В.Н. (дочери ФИО1) с д.м.г. по д.м.г. был заключен брак с Р.А.А. ФИО1 при обращении за муниципальной услугой не было предоставлено заявления о согласии на передачу персональных данных, в том числе биометрических персональных данных и запросе информации и документов от Р.А.А., поскольку ее дочь находилась в браке с данным гражданином до д.м.г. В связи с этим, у Комитета отсутствовала возможность осуществить проверку и направить межведомственные запросы в Управление Росреестра по Челябинской области о наличии (отсутствии) жилых помещений у Р.А.А., приобретенных в период брака с Р.В.Н. Дополнительно пояснил, что, не смотря на то, что Р.А.А. не является членом семьи заявителя, но, поскольку с момента расторжения брака с Р.В.Н. прошло менее 3 лет, Комитету, при рассмотрении заявления ФИО1, необходимо проверить имущественное положение Р.А.А., для чего требуется собственноручно подписанное Р.А.А. заявление о согласии на передачу персональных данных, в том числе биометрических персональных данных и запросе информации и документов.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что д.м.г. ФИО1 обратилась к Главе города Челябинска Е.Н.Т. с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве членов семьи ФИО1 указала своих дочерей Р.В.Н. и И.А.Ф.
д.м.г. Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г.Челябинска ФИО1 направлено уведомление № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Основанием для отказа явилось не представление заявителем заявления о согласии на передачу персональных данных, в том числе биометрических персональных данных и запросе информации и документов от бывшего супруга ее дочери Р.В.Н. – Р.А.А.
Согласно частям 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (часть 1 статьи 54 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации", утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 25.11.2015 № 277-п для предоставления муниципальной услуги ее исполнителю необходимо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации рассмотреть вопрос по существу, для чего требуются документы, указанные в пунктах 9.1 и 9.2 настоящего административного регламента.
Одним из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются, в соответствии с указанным Административным регламентом (п.11), является представление неполного комплекта документов, установленных настоящим административным регламентом.
Вместе с тем, судом установлено, что, к заявлению о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО1 был предоставлен требуемый пакет документов, в том числе подтверждающий степень родства заявителя и членов ее семьи, а также справка о составе семьи ФИО1, выданная **** по состоянию на д.м.г., в соответствии с которой в квартире по адресу: ****, находящейся в общей долевой собственности ФИО1, И.А.Ф., Х.В.Н. по 1/3 доли, постоянно зарегистрированы 4 человека: ФИО1, д.м.г. г.р., И.А.Ф., д.м.г. г.р., Р.В.Н., д.м.г. г.р. и В.В.В., д.м.г. г.р.
Кроме того, ФИО1 к представленному заявлению были приложены иные документы, подтверждающие сведения об отсутствии у членов ее семьи, проживающих совместно, права собственности на иные объекты недвижимости.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из доводов истца, указанных в административном иске и пояснений представителя административного истца, дочь ФИО1 – Р.В.Н. расторгла брак с Р.А.А.д.м.г., то есть до подачи ФИО1 заявления о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Как указано административным истцом, Р.А.А. не является членом семьи ФИО1, совместно с ней в ее квартире не проживает, не зарегистрирован, ни она, ни члены ее семьи с Р.А.А. отношения не поддерживают, местонахождение указанного гражданина в настоящее время им не известно.
В связи с вышеизложенным, доводы представителя ответчика о том, что у Комитета отсутствовала возможность осуществить проверку и направить межведомственные запросы в Управление Росреестра по Челябинской области о наличии (отсутствии) жилых помещений у Р.А.А., приобретенных в период брака с Р.В.Н., являются несостоятельными, поскольку, в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выписки из ЕГРП для последующего предоставления в органы местно самоуправления в целях получения государственных и муниципальных услуг органы местного самоуправления и иные государственные органы обязаны запрашивать у Росреестра самостоятельно.
Предоставление документов и информации, осуществляется, в том числе, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра (п.1 ст.7.1 Федерального закона).
В соответствии с п.9.1 Административного регламента в случае если для предоставления муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем и (или) членом его семьи, при обращении за получением муниципальной услуги заявитель и (или) член его семьи дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных, в том числе, биометрических персональных данных указанного лица.
Вместе с тем, данным положением Административного регламента не возложена прямая обязанность на заявителя о предоставлении документов, подтверждающих наличие согласия иных лиц, не являющихся заявителем и (или) членом его семьи, или его законного представителя на обработку персональных данных, в том числе, биометрических персональных данных указанного лица, а органом, осуществляющим принятие на учет, в данном случае, данное согласие у заявителя ФИО1 в отношении Р.А.А. дополнительно не запрашивалось.
Административным истцом ФИО1 при обращении с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма были выполнены требования п.9.1 Административного регламента, а именно ею самостоятельно было предоставлено заявление на имя Главы города Челябинска о согласии на обработку персональных данных, в том числе биометрических персональных данных, и запрос информации и документов в отношении нее и членов ее семьи.
Учитывая изложенное, обжалуемый административным истцом отказ № от д.м.г. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, по основанию непредставления ФИО1 заявления о согласии на передачу персональных данных, в том числе биометрических персональных данных и запросе информации и документов от бывшего супруга ее дочери Р.В.Н. – Р.А.А., не может быть признан законным и обоснованным, и доказательств обратного административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение, путем принятия административного истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку в рамках рассмотрения данного административного дела и оснований выданного отказа, судом не исследовались все обстоятельства и основания для отказа ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, заявленные ФИО1 требования подлежат частичному удовлетворению, а обжалуемое ею уведомление Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации ****№ от д.м.г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении следует признать незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление № от д.м.г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В остальной части заявленных требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий п/п О.В. Захарова
Копия верна.
Мотивированное решение изготовлено 16.05.2017г.
Судья О.В. Захарова