УИД 24RS0032-01-2023-000558-24
Дело: 2а-2261/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 02 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Львовой Т.Л., с участием
представителя административного истца ФИО2 – ФИО3 (доверенность от 30.01.2023г.),
представителя административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска – ФИО4 (доверенность от 22.12.2022г.),
при секретаре Цехмистер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с административном иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в котором просит признать незаконным решение от отказе № М-19992 от 27.12.2022 года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500325:9, расположенного по адресу <адрес>. Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем совершения действий, необходимых для заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500325:9, расположенного по адресу <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500325:9, расположенного по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении указанного земельного участка, просила заключить с ней соглашение о перераспределении земельного участка за счет пустующего земельного участка по соседству по адресу <адрес>, на котором длительное время никто не проживает, участок заброшен и не обрабатывается, строения сгорели и разрушены. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесен отказ № М-19992 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что по результатам визуального обследования установлено, что на испрашиваемом участке расположены разрушенные объекты, кирпичный забор, что является основанием для отказа, предусмотренном п. 18 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец полагает данный отказ незаконным. Согласно уведомлению Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на объекты недвижимости по адресу Красноярск, <адрес> реестре отсутствуют. Согласно письму <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ информация о собственнике земельного участка по адресу Красноярск, <адрес> администрации района отсутствует. На испрашиваемом земельном участке никаких объектов недвижимости на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ не находилось. Имеется только хлам и строительный мусор от разрушенных и сгоревших зданий, полуразрушенный кирпичный забор, который объектом недвижимости не является. Кроме этого основанием для отказа в перераспределении земельного участка указано, что часть испрашиваемой территории является землями общего пользования. При этом в отказе не конкретизировано, в какой части испрашиваемый участок относится к землям общего пользования, а самое главное к какой категории Департамент отнес эту часть (площадь, дорога, сквер, бульвар, пляж и т.д.)
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, о дате и месте судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, доверила защиту своих интересов представителю ФИО3 (полномочия проверены), который в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска ФИО4 (полномочия проверены) в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, согласно которых, запрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В данной территориальной зоне установлены предельные размеры (минимальные 0,03 га/максимальные 3 га) земельных участков. Следовательно, из земель, испрашиваемых к перераспределению, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в зоне Ж-1 возможно образование земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости площадью 381 кв.м., что подтверждается ситуационным планом территории. Таким образом, земельный участок площадью 381 кв.м. может быть предоставлен как самостоятельный объект гражданских прав третьим лицам на аукционе. При таких обстоятельствах административный истец не лишен возможности приобрести права на земельный участок площадью 381 кв.м. в общем порядке, предусмотренном статьей 39.11 ЗК РФ. Учитывая изложенное, требования административного истца направлены на обход публичных процедур предоставления земельного участка с торгов. Представленная истцом схема не соответствует проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск. Учитывая изложенное, документы планирования, правила землепользования и застройки указывают на препятствия для использования испрашиваемого земельного участка в целях разрешенного использования для застройки индивидуальными жилыми домами, и следствие препятствие для перераспределения спорного земельного участка.
Административный ответчик заместитель руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска ФИО5 в судебном заседании не присутствовала, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованные лица представители администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района в г. Красноярске, ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 - 4 части 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства
Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из п.п. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пп.11 п. 9 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса.
Согласно п.п. 3 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
На территории г. Красноярска нормативным актом территориального зонирования являются Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Красноярск и о признании утратившим силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее по тексту - Правила).
Согласно Правилам установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, предоставленным гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса.
Пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отнесена, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, за административным истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером 24:50:0500325:9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство типовых индивидуального жилого дома, общая площадь 431 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2013 года, выпиской из ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН, за земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> право собственности не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности с землями, государственная собственность на которые не разграничена (вх. № М-19992), в котором просила утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 895 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № на основании пп. 3 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
27.12.2022 года заместителем руководителя ДМИЗО администрации г.Красноярска ФИО2 дан ответ за № М-19992 об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель неразграниченной государственной собственности. Отказ мотивирован тем, что часть испрашиваемой территории является землями общего пользования, образование земельного участка в испрашиваемых границах не соответствует требованиям п. 6 ст. 11.9 земельного кодекса РФ. Кроме того по результатам визуального обследования установлено, что на испрашиваемом к перераспределению земельном участке расположены разрушенные объекты, кирпичный забор. Правоустанавливающие документы, на которые не предоставлены.
В соответствии с актом от 29.05.2023 года, составленным специалистом отдела муниципального контроля ДМИЗО администрации г. Красноярска ФИО8, ФИО9 осуществлён осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что на участке находятся разрушенные объекты: фундамент площадью застройки 85,5 кв.м. на месте жилого дома с кадастровым № (ЛитА), фундамент и стены на месте сараев (Лит Г, Г2, Лит 3), кирпичный забор.
Судом установлено, что в соответствии со сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с условным кадастровым номером 24:50:0500325:0026 расположен по адресу Российская Федерация, <адрес>, находится в территориальной зоне застройки жилыми домами (Ж-1). Собственником домовладения с инвентарным номером 10049 по указанному адресу является ФИО7 В ЕГРН по данному инвентарному номеру числится одноэтажный жилой дом с кадастровым № по адресу: <адрес>, площадью 31,6 кв.м., год завершения строительства 1959. Сведения о зарегистрированных правах отсутствует.
Согласно заключению отдела землеустройства Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.12.2022 года, испрашиваемый земельный участок находится на пресечении красной линии проекта внесения изменений в УДС территории общего пользования – улицы, проезды. Площадь по выписке 431 кв.м., испрашиваемая площадь участка 895,0 кв.м., увеличивается на 464 кв.м., площадь зданий 63,7 кв.м., предельные размеры(0,03 га – 0,20 га). Основания для отказа в предоставлении земельного участка: можно сформировать участок для иных видов разрешенного использования; земельный участок в двух территориальных зонах; полуразрушенные строения, документы не предоставлены.
По заключению Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по состоянию земельного участка с условным номером 24:50:0500325:0026, на присоединённом участке находятся разрушенные объекты, кирпичный забор. В отношении капитальных объектов запланировано проведение контрольных мероприятий, для принятия мер по устранению захламления информация направлена в администрацию Ленского района в г. Красноярске.
Наличие разрушенных объектов на испрашиваемом земельном участке подтверждается также представленным в материалы дела фотоматериалом.
Факт нахождения на спорном земельном участке на момент обращения с заявлением в администрацию г.Красноярска разрушенного фундамента здания и полуразрушенного забора, представителем административного истца, не оспаривался.
Наличие на спорном земельном участке вышеуказанных строений, в соответствии с п. п. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, являлось законным основанием к отказу в перераспределении земельного участка.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в случае перераспределение данного земельного участка это приведет к увеличению площади земельного участка, находящегося в границах с землями общего пользования и нарушит границы красных линий, что противоречит нормам законодательства.
Таким образом, у суда не имеется оснований для признания незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 27.12.2022 года № М-19992 в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500325:9 с землями неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемый Отказ принят Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в пределах представленных полномочий, с соблюдением установленных требований, является законным и обоснованным. В связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ДМИиЗО администрации г. Красноярска, администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа, возложении обязанности следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным решения об отказе № М-19992 от 27.12.2022г. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> в г.Красноярске, возложении обязанности совершить действия, необходимые для заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> в <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Л.Львова
Составление мотивированного решения отложено до 16 октября 2023 года.